Тезирование науч.текста. Свертывание текста Структура тезисов. Тезисы

Первичные вторичные. Характеристика простых, основных и сложный тезисов.

Тезисы–это основные положения науч. статьи, доклада, лекции, кратко раскрывающее идею автора.

Тезирование–это процесс составления тезисов. Тезирование представляет с собой свертывание(компрессию) науч. информ. с целью сжатого изложения только самого важного материала.

Тезисы имеют четкое логическое деление на 3 основные части:

– вводная, разъяснительная часть (преамбула)

– основное тезисное изложение (3-6 тезисов)

– заключительный тезис

Тезисы отв. на 3 вопроса Что изучалось? Как изучалось? Какие результаты получены?

Первичные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада или статьи автора. Задача автора кратко и емко изложить свой вопрос в письменной форме. А вторичные тезисы создаются на основе текстов, принадлежащих другому автору. С помощью плана текст разбивается на смысловые части, находится в каждой части главное. После уяснения сути текст формулируются основные положения–тезисы.

Тезисы могут быть простыми, основными и сложными.

Основные тезисы– это принципиально важные главные положения, обобщающие содержание текста. Основные тезисы можно хорошо составить только после ознакомления со всем текстом в целом.

Простые тезисы– это главные мысли которые можно выделить из любой части науч. текста, даже при первоначальным ознакомлении с ним. В большинстве случаев простые тезисы могут быть составлены из цитат.

Сложными тезисами являются записи, включающие в себе простые и основные тезисы. Если сложные тезисы составить к пунктам сложного лана, то главным пунктам будут соответствовать основные тезисы, а подпунктам–простые тезисы. В сложных тезисах: основные тезисы выражают микротему, простые тезисы раскрывают эту микротему.

Конспект как вид переработки науч. текста. Цели и этапы конспектирования. Виды конспектов. Особенности планового, текстуального, свободного, тематического конспектов.

Конспект– эта сокращенная логическая связная запись информ., отражающая основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются кратко самыми яркими примерами.

Конспектирование

1. Процесс мыслительной, интеллектуальной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста в форме конспекта. Происходящая при этом спец.переработка информ. определяется как «свертывание»

2. Сложный и своеобразный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение с письмом.

Цели конспектирования

переработка информации и трансформация её вида.

свертывание информ., её сжатие,сокращение

выделение в тексте самой важной информации

создание структурной или понятийной модели проблемы.

Этапы конспектирования:

1. Восприятие материала– просмотровое прочтение материала

2. Составление плана научного изложения–отбор наиболее важной информации: теоритических положений, наиболее убедительных примеров, в каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы.

3. Переформулирование (трансформация)– обработка информации, уменьшение его объема за счет исключение в первоисточнике повторов, подробностей и.т.п. или путем обобщения целого ряда, однородных актов.

4. Отбор, переработка информ. всегда зависят от уровня от уровня языковой культуры конспектирующего, его профессиональных знаний.

5. Фиксация информации по признаку ее новизны, важности и.т.п. главная информ. может фиксироваться в конспекте в разных формах: в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений.

При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику – интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания

Особенности планового конспекта.

Содержит пункты и подпункты, которые детализируют содержание конспектируемого текста, отражают логическую структуры и взаимосвязь отдельных положений. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта;

Текстуальный конспект: Подробная форма изложения в виде цитирования текста–источника с целью выявить спорные моменты или ошибочность утверждении автора.

Свободный конспект:

Создается в процессе обработки нескольких текстов при сопоставлении, сравнении и сведении к единой конструкции.

Тематический составляется по нескольким источникам;

конспектируется материал по определенной заданной теме;

анализируется различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Различают тематический обзорный конспект–тематический обзор на опред. тему, с использованием одного или чаще нескольких источников;

хронологический конспект, при котором запись основных положений источника подчинена хронологической последовательности событий.

17. Композиционно–смысловая структура науч. текста. План развернутого общего содержания научной работы: введение, основная часть, заключение. План свернутого содержания науч. работы: заглавие, аннотация, оглавление.

Развернутый план содержания науч. работы– организационный документ, определяющий состав и структуру содержания работы. Его предназначение–установить предварительное структурное построение и логическую последовательность изложения текста работы.

Введение–это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. В научной работе введение содержит общую постановку проблемы, обязательный обзор использованной литературы и источников. Введение составляет 10% общего объема науч. работы.

Во введение отражают актуальность исследования–причины выбора темы и обоснование необходимости исследования.

Цель исследования представляет с собой конкретизацию темы работы, то ради чего проводится исследование.

Объект исследование представляет с собой широкую область науки, в рамках который лежит исследуемая проблема. Систему взаимосвязей в которой она зарождается.

Предмет исследование составная часть объекта, непосредственно подлежащая исследованию.

Значимость полученной работы– для кого полученный результаты будут представлять интерес, как из можно будет применить на практике.

Степень изученности темы– характеристика степени освещенности темы в литературе, выделение наиболее важных проблем существующих подходов к их решению.

Новизна работы подразумевает оценку вклада автора в развитие данной темы.

Характеристика базы исследований. Данный элемент введения чаще применяется для работ с практической частью.

Описание структуры работы. В этой части введения указывает на присутствие и количество таких структурных элементов как : введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.

Основная часть посвящена к раскрытию, детализации, доказательству, основных положений работы. В начале дается информация обзорного характера, затем–новая информация. Приводятся и объясняются сведение о результатах исследования.

Заключение содержит итоги науч. работы, изложение основного концептуального содержания работы, кратко формулируется выводы и результаты исследования. Вывод–умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования. На заключение отводят около 5% общего объема работы.

Заглавие представляет с собой одновременно и элемент текста и самостоятельную информативную единицу. Функционально закрепленная позиция заглавия–перед и над текстом. Заголовок самостоятельно используется вне текста.

Аннотация– краткая характеристика науч. работы с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы науч. работы, цели работы и ее результаты.

Аннотация выполняет следующие функции:

– дает возможность установить основное содержание науч. работы;

– используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

В оглавлении представлено содержание работы с помощью обозначения параграфов, разделов, глав и других подразделов учебно-научной работы. Оглавление может быть расположено как в начале так и в конце работы. Различают простое и развернутое оглавление. Развернутое оглавление отличается от простого оглавления большей смысловой нагрузкой текста. В нем раскрывается содержание глав научной работы, тезисно расписываются параграфы.

18. Цитирование как форма представления чужой речи в научном тексте. Способы цитирования научного текста: сцепление, погружение. Прямое и косвенное цитирование научного текста. Основные правила оформления цитат. Цитата- это точная , дословная буквальная выдержка из какого-либо текста с обязательной ссылкой на источник . Цитаты используются:а)для документального подтверждения своих выводов ссылкой на авторитетный источник ; в) для критического разбора того или иного научного труда. Выделяют 2 способа введения цитатыв окружающий контекст : 1)Сцепление цитаты с новым текстом, которое происходит по синтаксическим моделям прямой или косвенной речи 2)Погружениецитаты в принимаемый текст , когда цитата «погружается» в контекст без использования вводящих компонентов Прямое цитирование – оформляется как прямая речь Косвенное цитирование – оформляется как косвенная речь Основные правила оформления цитат:

1)Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.

2)Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

3)Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

4)Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.

5)Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

6)После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие

7)Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами

19. Аннотирование как вид переработки первичного научного текста. Структура и виды аннотаций с учетом особенностей потребителей. Аннотации справочные и рекомендательные, общие и специализированные. Аннотация–наикратчайшее изложение содержания научной работы.Ее цель – дать самое общее представление о работе , чтобы рекомендовать ее определенному кругу читателей.

Основные виды аннотаций: Справочные, рекамендательные , общие, специализированные.

1.Справочные

Основная их цель – привлечь внимание читателей к особенностям издания, на характер приложений, на художественный, а возможно – технический, уровень текста.

2. Рекомендательные

Зачастую они содержат довольно критическую оценку. В них идет речь о значимости произведения для читателей. Это необычная оценка. Это поиск аргументов, которые должны убедить читателей ознакомиться с работой, или наоборот. Рекомендательная аннотация куда сложнее, нежели справочная.

3. Общие

Они, как правило, характеризуют документ целиком. Могут быть как справочные, так и рекомендательные. Пишут их для достаточно обширной аудитории читателей. Но не стоит забывать, что пересказ недопустим. Нужно лишь оговаривать основную идею и способы ее воплощения.

4. Специализированные

Они создаются для очень узкого круга читателей. В них отражаются лишь основные моменты в произведении, к примеру – технические особенности или другие описание героев, и пр. Как правило, чаще всего это справочные аннотации, но бывают и рекомендательные.

Стуктура аннотации :

Аннотация любого типа имеет три обязательные смысловые части :

А)библиографическое описание

В)формулировка главной темы

С)адресат аннотируемого текста

Кроме того , а в аннотаций могут быть факультативные части :

А)композиция,структура текста ,сведения об авторе ;

В)иллюстрации , способ подачи материала , инструкции по использованию.

20Структура справочно-библиографического описания. Виды библиографического описания: алфавитный, нумерационный, систематический, хронологический..Библиографическая описание –совокупность библиографическихсведений о документе.

Структура библиографического описания следующая:

1.Заголовок описание

2.Заглавие

3.Издание

4.Выходные данные

5.Количественная характеристика данных

6.Надзаголовочные данные

7. Примечание

Виды биб. описаний

1) Алфавитный библиографический описания . При алфавитной группировке описания источников располагают в общем алфавите фамилий авторов и заглавий

2) Хронологический библиографический список Принцип расположения описаний - по году издания

3) Систематический библиографический описание Систематический способ построения списка предполагает перечисление литературы по отраслям знаний, важным проблемам рукописи, тематическим рубрикам и т.д. Источники общего характера рекомендуется объединять в отдельный раздел.

4) При использовании нумерационного построения списка отсылки представляют собой порядковый номер библиографического описания, заключенный в квадратные скобки.

21. Реферирование научных текстов. Выделение главной и второстепенной информации. Компрессия информации. Виды репродуктивных рефератов: реферат-конспект, реферат-резюме. Виды продуктивных рефератов: реферат-обзор, реферат-доклад. Реферирование – интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.

● Репродуктивные рефераты бывают двух видов – реферат-конспект и реферат-резюме.

А) Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

В) Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

● Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.

А) Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

В) Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяется три основных компонента:

● библиографическое описание;

● собственно реферативный текст;

● справочный аппарат.

22.Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. Клишированные языковые средства для составления рецензии на дипломную работу. Рецензия – это один из видов компрессии текста. Этот вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.

Рецензия (осмотр, обследование): 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма; 2. Отзыв о научной работе или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

Рецензия (рассмотрение). Официальный письменный отзыв. Рецензия – это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора, в ней содержится анализ и оценка какого-либо научного сочинения, аргументированная оценка авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявленные недостатки.

Структура рецензии. В содержательной структуре рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей):

1.Предмет анализа; 2. Актуальность темы; 3. Краткое содержание; 4. Оценочная часть; 5. Выводы.

В первой части указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация …

Во второй части отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение и т.п.

В третьей части рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями…

В оценочной части обычно в начале дается общая оценка. Затем отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов. При выявлении и констатации недостатков предполагается доброжелательное отношение к работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме.

23. Отзыв о научной работе как один из видов компрессии текста. Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва – представить работу к защите или к изданию.

Отзыв, в отличие от рецензии, реализуется через рассуждение-объяснение. В вопросах: с какой целью, для чего и зачем пишется отзыв, этот жанр приближается к рецензии.

Структура отзыва:

1.Вступление : Предмет анализа ; Актуальность темы; Структура текста ;

2.Основная часть: Краткое содержание ; Общая оценка :положительные моменты; Спорные моменты;

Недостатки и недочеты ;

3.Заключение

4.Выводы : итоговая оценка , пожелания автору.

Отличие отзыва и рецензии

Отзыв Рецензия

1.Небольшое критическое произведение , 1. Критическая оценка научного текста .

Кратко описывающее книгу, фильм и т.д. Особое место в рецензии занимают за-

Всего лишь мнение о произведении мечания.

2.Цель : представить работу к защите или изданию. 2.Цель:совершенствование самого науч-

Даст только общую характеристику работы без подробного ного прецесса. Необходим подборный ,

анализа , но содержит практические рекомендации по детальный анализ

использованию материалов исследования 3. Осуществляется через – рассуждение -

3.реализуется через рассуждение с объяснением доказательство и рассуждение- раз-

4.состоит из сложных предложений мышление

5.отвечает на вопрос Почему данное явление 4.Состоит из сложных предложений

происходит. 5. Отвечает на вопрос По какой причине происходит

то или иное явление?

Резюме-выводы как текст вторичной информации. Языковые средства для построения резюме-выводов. Отличие резюме-выводов от отзыва, аннотации, реферата, рецензии.Наряду с традиционными жанрами вторичной информации – рефератом, аннотацией – используются так называемые резюме-выводы, или сжатые выводы.

Резюме-вывод не идентичен реферату. Во-первых, он короче; во-вторых, благодаря его минимальному размеру он значительно дольше остается в памяти. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств– максимум информации.

Это обычно несколько запоминающихся выразительных предложения, раскрывающие, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

Сущность их такова: исследователь обычно после прочтения статьи по своей специальности приходит к какому-то выводу относительно содержащихся в ней сведений.

Резюме-выводы как жанр вторичного текста, в отличие от рецензии и отзыва, как правило, не содержат критический анализ и оценку. В отличие от реферата-обзора он значительно короче и в этом смысле приближается к аннотации.

Резюме-выводы, раскрывающие качество описываемого предмета в нескольких предложениях, по своей функции близки к функции рекламного текста.

Наши рекомендации