Учебно-методические материалы лекционного курса
Дисциплина
«Литература народов России»
Учебно-методические материалы лекционного курса
Лекция № 1. Введение. Мифология и фольклор
Как основа национальных литератур
История литературы народов России.
Первые памятники письменности (тюркоязычная литература; Кул Гали «Сказание о Юсуфе», поэзия Салавата Юлаева).
Среди выдающихся памятников героического эпоса особо выделяются алтайский эпос «Маадай-Кара», бурятский улигер «Гэсэр», карельские руны «Калевала», мордовское предание «Сияжар», калмыцкий «Джан-гар», тувинское эпическое сказание «Меге Баян-Тоо-лай», русские былины о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.); эпические сказания народов Кавказа «Нарты», якутское мифологическое героическое сказание (олонхо) «Нюргун Боотур Стремительный», башкирский героический эпос (кубаир) «Урал-батыр», хакасское сказание «Алтын Чюс». Все вышеперечисленные героические эпосы, какими бы древними они ни были, имеют историческую основу, в них мы видим отражение быта и реальных очень давних событий.
В основе эпосов большинства народов России, в первую очередь тюркских и монгольских, лежат мифологические представления, в соответствии с которыми весь мир состоит из трех ярусов — небесного, земного и подземного (подводного). Небожители бессмертны, а земля населена простыми смертными. Небожители доброжелательно относятся к людям и помогают им в борьбе с чудовищами подземного мира, которые олицетворяют силы зла. И хотя во многих эпических героических сказаниях есть элементы мифологического и мифического («Калевала», «Нюргун Боотур Стремительный», «Сияжар»), жизненная основа далеких времен явно ощутима.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Место курса «Литературы народов России» среди филологических дисциплин. Цели и задачи курса, хронологические рамки.
2. Периодизация национальных литератур.
3. Фольклор и развитие национальных литератур.
Лекция № 2. Общая характеристика осетинской литературы. Традиции русской литературы в творчестве К. Хетагурова
Поэзия и просветительская деятельность Косты Хетагурова.
Основные мотивы его творчества: гражданская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика.
Тема судьбы женщины в поэме «Фатима».
Некрасовские традиции и их отражение в творчестве К. Хетагурова.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Вопросы студентам для самопроверки
1.Назовите периоды творчества К. Хетагурова, кратко охарактеризуйте каждый из них.
2. Кому из русских поэтов близок К. Хетагуров в раскрытии темы поэта и поэзии?
3. Раскройте эволюцию любовной лирики поэта.
Лекция № 3. Шолом-Алейхем – основоположник еврейской литературы. Проблематика его произведений. Проблемы традиции и новаторства
Писательская деятельность Шолом-Алейхема.
Воплощение социальных мотивов в романах «Сендер Бланк и его семейка».
Трагическая участь таланта и тема искусства в романах «Стемпеню» и «Иоселе-соловей».
Цикл рассказов о Тевье-молочнике.
Своеобразие языка произведений Шолом-Алейхема.
Судьба человека из народа и её отражение в повести «Мальчик Мотл».
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Вопросы студентам для самопроверки
1.Назовите периоды творчества художника.
2. Раскройте эволюцию его творчества.
Лекция № 4. Татарская литература в системе литератур народов России. Творчество Г. Тукая и Мусы Джалиля –
Поэзия Г. Тукая. Просветительское направление его ранних стихотворений («Шакирд, или одна встреча», «О, перо»). Фольклорные традиции в поэме «Шурале».
Творчество Мусы Джалиля. Романтический герой его юношеской лирики («Душе моей»). Основные мотивы поэзии М. Джалиля 1930-х гг. История создания, основные мотивы и образы цикла стихотворений «Моабитская тетрадь»
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
История татарской советской литературы. М., 1970.
Воздвиженский В.Г. «Моабитская тетерадь» Муссы Джалиля. М., 1969.
Мустафин Р.А. По следам оборванной песни. М., 2004.
Вопросы студентам для самопроверки
1. В чем проявилось влияние русской классики (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) на творчество татарских поэтов?
2. Каковы особенности гражданской лирики Г. Тукая?
3. В чем состоит художественное своеобразие цикла «Моабитская тетрадь» Муссы Джалиля?
Лекция № 5. Общая характеристика балкарской литературы. Творчество Кайсына Кулиева
Лирика Кайсына Кулиева. Основные мотивы его творчества. Образ родной земли в его стихотворениях.
Мир природы и мир человека в творчестве балкарского поэта.
Любовная лирика К. Кулиева.
Тема диалектической взаимосвязи жизни и смерти в стихотворениях «Памяти матери» и «Песня сухой чинары».
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
История татарской советской литературы. М., 1970.
Байрамукова Н.М. Кайсын Кулиев. М., 1975.
Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М., 1989.
Рассадин С.М. Кайсын Кулиев. М., 1974.
Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. М., 1985.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Каковы основные темы и мотивы лирики военного периода творчества Кайсына Кулиева.
2. Каковы особенности любовной лирики балкарского поэта?
Лекция № 6. Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима
Поэтические произведения Мустая Карима.
Тема войны в лирике поэта.
Поэтический цикл «Европа – Азия».
Традиции А.Чехова и М.Горького в драматургии М. Карима.
Образ ребёнка в повести «Долгое-долгое детство».
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Ломунова М.Н. Мустай Карим. М., 1988.
Хакимов А.Х. С веком наравне. М., 1971.
Хренков Д.Т. Мустай Карим. М., 1979.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Как военная тема раскрывается в послевоенном творчестве М. Карима?
2. Охарактеризуйте стихотворный цикл М. Карима «Европа–Азия». Как в нем осуществляется поэтическая перекличка с поэмой А. Твардовского «За далью – даль»?
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
Розенблюм Ю.Б. Давид Кугультинов. М., 1989.
Слово о Давиде Кугультинове. Элиста, 1983.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Назовите фольклорные мотивы в творчестве Д. Кугультинова.
2. Какова социально-философская концепция поэмы «Бунт Разума»?
Лекция № 8. Краткий обзор литератур народов Дагестана. Творчество Расула Гамзатова
Образ Родины в сборниках стихов Р. Гамзатова и в романе «Мой Дагестан».
Судьба аварской женщины в поэме «Горянка».
«Семейная сага» Р. Гамзатова («Разговор с отцом», «Берегите матерей», «Брат»).
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М., 1989.
Дементьев В.В. Расул Гамзатов. М., 1984.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова?
2. Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова?
3. Раскройте особенности творчества Р. Гамзатова конца XX – начала XXI в.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Власенко Ю.М. Юрий Рытхэу. М., 1988.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Как сопрягаются миф и современность в творчестве Ю. Рытхэу?
2. Какова роль легенды о Белой Женщине-прародительнице в романе «Сон в начале тумана»?
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
В творчестве К. Хетагурова
План к обсуждению
1. Назовите основные вехи жизненного и творческого пути Косты Хетагурова.
2. Проследите развитие темы любви в творчестве осетинского поэта.
3. Как воплощается тема поэта и поэзии в его творчестве?
4. В чем вы видите особенности гражданской лирики К. Хетагурова?
5. В чем проявилось влияние русской классики (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) на творчество осетинского поэта?
6. Каковы роль и значение сборника стихов «Осетинская лира» в развитии осетинской литературы?
7. Объясните, почему К. Хетагурова называют основоположником осетинской литературы.
Литература
1. Весь мир – мой храм. К 130-летию со дня рождения К. Хетагурова. Орджоникидзе, 1989.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Корзун В.Б. Коста Хетагуров. М., 1987.
4. Бороздина П. А. Очерки истории литератур народов СССР. Воронеж, 1991.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Рассадин С.М. Кайсын Кулиев. М., 1974.
Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. М., 1985.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Ломунова М.Н. Мустай Карим. М., 1988.
Хренков Д.Т. Мустай Карим. М., 1979.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
Розенблюм Ю.Б. Давид Кугультинов. М., 1989.
Слово о Давиде Кугультинове. Элиста, 1983.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М., 1989.
Дементьев В.В. Расул Гамзатов. М., 1984.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Власенко Ю.М. Юрий Рытхэу. М., 1988.
В рамках освоения раздела «Введение. Мифология и фольклор как основа национальных литератур» используются такие образовательные технологии, как:
· проблемное обучение – реализуется на лекционном и практическом занятиях. Ставится проблема «Универсализирующая и феноменолизирующая парадигмы изучения национальных литератур»;
· метод мозгового штурма – применяется при поиске ответа на вопрос: является ли русскоязычная литература народов России органическим явлением национальной культуры, произведением национального духа, национального мировосприятия? Может ли языковой признак литературы, при всем его безусловном значении, однозначно регулировать решение вопроса?
В рамках освоения раздела «Общая характеристика осетинской литературы. Традиции русской литературы в творчестве К. Хетагурова» используются такие образовательные технологии, как:
· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Косты Хетагурова”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;
По разделу «Краткий обзор еврейской литературы. Проблематика произведений Шолом-Алейхема. Проблемы традиции и новаторства» используются такие образовательные технологии, как:
· проблемное обучение – реализуется на практическом занятии в форме диспута о трагической участи таланта в романах «Стемпеню» и «Иоселе-соловей»;
· практико-ориентированный индивидуальный проект «Создание комикса к рассказам Шолом-Алейхема», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.
По разделу «Татарская литература в системе литератур народов России. Творчество Г. Тукая и Мусы Джалиля» применяется образовательная технология:
· практико-ориентированный групповой проект «Издание сборника стихотворений Габдулы Тукая “Избранное” (Мусы Джалиля)», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется студентами при отборе материала для сборника, оформлении и выработки концепции защиты проекта;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.
По разделу «Общая характеристика балкарской литературы. Творчество Кайсына Кулиева» запланировано использование образовательных технологий:
· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Кайсына Кулиева”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;
По разделу «Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима» запланировано использование образовательных технологий:
· исследовательский индивидуальный проект «Традиции А.Чехова (М.Горького) в драматургии М. Карима». В рамках проекта предполагается самостоятельная подготовка сообщения и публичная защита результатов проектной деятельности на практическом занятии.
· практико-ориентированный индивидуальный проект «Создание коллажа к одному из произведений Мустая Карима», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов с программой «Мастер коллажей» и графическими программами Paint Brush, Adobe Photoshop; создание с их помощью макета коллажа к одному из литературных произведений; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· экспертная игра «Экспертиза коллажа», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;
По разделу «Общая характеристика калмыцкой литературы. Творчество Давида Кугультинова» запланировано использование образовательных технологий:
· практико-ориентированный групповой проект «Инсценирование литературных сказок Давида Кугультинова», в рамках которого обеспечивается самостоятельный отбор материала и разработка концепции постановки. Реализация проекта осуществляется в мини-группах (5–7 чел.).
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для инсценировки;
По разделу «Краткий обзор литератур народов Дагестана. Творчество Расула Гамзатова» запланировано использование образовательных технологий:
· исследовательский групповой проект «Вступительная статья к изданию поэмы Расула Гамзатова “Горянка”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 2–3 человека; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и его осуществлении;
По разделу «Жанрово-стилевые особенности чукотской литературы. Творчество Юрия Рытхэу» запланировано использование образовательных технологий:
· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Юрия Рытхэу”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;
· экспертная игра «Экспертиза проекта “Жизнь и творчество Юрия Рытхэу”», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.
Самостоятельная работа студентов планируется, исходя из трех основных задач:
1) подготовка к практическим занятиям: выполнение групповых и индивидуальных проектов и подготовка к их защите, участие в экспертных играх;
2) выполнение дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем, написание научной статьи;
3) подготовка к прохождению тестирования в периоды рубежных срезов по дисциплине.
Примерная тематика научных статей
1. Тема детства в произведениях Е. Айпина (Л. Лапцуя, А. Неркаги, М. Карима).
2. Топосы «дерева» и «воды» в произведениях А. Тарханова (Р. Гамзатова, Д. Кугультинова).
3. Оппозиции «свой-чужой», «там-здесь», «тогда-теперь» в ненецкой, чукотской и хантыйской литературах (А. Неркаги, Ю. Рытхэу, Е. Айпин).
4. Образ шамана в произведениях Ю. Шесталова.
5. Образ женщины в произведениях чукотских и ненецких писателей.
Примерные тестовые задания для проведения контроля в форме бланкового тестирования в периоды рубежных срезов:
Задания закрытой формы (с одиночным вариантом выбора):
ТЗ-1 (раздел 1, понимание)
Основной мотив поэмы Кул Гали «Сказание о Юсуфе»:
а) освобождение Родины от иноземных захватчиков;
б) вознаграждение доброго, бескорыстного, честного человека-гуманиста за его страдания и жертвы во имя справедливости и счастья людей;
в) любовь к матери;
г) месть.
ТЗ-2 (раздел 2, знание)
Кто является автором поэмы «Фатима»:
а) Шолом-Алейхем;
б) Ю. Рытхэу;
в) К. Хетагуров;
г) Д. Кугультинов.
Задания закрытой формы (с несколькими вариантами выбора):
ТЗ-3 (раздел 3, знание)
В стихотворении «Размышления одного татарского поэта» (1907) Г. Тукай признаёт, что «берёт пример» с двух русских поэтов:
а) А. С. Пушкина;
б) К. Н. Батюшкова;
в) М. Ю. Лермонтова;
г) Н. А. Клюева;
д) Н. М. Рубцова.
ТЗ-4 (раздел 9, знание)
Кто из писателей в своём творчестве обращался к теме Великой Отечественной войны:
а) М. Карим;
б) К. Кулиев;
в) Г. Тукай;
г) Р. Гамзатов;
д) Шолом-Алейхем.
Задания на установление соответствия
ТЗ-5 (раздел 1 понимание)
Установите соответствие между произведениями со сходными мотивами и образами:
1) М. Джалиль «Любимая» 2) К. Хетагуров «Кому живется вольготно на Руси» 3) К. Хетагуров «Надежда» 4) Г. Тукай «Молодёжь» | а) М. Ю. Лермонтов «Дума» б) Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» в) К. Симонов «Жди меня» г) А. С. Пушкин «Памятник» |
ТЗ-6 (раздел 9, знание)
Установите соответствие между названием произведения и его автором:
1) «Мой Дагестан» 2) «Время таяния снегов» 3) «Иоселе-соловей» 4) «Долгое-долгое детство» | а) М. Карим б) Ю. Рытхэу в) Р. Гамзатов г) Шолом-Алейхем |
Задания на установление правильной последовательности
ТЗ-7 (раздел 7, знание)
Расположите произведения Д. Н. Кугультинова в порядке их создания:
а) поэма «Любовь и война» б) сборник стихов «Я твой ровесник» в) цикл стихов «Все годы» г) поэма «Воспоминания, разбуженные Вьетнамом» |
ТЗ-8 (раздел 2, знание)
Расположите осетинских писателей в соответствии с хронологией их творчества
а) Р. Тотров; б) К. Хетагуров; в) Г. Тедеев; г) Т. Мамсуров |
Задания открытой формы (с ограничениями на ответ)
ТЗ-9 (раздел 2, знание)
О какой национальной литературе идёт речь:
«Объективные исторические и культурные условия для развития литературы возникли в результате больших сдвигов в экономической, социально-политической и культурной жизни народа, которые произошли после присоединения к России в 1774 году.
Если опустить факты литературного развития на подступах к профессиональному художественному творчеству, то начало ………………. литературы следует вести от поэзии Темырболата Мамсурова (1843–1899 гг.) <…> он прямой предшественник Коста в разработке темы родины, народных страданий, единения народа для борьбы за свободу».
_________________
Шаблоны правильных ответов: осетинской (осетинская)
ТЗ-10 (раздел 6, понимание)
«Этапным для современной башкирской литературы стала повесть М. Карима «……………………..», которая, как повести В. Астафьева «Печальный детектив» и «Пожар» В. Распутина в русской литературе, связала современную литературу с литературой советского периода и раздвинула границы дозволенного. М. Карим пересмотрел многие проблемы, имеющие традиционное толкование в доперестроечной литературе, обогатил современную башкирскую литературу новыми элементами поэтики. Повесть М. Карима отразила не только поиски литературы середины 80-х годов, но и попытку найти систему общественных нравственных ценностей. В произведении соединились и реалистическая повесть, и романтическая история любви, и миф, и глубокая философичность. Она отразила многие черты реалистической литературы переходного периода. Писатель отразил в своем произведении сложные перипетии войны, нравственные проблемы, о которых не принято было говорить».
_________________
Шаблоны правильных ответов: «Помилование»
Дисциплина
«Литература народов России»
Учебно-методические материалы лекционного курса