Понятие и значение авторского права
Термин "авторское право" понимается в двух значениях:
- в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
- в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:
- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ);
- сочетание личных интересов автора с интересами общества;
- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;
- свобода авторского договора.
Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.
Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права, и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора, и т.п. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территории и сроке использования.
В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений, как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).
Такое согласие фиксируется в договоре, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое употребление будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом и сроком использования. По истечении этого срока все права возвращаются к автору.
В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, участником которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.
Однако, кроме норм авторского права, при заключении конкретных договоров на использование произведений большое значение имеют, как уже отмечалось, общие нормы обязательственного (гражданского) права. Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотрены договором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будет применяться к договору (т.е. либо право России, либо страны проживания контрагента). Этот вопрос стороны могут решить путем определенной записи в договоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемые коллизионные нормы, т.е. нормы, позволяющие определить, право какой страны должно применяться в подобных случаях.
Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как "правообладатель на произведение", которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если произведение издано, правообладатель указывается на титульном листе издания или на обороте титульного листа под знаком C.
§ 2. Источники авторского права
Основополагающим нормативным актом, регулирующим авторско-правовые отношения в Российской Федерации, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" в редакции закона от 19 июля 1995 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2866.
Помимо норм ГК и Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве) к авторско-правовому законодательству можно отнести Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" <1> (далее - Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных), Закон РФ от 18 октября 1995 г. "Об архитектурной деятельности" <2> и некоторые другие. Был принят также ряд подзаконных актов, в частности, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, в которых регулировались отдельные вопросы авторско-правовой охраны, например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" <3> и Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." <4>, Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года <5>, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм", Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. N 413 "О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав" <6>.
--------------------------------
<1> ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.
<2> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.
<3> САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 994.
<4> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2476.
<5> СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.
<6> СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 2004.
В определенной степени авторско-правовые вопросы регулируются и Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) (в ред. Федеральных законов от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ, от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ, от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ, от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ, от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) <*>.
--------------------------------
<*> В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в ВВС РФ. 1992. N 7. Ст. 306.
К числу источников авторского права, как указано выше, можно отнести и соглашения (как двусторонние, так и многосторонние) по международно-правовой охране авторских прав.
В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).
Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наша страна, явилась Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, к которой СССР (правопреемником которого является Россия) присоединился 27 мая 1973 г. В соответствии с Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств - участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике Конвенции так же, как и произведения его граждан. Произведения, не выпущенные в свет, соответственно пользуются той охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Всемирная конвенция не имеет обратной силы, т.е. предоставляет конвенционную охрану тем произведениям иностранных авторов, которые были опубликованы после вступления в силу Конвенции для присоединившейся страны. Все произведения, опубликованные до указанной даты, охране не подлежат.
Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Действие Всемирной конвенции распространяется также на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство имеет право предоставлять одинаковую авторско-правовую охрану всем лицам, постоянно проживающим на территории данного государства.
Всемирная конвенция установила исключительное право автора на перевод, определила минимальный срок охраны авторского права, который не может быть менее жизни автора и 25 лет после его смерти. В остальном применяется принцип национального режима, который состоит в том, что в соответствии со ст. II Конвенции граждане любого договаривающегося государства пользуются в отношении своих произведений, впервые выпущенных на территории своего государства, правовой охраной в любом другом договаривающемся государстве наравне с его гражданами.
Гражданин признается субъектом авторского права с момента создания произведения в какой-либо объективной форме. Это значит, что для признания авторского права за кем-либо не требуется соблюдения каких-либо формальностей (таких как депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.).
Впоследствии с 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и с 13 марта 1995 г. (с оговоркой об отсутствии обратной силы) - к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Бернская конвенция также фиксирует принцип национального режима, однако закрепляет ряд положений без отсылки к внутреннему законодательству (исключительное право автора на перевод своих произведений, право на воспроизведение экземпляров произведений, на передачу произведений по радио и телевидению, на публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, на публичное чтений произведений, на переделку, на запись музыкальных произведений механическим способом и др.). Таким образом, Бернская конвенция обязывает каждое государство, участвующее в ней, принять необходимые законодательные меры для ее применения.
Бернская конвенция установила минимальный срок охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Указанный срок подлежит обязательному применению в странах-участницах.
Среди международных конвенций следует также упомянуть Стокгольмскую конвенцию от 14 июля 1967 г., учредившую Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и Конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированную Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и дает надлежащие рекомендации.
Двусторонние соглашения, являясь результатом согласования воли только двух государств, имеют возможность более полно урегулировать свои взаимоотношения, учесть особенности национальных законодательств (например, вопросы налогообложения и взаимных расчетов). В настоящее время Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия и некоторыми другими.
Значение норм международных соглашений состоит в том, что в случае противоречия между нормами международных соглашений и нормами внутреннего законодательства преимущество имеют нормы международных соглашений (п. 2 ст. 7 ГК).
§ 3. Авторское право и Интернет
Активное использование сети Интернет в России восходит к началу 90-х годов. В настоящее время в нашей стране она насчитывает несколько миллионов пользователей.
Основная цель Интернета заключается в обмене информацией. Особенностью сети является так называемая трансграничность, т.е. отсутствие каких-либо государственных границ, которые могли бы воспрепятствовать использованию Интернета в любой точке земного шара. Доступ в Интернет обеспечивают так называемые провайдеры, т.е. организации, имеющие в собственности специальное оборудование (серверы), позволяющее публиковать информацию в Интернете. Информация размещается на сайтах, имеющих свой адрес и дополнительное доменное имя.
С момента зарождения Интернета возникла проблема правовой охраны произведений, которые активно используются при обмене информацией. Речь идет прежде всего о несанкционированном воспроизведении в Интернете охраняемых авторским правом произведений. В первую очередь незаконно воспроизводятся литературные произведения, однако в последнее время все чаще используются и музыкальные произведения. Так, развитие техники достигло такого уровня, что пользователь компьютера с записывающим дисководом получает возможность записывать, а также стирать и перезаписывать фонограммы на компьютерные компакт-диски с последующим их воспроизведением на любых бытовых устройствах (формат МР 3).
Следует отметить, что действующее законодательство оказалось не готово к регулированию нового явления. Существующее разнообразие подходов, связанных с решением правовых проблем использования произведений в Интернете, обобщенно сводится к трем основным:
- охрана авторских и смежных прав в Интернете нецелесообразна вообще;
- охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными правовыми способами невозможна. В связи с этим необходимо создать принципиально новый правовой аппарат для решения проблемы;
- охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
Возникают также споры о том, можно ли рассматривать Интернет как средство массовой информации в чистом виде. При этом следует учитывать, что существуют зарегистрированные средства массовой информации, которые функционируют только в электронном виде (например, vesti.ru). Для решения указанных проблем в настоящее время разрабатывается проект закона о развитии Интернета в РФ, а также проект постановления Правительства РФ о регистрации сетевых СМИ.
Попытки правового регулирования сети Интернет делались и на международном уровне. Так, в 1996 г. в Женеве под эгидой ВОИС были заключены два международных договора:
Договор ВОИС по авторскому праву, касающийся охраны прав авторов литературных и художественных произведений;
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
В обоих договорах говорится об обеспечении правообладателям возможности контроля за публичным распространением их произведений в Интернете. В них особо подчеркивается, что право на воспроизведение полностью применимо к обмену информацией в цифровом виде, а также говорится о необходимости разработки технических мер, направленных на охрану произведений от незаконного использования в Интернете.
Вместе с тем отдельные исследователи проблемы полагают, что ввиду невозможности контролировать использование произведения в Интернете решение проблемы лежит в том, чтобы заранее включать авторский гонорар за такое использование в стоимость компьютерного оборудования либо в тарифы за пользование Интернетом <*>.
--------------------------------
<*> См.: Фичор М. Интернет и право - это лев и антилопа // Коммерсантъ. 2002. 22 марта.
Отсутствие должного правового регулирования этого вопроса ведет к появлению судебных споров. Так, в Арбитражный суд Москвы был подан иск ООО "Промо-ru." к издательству "Познавательная книга плюс" о нарушении исключительных прав на использование произведений Т. Бокарева, принадлежавших истцу <*>. По утверждению последнего, ответчик неправомерно использовал указанные произведения в сборнике "Реклама в Интернете", который он выпустил в свет. Один из самых сложных вопросов заключался в том, что часть созданных Т. Бокаревым произведений существовала только в электронном виде. Другими словами, речь шла о том, чтобы доказать существование произведений вообще. Такие доказательства истцом были представлены, и суд запретил дальнейшее распространение ответчиком указанного произведения.
--------------------------------
<*> Http//www.aport.ru
Делаются попытки бороться с неправомерным использованием в Интернете музыкальных произведений. В качестве примера можно назвать судебный иск крупнейших студий звукозаписи против компании "Напстер", на сайте которой посетители обменивались музыкальными файлами. По решению суда сайт был закрыт.
Для того чтобы активно противодействовать незаконному использованию в Интернете произведений, была создана специальная организация - Российское общество по мультимедиа и сетям (РОМС). Целью указанной организации является коллективное управление имущественными правами в сфере Интернета и мультимедийных средствах.
§ 4. Субъекты авторского права
Среди субъектов авторского права выделяют прежде всего автора произведения (в том числе производного или составного). При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.
Следует отметить, что по ранее действовавшему законодательству субъектами первоначального авторского права могли быть и юридические лица. В связи с этим в п. 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" <*> отмечено, что авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие указанного Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного опубликования произведения или создания неопубликованного произведения. Речь прежде всего идет о правах на кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи. В соответствии с ранее действовавшей ст. 486 ГК РСФСР первоначальное авторское право возникало на указанные произведения у юридических лиц (киностудий, телевизионных студий и т.д.).
--------------------------------
<*> ВВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1244.
Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей.
Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Известны многочисленные случаи, когда знаменитые писатели, художники страдали психическими заболеваниями (например, Н.В. Гоголь). Законодательство об авторском праве не содержит каких-либо ограничений для признания таких лиц авторами. Однако если они в установленном порядке были признаны недееспособными, то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны.
Возникает вопрос о том, являются ли субъектами исключительных имущественных прав супруги авторов. В соответствии со п. 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое в браке, является совместной собственностью супругов. Термин "имущество" включает и имущественные права, в том числе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, можно прийти к выводу, что исключительные права на использование произведений являются совместной собственностью супругов. Неурегулированным остается вопрос, возникает ли совместная собственность на имущественные права в тех случаях, когда произведение было создано во время брака, а имущественные права (в частности, право на получение гонорара за использование произведения) возникли после расторжения брака.
Следует иметь в виду, что супруги могут заключить брачный договор. В этом случае супруги вправе определить в договоре, кому будут принадлежать имущественные права на произведения, созданные во время брака.
Субъектами авторских прав являются также иностранные граждане. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, авторское право признается за авторами и их правопреемниками - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Субъектами авторских прав являются также составители. Так, в соответствии со ст. 11 Закона об авторском праве и автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений при условии, что они самостоятельно обработали и систематизировали включенный в сборник материал (например, расположили материал по иной системе, снабдили его комментариями и примечаниями составителя сборника). Таким образом, законодатель рассматривает подбор и расположение материалов для включения их в сборник в качестве творческой деятельности. При этом авторское право у составителя возникает и в том случае, если входящие в сборник или в базу данных иные материалы не охраняются авторским правом (например, сборник частушек).
Возможны ситуации, когда составитель сборника включил в сборник произведение, охраняемое авторским правом, не получив предварительного согласия правообладателя на такое включение. Возникает вопрос о том, есть ли у составителя авторское право на это произведение. Представляется, что авторское право возникло, однако использовать произведение он не может.
Составители как субъекты авторского права обладают и личными неимущественными правами, однако эти права распространяются не на все элементы сборника, а лишь на те, которые являются результатом их творческого труда.
Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.
В случае нарушения авторского права переводчика последний, равно как и автор оригинального произведения, имеет право требовать восстановления нарушенного права, вплоть до запрещения выпуска или распространения произведения.
Аналогичные права возникают и в отношении авторов других производных произведений (переделок, аранжировок и т.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, и другие переработчики при создании своих произведений используют элементы формы других ранее созданных произведений. Переработчик пользуется авторским правом на созданное такого рода произведение при условии соблюдения им авторских прав на произведение, подвергшееся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Таким образом, при отсутствии согласия автора оригинала на перевод или иную переработку произведения авторское право у переводчика или иного переработчика все равно возникает, однако реализовать его они не могут (например, заключать договоры на использование). Наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переработки одних и тех же произведений.
Особым образом законодатель выделяет субъектов авторского права на аудиовизуальные произведения, под которыми понимаются произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха (лат. audio - слушаю) и зрения (лат. video - вижу). Такие произведения состоят из серии связанных между собой кадров (кинофильмы, телефильмы и т.д.). В соответствии со ст. 13 Закона об авторском праве авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого произведения. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об авторском праве заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой, если в договоре не указано иное, передачу исключительных прав на использование аудиовизуального произведения (воспроизведение, распространение, публичное исполнение и т.д.). Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании указывать свое имя и наименование либо требовать такого указания.
Субъектами авторских правоотношений являются также правопреемники авторов, к которым относятся в первую очередь юридические лица. Основой правопреемства в данном случае является заключение договора. К правопреемнику автора на основании договора обычно переходят те правомочия, которые автор, как правило, не может осуществить сам (право на издание, постановку и т.д.).
Произведения литературы, науки и искусства могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместном творческом труде; оказание всякого рода технической, организационной или иной подобной помощи при создании произведения или придания ему объективной формы не признается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства. Вопрос о творческом или техническом характере творческого участия может быть решен на основании оценки, данной экспертами. В результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни).
В качестве авторов или соавторов не признаются лица, организующие работу по созданию произведений, входящих в сложный объект в качестве элемента - продюсеры, издатели периодических изданий, энциклопедий и т.д.
Особым видом произведений, созданных в соавторстве, является интервью. Авторские права на интервью принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему интервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью.
Соавторство имеет место как в том случае, когда произведение образует одно неразрывное целое, так и в том, когда оно состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. В первом случае имеет место нераздельное соавторство (например, произведения Ильфа и Петрова), во втором - раздельное соавторство (например, главы учебника, написанные отдельными авторами и обладающими авторским правом на учебник в целом).
Объем творческого труда соавторов может быть неодинаковым, однако это не влияет на признание лица соавтором. Таким образом, достаточно минимального, но обязательно творческого вклада в общее произведение, чтобы считаться соавтором со всеми вытекающими отсюда правомочиями.
Претензия на соавторство, если она добровольно не принимается, предъявляется в суде в форме иска о признании соавторства. При этом истцами являются те, кто на это соавторство претендует, а ответчиками - те, кто указан в качестве авторов в произведении, готовящемся к выпуску в свет или уже выпущенном.
Творческое участие при соавторстве возможно на любой стадии создания произведения. Так, доработка начатого произведения может служить основанием для признания соавторства. При этом закон особо подчеркивает, что авторские права на произведение осуществляются соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения. В этом случае всем соавторам принадлежит авторское право на произведение в целом и каждому - авторское право на созданную им часть произведения.
Соавторство может быть только добровольным. По общему правилу, отношения между соавторами оформляются соответствующим соглашением, однако такие соглашения не являются обязательным условием соавторства. Соглашение о совместной работе, навязанное автору или соавторам (так называемое принудительное соавторство), признается недействительным.
Если же речь идет о произведениях, созданных в соавторстве, когда каждая часть произведения, созданная в соавторстве, имеет самостоятельное значение, то эта часть может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Совместная творческая работа по созданию коллективного произведения, по общему правилу, основывается на предварительном соглашении соавторов. Но в ряде случаев отношения соавторов могут возникнуть и при отсутствии такого соглашения (например, соавторство, установленное в судебном порядке).
Иногда вопрос о соавторстве возникает в случаях, когда какое-либо лицо осуществляет литературную обработку фактического материала, известного другому лицу. Вопрос о том, кто из участвующих в создании произведения в данном случае является автором (либо оба участника), решается в зависимости от того, каков творческий вклад каждого из них в созданное произведение.
При этом запись произведения сама по себе не делает записывающего автором произведения, поскольку подобная запись - дело чисто техническое, хотя и требующее определенной квалификации. И, наоборот, сообщение только определенных фактов лицу, которое на этой основе создало произведение, самостоятельное с точки зрения формы и содержания, также не делает сообщившего эти факты соавтором.
Авторское право переходит по наследству. В случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора при их нарушении. Авторские права могут наследоваться как по закону, так и по завещанию. Наследники являются субъектами авторских правоотношений в течение 50 лет после смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
В соответствии со ст. 14 Закона об авторском праве исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Вместе с тем автор сохраняет личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Из этого следует, что при создании служебных произведений работодатели также могут рассматриваться в качестве субъектов авторского права.
§ 5. Объекты авторского права
В качестве объектов авторских прав рассматриваются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения при условии, что такие результаты творчества выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия. При этом авторское право распространяется как на обнародованные (выпущенные в свет), так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме (п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве).
Помимо общего определения произведения, охраняемого авторским правом, в ст. 7 Закона об авторском праве дается примерный перечень таких произведений (литературные, драматические, музыкальные и др.).
Открытость перечня охраняемых авторским правом произведений обусловлена тем, что с развитием новых технологий появляются новые объекты авторского права.
Конкретизация категорий охраняемых авторским правом произведений, очевидно, вызвана тем, что провести грань между произведениями литературы, науки и искусства бывает достаточно сложно. К произведениям литературы можно отнести художественные произведения, выраженные в словесной форме, к произведениям науки - любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний об окружающей нас действительности, включая произведения научной литературы. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения живописи, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства и т.д. Так, статья, посвященная проблемам генетики, по своему содержанию должна быть отнесена к произведениям науки. Однако по своей форме - это произведение литературы, поскольку выражено в словесной форме и в письменном виде. Как было отмечено в литературе, "частные письма могут быть объектом авторского права, хотя бы отнесение их к произведениям науки, литературы или искусства затруднительно. То же относится и к шахматным и шашечным задачам и композициям" <*>.
--------------------------------
<*> Дозорцев В.А. Авторское дело в суде. Научно-практический комментарий. М., 1985. С. 28.
Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенных для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве).
Таким образом, можно выделить следующ