V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок
Заданий части 2
Примеры работ выпускников и анализ их экспертных оценок
В качестве примеров рассмотрим несколько ответов выпускников, полученных в процессе апробирования экспериментальных вариантов. Сравнивая их с эталонами ответов, прокомментируем выставленные экспертами баллы. Для сравнения предлагается вторая оценка ответов, выставленная разработчиками заданий.
Вариант 1
№20.
В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните рисунки нормальных эритроцитов (А) и эритроцита в растворе (Б). Определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора солей в сосуде (выше нормы, ниже нормы, соответствует норме), если в крови в норме концентрация раствора солей составляет 0,9%. Ответ поясните.
А. Б.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) концентрация раствора 0,9%; 2) эритроцит в растворе не изменился, так как раствор в сосуде соответствует физиологическому | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Ответ ученика 1:
По внешнему виду эритроцита Б незаметно изменение по сравнению с рис. А. Из этого следует, что концентрация соли в растворе соответствует норме.
Оценка эксперта – 2 балла. Оценка разработчика– 2 балла.
Ответ правильный.
Ответ ученика 2:
Эритроциты в растворе Б имеют концентрацию, соответствующую норме. Значит, в крови в норме концентрация составляет 0,9%.
Оценка эксперта – 1 балл. Оценка – 0 баллов.
В ответе допущены ошибки, нет ответа на вопрос, как определена концентрация раствора. Переписан частично текст задания. Такой ответ нельзя оценить положительно.
№21.
В процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке. Определите тип и класс животного, для которого характерен такой головной мозг. Каковы особенности кровеносной системы и органов дыхания этого животного? |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) тип Хордовые; 2) класс Млекопитающие; 3) четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения; 4) органы дыхания – альвеолярные лёгкие | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает один из названных выше элементов ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ ученика 1
На рисунке изображен мозг животного типа Хордовые, класс Млекопитающие
Оценка эксперта – 1 балл. Оценка – 1.
Ответ неполный, имеются только два элемента из эталона. Согласно критерию ответ оценивается в 1 балл.
Ответ ученика 2
На рисунке изображен мозг типа позвоночные, класс земноводные. Особенности кровеносной системы – двухкамерное сердце, два круга кровообращения (большой и малый), хладнокровность. Особенность органов дыхания – дышат легкими.
Оценка эксперта – 0 балл. Оценка – 0.
Ответ неправильный.
№22
В 1724 г. английский священник Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное число листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Объясните с чем это связано. Ответ поясните. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Описание ответа: 1. Изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением 2. . Чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде. 3. С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды пропорционально общей площади поверхности листьев | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ ученика1
В сосуде с водой, где на ветке было больше листьев, осталось меньше воды, а где было меньше листьев, осталось больше воды. Это и есть закономерность, установленная Хейлзом. Уровень воды неодинаковый, так как одной ветке требуется меньше воды для восстановления повреждённых участков.
Оценка эксперта: 1 балл. Оценка – 1.
Ответ неполный, нет объяснения причины испарения воды. Закономерность отсутствует в ответе. Имеется ошибка, вода не восстанавливает повреждённые участки.
Ответ ученика 2.
В сосуде, в котором была ветка с наименьшим числом листьев, воды осталось больше, т.к. листьев мало и они меньше испаряют воду. В сосуде, где были ветки с большим числом листьев, воды осталось меньше, т.к. они испаряют больше воды. Закономерность: где меньше листьев, тем больше воды остается в сосуде (они меньше впитывают воду, так как меньше испаряют).
Оценка эксперта: 3 балла. Оценка – 2.
Ответ правильный, но закономерность определена нечетко, это объяснение причины, а не закономерность. Однако эксперт поставил высший балл и завысил отметку.
№23
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) в профазе мейоза I число молекул ДНК – 56, число хромосом – 28; 2) в профазе мейоза II число молекул ДНК – 28, хромосом – 14; 3) перед мейозом I число молекул ДНК увеличивается за счёт репликации ДНК, а число хромосом не меняется; 4) после редукционного деления мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшилось в 2 раза | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает 2–3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2–3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ ученика 1
В профазе мейоза I - 2n4с , то есть 28 хромосом, 56 ДНК, потому что перед началом деления в интерфазе произошла репликация ДНК. В профазе мейоза II n2с, то есть 14 хромосом, 28 ДНК, так как перед делением репликация не происходит.
Оценка эксперта: 3 балла. Оценка 2 балла.
Ответ правильный, но неполный. Причина уменьшения числа хромосом в профазе мейоза II не объяснена. Поэтому не может быть выставлен максимальный балл. Оценка завышена.
Ответ ученика 2
В профазе мейоза I – 28 хромосом, а в профазе мейоза II – 14 хромосом, так как они поляризовались.
Оценка эксперта: 1 балл. Оценка - 0 баллов.
Ответ неполный и имеются ошибки. Не указано число молекул ДНК в мейозе 1 и мейозе II. Нет объяснений профазы мейоза 1 и мейоза II. Имеется ошибка. Первые два элемента представлены частично, имеется ошибка, что не дают права на получение 1 балла. Оценка завышена.
№24.
Составьте родословную по следующим данным. Для составления родословной используйте условные обозначения, представленные на рисунке.
Мужчина страдает ночной слепотой. У его матери и отца нормальное зрение. Его жена, дочь и сын имеют нормальное зрение. Жена сына также здорова. Одна дочь от этого брака имеет нормальное зрение, а другая страдает ночной слепотой. Определите вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы | |
Рисунок родословной 1) 2) 3) 4) 2) Вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой, – 25% | ||
К1 | Составление родословной | |
В ответе представлен полный рисунок родословной, не содержит ошибок | ||
На рисунке допущена 1 ошибка | ||
На рисунке допущены 2 или более ошибки или рисунок отсутствует | ||
К2 | Определение вероятности наследования признака | |
Правильно определена вероятность наследования аномалии в семье и пол ребенка | ||
Неправильно определена вероятность наследования аномалии в семье или пол | ||
Максимальный балл | 3 |
Ответ ученика 1
Родословная .
Оценка эксперта: 2 балл. Оценка - 2 баллов.
В ответе имеется только родословная, но нет решения задачи. Отсутствует ответ на вторую часть задания. Согласно критерию оценивания выставлено 2 балла.
Ответ ученика 2
аа х АА
Аа – дети здоровы.
Сын Аа, дочь Аа
А, а, А, а
Дети АА, 2Аа, аа.
Вероятность того, что ребенок родится с ночной слепотой, составляет 25%
Оценка эксперта: 1 балл. Оценка - 1 балл.
Имеется только решение задачи, но нет схемы родословной. Согласно критерию оценивания выставлено 1 балл.
№25.
Среднегодовой процент жира в молоке у 25 коров одной породы из одного стада представлен в таблице. Составьте вариационный ряд и постройте график вариационной кривой, отражающей зависимость частоты встречаемости признака от его значения. Определите среднее значение признака по формуле
М = Σ(υ·ρ)/ n
(где М – средняя величина; Σ – знак суммирования; υ – варианта; ρ – частота встречаемости вариант; n – общее число вариант вариационного ряда).
3,9 | 3,5 | 3,8 | 4,2 | 3,9 | 4,0 | 3,9 | 3,8 | 4,0 |
3,8, | 4,0 | 3,9 | 3,6 | 4,0 | 4,3 | 3,8 | 4,1 | 3,7 |
3,9 | 4,1 | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 3,6 | 3,7 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа 1) вариационный ряд 3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1 2) построение графика 3) Среднее значение признака М=Σ (3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1)/25=3,888 | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает два из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает все названные выше элементы, но содержит ошибки | |
Ответ включает один из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ ученика 1
Оценка эксперта - 3 балла. Оценка - 2 балла.
Согласно заданию, необходимо составить вариационный ряд, график и вычислить среднее значение признака. Однако вариационный ряд не составлен. Оценка завышена.
Анализ ответов выпускников и их экспертных оценок позволил сделать вывод о том, что выставление баллов часто основано на субъективности проверяющих. Поэтому перед началом проверки работ тестируемых необходимо тщательное предварительное обсуждение членами предметных комиссий критериев ответов, составление веера возможных вариантов ответов и разработка единых подходов.
Для проверки развернутых ответов учащихся требуется специальная подготовка экспертов, проведение консультаций и тренингов.
Анализ ответов экзаменуемых на задания с развернутым ответом, проведенный в течении последних лет, показал, что среди причин допускаемых ошибок следует назвать следующие:
1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению (заполнение бланков ответа).
2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.
3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.
4. Освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу, в ответах на задания части 2.
5. Несформированность умения работать с текстом, выделить в нем главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию.
6. Отсутствие вывода, обобщения, пояснения, требуемого в задании с развернутым ответом при наличии соответствующего указания (Ответ поясните; приведите примеры; какой закон проявляется в конкретном случае; объясните полученные результаты).