Развитие мышления основа речевых упражнений
Устная форма
ГОВОРЕНИЕ | СЛУШАНИЕ |
ПИСЬМО | ЧТЕНИЕ |
Письменная форма
Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь — это речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим. Внутренняя речь — это непроизнесенная и ненаписанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе. В отличие от внешней внутренняя речь лишена четких грамматических форм, она оперирует главным образом понятиями — отдельными знаменательными словами и целыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задачи, обдумывание материала к устным высказываниям и особенно к письму.
Внешняя звучащая, произносимая речь бывает диалогической и монологической. Диалог — это разговор двух или нескольких человек. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик собеседника, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых высказываниях, так как дополняется мимикой, жестами, интонациями. Типичным вариантом диалога является беседа. Монолог — это речь, обращенная к слушателям или к самому себе. Он не поддерживается вопросами и требует большой собранности, сосредоточенности говорящего. Иногда материал для монолога накапливается в течение длительного времени, обдумывается и записывается план, подготавливаются отдельные его фрагменты, отбирается лексика. Школьные монологи — это пересказ прочитанного, рассказ по картине или на заданную тему, выступление, сочинение и т.п.
Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь — звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, эмоциональная окраска, усиливаемая жестами и мимикой, и т.п.). Письменная речь — это передача информации (высказывания) в графическом виде (с помощью букв).
Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения. Поэтому говорят об опережающем развитии устной речи. Письменная речь полнее и сложнее устной. В ней чаще употребляются конструкции, усложняющие предложения. В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации. В некоторой степени это компенсируется знаками препинания. Письменная речь осложнена орфографией. Наконец, она составляется и протекает значительно медленнее.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна.
1. Потребность в высказывании — условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказаться о чем-либо письменно или устно.
2. Содержание речи — условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.).
3. Средства языка — условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.
В связи с этим детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования ее на практике у ребенка формируется чувство языка. Следовательно, методическим требованием развития речи учащихся является создание условий для активной речевой деятельности: восприятие образцов речи и мотивировка речевых высказываний.
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. В связи с этим ряд задач решает школа.
1. Усвоение литературной языковой нормы. Детей учат отличать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, учат литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значения известных им слов, грамматические формы и конструкции, учатся употреблять те или иные языковые средства в определенных речевых ситуациях.
2. Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с этим дети овладевают особенностями письменной речи в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.
3. Совершенствование культуры речи, доведение ее до необходимого уровня.
Совершенствование речевой деятельности учащихся предполагает формирование четырех обобщенных умений:
а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознать
свою коммуникативную задачу;
б) планировать содержание сообщения;
в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;
г) осуществлять контроль за своей речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера. Для решения
указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В
этой работе выделяются три направления:.
—работа над словом;
—работа над словосочетанием и предложением;
—работа над связной речью.
Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа — дикция, орфоэпия, выразительность. Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением — это синтаксический уровень. Лингвистической базой для этих двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Работа над связной речью — это уровень текста. Основой для нее являются теория текста (лингвистика текста), логика, теория литературы.
Эти три направления работы развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т.д.
Развивая речь учащихся, следует соблюдать четко определенные требования речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Перечислим основные требования к речи учащихся, содержательность, логичность, точность, богатство, ясность, выразительность, правильность.
Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько говорящий или пишущий хорошо знает то, о чем говорит или пишет. Когда высказывание построено на знании фактов, на наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно.
Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знание материала, непродуманности темы или особенностями мыслительной деятельности.
Точность речи. Это требование предполагает умение не просто изложить факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели оптимальные языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые наиболее точно передают мысль.
Богатство языковых средств. Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание, — это требование, вытекающее из точности речи.
Ясность речи. Речь должна быть доступна слушателю и читателю, ориентирована на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать ее цитатами, терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативно целесообразна в любой ситуации и зависеть от цели высказывания, от условий обмена информацией.
Выразительность речи. Это качество предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности. Устная речь воздействует на слушателя интонациями, а письменная — общим настроением, отбором излагаемых фактов, выбором слов, их эмоциональной окраской, построением фраз.
Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, орфоэпическую — для устной.
Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе.
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
1) последовательностью упражнений;
2) перспективностью упражнений;
3) разнообразием упражнений;
4) взаимосвязью упражнений.
В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока и во внеклассные мероприятия.
Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи, необходимо учитывать ведущие положения функциональной стилистики, культуры речи, лингвистики текста.
Функциональная стилистика предполагает, что речи «вообще» не существует, есть ее разновидности, каждая из которых как бы обслуживает ту или иную сферу деятельности и общения. Условно выделено пять типовых сфер общения и соответственно им пять стилей речи:
1) разговорный (сфера обиходно-бытового общения);
2) научный (область науки и техники);
3) деловой (оформление официально-деловых отношений);
4) публицистический (общественно-политическая практика);
5) литературно-художественный (искусство).
Каждый из этих стилей имеет свою специфику, которая обусловлена различием ситуаций общения. Своеобразие той или иной типовой ситуации общения выдвигает определенные требования к организации высказывания — к отбору как содержания, так и языковых средств.
В связи с этим сделан важный методический вывод о том, что следует развивать не речь «вообще», а речь разговорную, деловую, художественную и т.д., формирование речевых умений детей нужно связывать с работой над конкретными стилями речи. Для начальных классов следует отобрать актуальные для реальной речевой практики младших школьников и наиболее контрастные стили: разговорный, научно-деловой (средний между сугубо научным и официально-деловым) и литературно-художественный. Для первого стиля характерна непринужденность, живость; для второго — строгость; для третьего — образность и эмоциональность.
Культура речи — это лингвистическая дисциплина, которая рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Качествами хорошей (коммуникативно-целесообразной) речи являются ее точность, богатство, выразительность. Таким образом, правильность и коммуникативная целесообразность — две ступени речевой культуры, выделяемые в современном языкознании.
Названная область лингвистики помогает четко определить задачи и содержание работы по совершенствованию культуры речи в школе: учить пользоваться средствами языка, т.е. говорить правильно с учетом ситуации общения.
Лингвистика текста рассматривает и изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), специфику построения предложений в каждом из них, способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов и т.д. Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике пока нет. Однако большинство лингвистов выделяют такие признаки текста:
—наличие группы предложений;
—их смысловая связность (единство предмета речи, т.е. темы, и наличие основной мысли и ее развития);
—структурная связность предложений.
Понимание отличительных особенностей текста позволяет достаточно четко определять те умения, которые важно формировать у младших школьников: умения понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, осознавать ее и развивать в своей речи, располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой. Детей следует специально учить построению текста, в том числе учить осознавать предмет речи и основную мысль, а также отбирать сведения, необходимые для раскрытия темы и развития высказанной мысли.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ОСНОВА РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. По мнению Л. Выготского, внешняя речь — это процесс превращения мысли в слова, ее материализация. Психологической основой речи служит мысль, поэтому и условием речевого развития является обогащение мысли. Лишь на основе сформированности системы понятий и развитости умственных действий возможно успешное становление речи.
Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения оболочку.
Точное понимание смысла слова, обозначающего понятие, умение быстро, в доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами, позволяет человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление.
Наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Овладение языком — запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в предложения и тексты, — создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.
Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Помимо логического, понятийного (речевого) мышления существует также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Последние два вида чаще всего обходятся без речи. Но все виды мышления обычно совмещаются.
С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразить различными словами и структурами.
Речь служит основным средством изучения мышления; уровень развития речи является важнейшим критерием мыслительного развития.
Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль.
Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на определенные умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.
Лучшим материалом для выработки логических умений являются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств и раскрытия причинно-следственных отношений: «Почему?».
Важнейший источник речевых упражнений — сама жизнь, все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, используется для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышления и речи.
Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков. В тренировочных целях учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.
Приведем примеры упражнений, направленных на выделение признаков.
1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе арбуза?
2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак.
3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый.
4.О ком (или о чем) можно сказать:высокий — низкий, белый — черный, едят — пьют?
5. Назовите общие признаки: вороны и скворца; весны и осени; стола и стула.
6. Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них самый главный?
К.Д. Ушинский писал, что все в мире человек узнает не иначе, как через сравнение. Сравнивать — это значит устанавливать сходство и различия между предметами и явлениями. Сравнение возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, так как сравнивать можно лишь по существенным признакам.
При составлении заданий на сравнение нужно учитывать следующие требования:
1) сравнивают только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее;
2) сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления);
3) сравнение должно завершаться выводами;
4) начинать сравнивать следует с противопоставления контрастных признаков.
Материал для сравнения дают наблюдения, но можно опираться на картинки, прочитанный текст, жизненный опыт детей. Сравнивать можно два, три, четыре и более объекта, но начинаются упражнения со сравнения двух предметов или явлений.
Одна из важнейших задач умственного развития учащихся — это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления. Поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, выявленные в ходе наблюдений, сравнений.
Определение понятий приучает школьников к точной, строгой передаче своих мыслей. Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения и их группы.
Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в подведении видовых понятий под родовые.
Специальные упражнения в обобщении проводятся в основном в I и II классах:
1) Каким одним словом можно назвать эти предметы?
2) Какой предмет лишний? (Выделение объектов, не обладающих необходимыми признаками.)
3) Дайте связное объяснение своего выбора.
Упражнения в обобщении проводятся и на грамматико-орфографическом материале. Понятие формируется постепенно, в результате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессе группировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной из наиболее сложных мыслительных операций — к определению понятий. Определение понятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления их с признаками другого объекта.
Часто допускаются так называемые описательные определения, т.е. такие, в структуре которых родовое понятие отсутствует, а есть лишь видовые признаки. Например: Гроза — это когда дует сильный ветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь.
Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения.
Суждения связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственная зависимость. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносило новые факты и суждения.
Для развития мышления особенно важно овладеть умозаключением.
Умозаключение — это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается новая мысль: «Сейчас хлынет дождь» (она и является умозаключением). В умозаключении всегда можно обнаружить причину («Надвигается туча») и следствие («Хлынет дождь»).
Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно-следственной зависимости повышает культуру речи учащихся, делает их речь строже, доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения:
1) устное или письменное описание наблюдений за изменениями в природе;
2) составление планов текстов;
3) установление последовательности в серии сюжетных картинок;
4) постоянное обращение к детям с вопросами: «Почему? Как? Покажите».
Все перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся лишь в том случае окажут развивающее воздействие на них, если учитель систематически на всех уроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д.