Предмет, методы и система интеллектуального права
Предмет интеллектуального права, т.е. интеллектуальные правоотношения, можно было бы определить следующим образом. Это общественные отношения, определяющие правовое положение личности как создателя творческих результатов, а также ее права и обязанности, взаимоотношения с обществом и государством по поводу творческих результатов, которым закон придает правовое значение в качестве результатов интеллектуальной деятельности.
Система методов правового регулирования в рассматриваемой сфере включает широкий спектр способов и приемов правового воздействия, характерных как для частно-правовых, так и для публично-правовых отраслей права. Это и метод договоров, и метод властного регулирования, и автономия личности, и общественный интерес.
Правовое регулирование интеллектуальной собственности имеет своей целью создать творческой личности оптимальный режим для достижения общественно полезного и значимого результата. И в этом, подчеркнем еще раз, важнейшая черта интеллектуального права как самостоятельной комплексной правовой отрасли в системе российского права.
Выделяя предмет правового регулирования, необходимо четко определиться в его основных, опорных понятиях. И прежде всего: что такое интеллектуальная собственность и исключительное право?
Приходится констатировать, что, с одной стороны, налицо правовая целина, т.е. недостаточная научная разработанность проблемы, отсутствие в данной сфере правовой доктрины в собственном смысле слова, а с другой - доминирование в имеющихся разработках гражданско-правового подхода. Вероятно, это объясняется достаточно консервативной традицией, которая присуща самому термину "интеллектуальная собственность".
Отдадим должное такому подходу и позиции российского законодателя, включающего интеллектуальную собственность в сферу Гражданского кодекса РФ и раскрывающего ее как исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. И именно через эти права сюда попадают так называемые средства индивидуализации, которые весьма условно можно назвать результатами интеллектуальной деятельности. Однако, у них служебное назначение, заключающееся в идентификации результатов интеллектуального творчества в условиях рыночного оборота. Это своего рода смежные и соответствующие промышленные права, несколько аналогичные с правами, смежными с авторскими. Можно назвать их сопутствующими правами.
Думается, современное понимание интеллектуальной собственности должно представлять информационные отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности и средств их индивидуализации, включающие взаимные права и обязанности создателя этих ценностей и государства - как исключительные, так и личные. Эти отношения регулируются в условиях и с учетом рыночных отношений на стоимостной основе.
Интеллектуальные правоотношения - это личные неимущественные и исключительные имущественные правоотношения, возникающие по поводу объектов интеллектуальной собственности.
Объекты интеллектуальной собственности - результат умственной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации товаров и услуг.
Субъекты интеллектуальных правоотношений - право- и дееспособные физические и юридические лица, являющиеся носителями (правообладателями) субъективных прав и юридических обязанностей участников интеллектуальных правоотношений.
Современная международно-правовая практика и внутригосударственное регулирование в сфере интеллектуальной собственности свидетельствуют о тенденции развития правового регулирования, которое условно может быть названо движением от частного к общему. Сейчас накоплен большой опыт правового регулирования отдельных объектов интеллектуальной собственности. Это, с одной стороны, позволяет перейти к укрупненному решению законодательных проблем на основе обобщения имеющегося опыта, а с другой стороны - разрешает на основе выявления общих закономерностей и принципов предвосхитить в некоторой мере моменты будущего развития и дать им легальный правовой статус.
Разобщенное, лоскутное правовое регулирование интеллектуальной собственности характеризуется сегодня противоречивостью, коллизиями, пробелами в нормативно-правовом решении многих проблем. Поэтому назрела задача кодификации законодательства, его объединения, приведения в соответствие с современными экономическими, политическими и правовыми реалиями.
В настоящее время правовые нормы по вопросам интеллектуальной собственности систематизируются в рамках части четвертой Гражданского кодекса РФ.
Проект четвертой части ГК РФ (главы 69-77, 337 статей) основан на концепции полной кодификации действующего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности. В основе этой концепции лежит оценка участия объектов интеллектуальной собственности в гражданском обороте как вполне сопоставимого по значению и стоимости с участием в гражданском обороте материальных ценностей.
При подготовке Проекта решались четыре основные задачи кодификационного характера:
полное сосредоточение в ГК РФ всего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности и ряда неразрывно связанных с ним иных норм (их условно можно назвать регистрационными правилами). Это повлечет отмену шести федеральных законов 1992-1993 гг. об отдельных видах интеллектуальной собственности, многочисленных последующих законодательных наслоений на эти законы, а также основательную расчистку федерального законодательства в этой области, вплоть до признания, наконец, утратившим силу ГК 1964 г.;
приведение федерального законодательства об интеллектуальной собственности в единую систему. Наиболее заметно в этом отношении выделение в четвертой части ГК РФ общих положений (глава 69, состоящая из 30 статей). Это влечет определенную законодательную экономию и, что важнее, позволяет сформулировать некоторые единые для законодательства об интеллектуальной собственности принципиальные положения;
ясное решение вопроса о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.);
проведение сложной кодификационной работы юридико-технического характера - устранение расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов, структурирование текста, значительное улучшение языка, редакции закона.
При всем желании ограничиться чисто кодификационной стороной дела рабочей группе пришлось при подготовке Проекта решать и задачи содержательного характера. Таких задач тоже четыре:
необходимо оснастить законодательство об интеллектуальной собственности нормами, регулирующими обращение (отчуждение, предоставление в пользование, залог) этих специфических объектов гражданского оборота. Вследствие причин исторического характера таких норм в нашем законодательстве сегодня явно недостаточно, в частности весьма общим образом регламентированы лицензионные отношения;
надо использовать подготовку Проекта четвертой части ГК РФ для того, чтобы расширить и усилить защиту авторов и других обладателей исключительных прав. В Проекте предусмотрена защита прав на некоторые новые объекты интеллектуальной собственности (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие). Как правило, это сделано с учетом соответствующих директив ЕС;
усиление ответственности (главным образом, гражданско-правовой) за нарушения прав авторов и других обладателей исключительных прав, вплоть до введения новых видов такой ответственности;
принятие четвертой части ГК РФ должно стать итогом тщательного воплощения в нашем законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств России в области интеллектуальной собственности. При составлении Проекта преследовалась цель обеспечить его соответствие и тем международным договорам, участником которых Россия может стать в ближайшем будущем (Соглашению ТРИПС, договорам ВОИС).
Тема 2. Авторское право