Третья волна русской эмиграции

Общая характеристика литературного процесса после ХХ съезда КПСС. Мифотворчество советской эпохи. Две стороны «оттепели»: «самиздат» и «тамиздат» как реакция на табуированность жизни. Судьбы диссидентов: А.Галич, В.Некрасов, Л.Копелев, Р.Орлова, Э.Неизвестный, Ю.Целков и другие. Суд над И.Бродским (1964), суд над А.Синявским и Ю.Даниэлем (1965), высылка из СССР В.Тарсиса (1966), А.Солженицына (1974) «бульдозерная» выставка русских модернистов. Появление альманаха «Метрополь» (1979) и журнала «Континент» (1974) В.Максимова в Мюнхене как акт гражданского неповиновения и как требование свободы творчества. 1968 год – переломный для третьей волны литературной эмиграции. Общие общественно-политические тенденции, художественное разнообразие и жанровые искания в среде писателей-эмигрантов. Основные периодические издания: «Новый журнал», газета «Новый американец», «Континент», «Грани», «Синтаксис», «Эхо», газета «Русская мысль», «Время и мы», «Двадцать два», альманах «Третья волна», «Часть речи: альманах литературы и искусства» и др.

Идейное, тематическое, стилевое родство русской прозы третьей волны с литературой метрополии.

Продолжение и развитие традиций русского реализма ХIХ века в творчестве А.Солженицына, В.Максимова, В.Некрасова, Г.Владимова. Осмысление исторического пути России в свете религиозно-нравственной проблематики в прозе Ф.Горенштейна, В.Максимова и др. Обновление реалистической стилистики. Отталкивание от политико-идеологических догм и эстетических канонов социалистического реализма как стилеобразующий фактор. Проблема расширения языковой свободы и раскрепощения стиля. Развитие сатиры и фантастики в произведениях В.Тарсиса, А.Терца, А.Зиновьева, В.Войновича, А.Гладилина, Э.Севелы и др. Юз Алешковский и сказовая традиция.

Рассказ как основной жанр прозы С.Довлатова. Автобиография и фольклорный анекдот как жанровые основы «Соло на ундервуде» (1980), «Компромисса» (1981). «Зона» (1982), «Заповедник» (1983), «Чемодан» (1986). Повествовательное мастерство С.Довлатова.

ТВОРЧЕСТВО В. АКСЕНОВА

Творческий путь В.Аксенова. Роман «Золотая наша железка» (последний роман, написанный в Советском Союзе, и первый неопубликованный) – прощание с романтическими идеалами «оттепели». «Ожог» – первое произведение, опубликованное в эмиграции, осмысление лагерной темы и положения художника в тоталитарном обществе. «Остров Крым» как социально-политическая антиутопия. «Желток яйца» – опыт постмодернистского романа. Опыт В.Аксенова как писателя-билингва. Образ Америки в произведениях В.Аксенова «Круглые сутки non-stop» и «В поисках грустного бэби». «Московская сага» как опыт создания эпопеи. Экзистенциальные мотивы в романе «Новый сладостный стиль».

ТВОРЧЕСТВО А.СОЛЖЕНИЦЫНА

Жизненный путь А.Солженицына и его творческая судьба. «Один день Ивана Денисовича» как этап в осмыслении прошлого советской литературой. «В круге первом» – продолжение осмысления лагерной темы, тема личной ответственности за вольное или невольное пособничество режиму. «Раковый корпус» – биографический роман или идеологическая метафора. «Архипелаг ГУЛАГ» – поиски новой жанровой формы для воплощения лагерной темы. История в творчестве А.Солженицына: «Красное колесо». Концепция истории в творчестве А.Солженицына. Литературная жизнь 1960-70-х годов в книге «Бодался теленок с дубом».

ТВОРЧЕСТВО САШИ СОКОЛОВА

Творческая судьба Саши Соколова. Постмодернизм в творчестве молодого поколения третьей волны литературной эмиграции: эстетические, жанровые и поэтические поиски постмодернистов. Эстетические взгляды Саши Соколова: публичные лекции о художественной концепции современной литературы. Саша Соколов как двуязычный писатель. Художественное осмысление мира в романе «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия».

ПОЭЗИЯ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ
ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭМИГРАЦИИ

Поэзия эмигрантов третьей волны и поэзия метрополии. Традиции и авангардные тенденции.

Нравственный пафос и реалистическая поэтика стихов Н.Коржавина. Сборники «Времена» (1976), «Сплетения» (1981), «Поэма греха» (1974). Философичность, склонность к абстрагированию, «плотность» словесной ткани как определяющие черты стиля Н.Коржавина.

Лирический герой А.Галича. Форма ролевой лирики в творчестве поэта. «Генеральная репетиция» как авторское свидетельство о противоречиях времени. Образ поколения в творчестве А.Галича.

Творчество И.Бродского. Художественный мир И.Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени как центральная тема И.Бродского. Творческие искания в сборниках «Часть речи» (1977), «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987), «Примечания папоротника» (1990). Черты поэтики: архаичность языка, новаторство поэтической техники, трагический пафос, стилевая эклектика.

КРИТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Эмиграция как политическая акция ученых и литературных критиков. Интересы и темы критики третьей волны: 1. Критика официальной советской литературы, тема «компромисса» художника с властью; 2. Поддержка оставшихся в СССР деятелей культуры и науки: публикации о репрессиях по идеологическим мотивам, возможность печататься за рубежом; 3. Осмысление ситуации внутри русского зарубежья и значение роли литературы эмиграции для метрополии; 4. Новое прочтение классических произведений в контексте современного литературоведения и постмодернистских тенденций в современной литературе. Литературоведческие и критические опыты А.Жолковского, Ю.Щеглова, А.Синявского, П.Вайля, А.Гениса, А.Белинкова, Е.Эткинда, Л.Лосева, В.Крейда, Ю.Мальцева и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Тема 1. Сравнительный анализ: «Окаянные дни»
И.Бунина и «Солнце мертвых» И.Шмелева (4 часа)

1. Жанровые особенности двух произведений и выработка принципов для сравнения.

2. Своеобразие сюжета и композиции каждой из книг в зависимости от жанра.

2. Особенности повествования у И.Бунина и И.Шмелева.

3. Образ солнца и образ России у И.Бунина и И.Шмелева.

4. Авторская позиция и особенности авторского присутствия как повествовательная стратегия.

Тема 2. Сравнительный анализ:
«Белая гвардия» М. Булгакова и
«Сивцев вражек» М.Осоргина (4 часа)

1. Своеобразие сюжета и композиции книг.

2. Повествовательные стратегии у М.Булгакова и М.Осоргина.

3. Пространственно-временная образность как концепция мира в романах М.Булгакова и М.Осоргина.

4. Место человека в истории в романах М.Булгакова и М.Осоргина.

5. Отношение к гражданской войне в романах М.Булгакова и М.Осоргина.

6. Образно-символическая система в романах М.Булгакова и М.Осоргина.

Тема 3. Жанр лирической поэмы
в творчестве М.Цветаевой: поэтическая дилогия
«Поэма Горы», «Поэма конца» (2 часа)

1. Жанр лирической поэмы в художественной практике начала ХХ века.

2. Своеобразие образа лирической героини М.Цветаевой.

3. Особенности композиции лирических поэм М.Цветаевой.

4. Центральные образы поэм.

5. Мир и человек в лирике М.Цветаевой.

Тема 4. Роман В.Набокова «Защита Лужина» (2 часа)

1. Сюжетно-композиционная и пространственно-временная организация романа.

2. Проблематика и конфликт .

3. Внутренний мир героя, принцип его конструирования.

4. Система образов, принципы характеристики героев и их номинации в романе.

5. Русское и международное начало в романе.

6. Шахматная игра как структура произведения.

7. Дискуссия о стиле В.Набокова (по критическим отзывам о «Защите Лужина», особое внимание – журнал «Числа»).

Тема 5. Роман Г.Газданова «Вечер у Клер» (2 часа).

1. Место Г.Газданова в литературе русского зарубежья.

2. Сюжетно-композиционная организация романа.

3. Проблематика и конфликт романа.

4. Пространственно-временная организация романа.

5. Приемы создания образов в романе.

6. Система образов и внутренний мир главного героя.

7. Приемы лиризации прозы (по принципу ассоциативного монтажа).

Тема 6. Особенности мемуарной прозы:
В.Ходасевич «Некрополь»
и Ю.Анненков «Дневник моих встреч» (4 часа)

1. Жанровые и художественные особенности мемуарной и документальной прозы.

2. Два подхода к обрисовке характера в книгах В.Ходасевича «Некрополь» и Ю.Анненкова «Дневник моих встреч» (вспоминают поэт и художник):

-Н.Гумилев,

-А.Блок,

-С.Есенин,

-М.Горький,

-Два портрета из каждой книги на выбор.

3. Сопоставить книги В.Ходасевича и Ю.Анненкова с книгами Б.Зайцева «Далекое», И.Одоевцевой «На берегах Невы», «На берегах Сены», Н.Берберовой «Курсив мой» по отбору материала, субъективности и объективности подхода, отношения к людям и событиям, по мере отдаленности от факта, который вспоминается и др.

Тема 7. Роман В.Аксенова «Остров Крым» (2 часа)

1. Сюжетно-композиционное построение романа.

2. Проблематика и основной конфликт романа.

3. Реально-исторический и фантастичски-исторический пласт романа.

4. Художественные принципы утопии и антиутопии в романе и их реализация.

5. Система образов и место в ней следующих персонажей: семья Лучниковых, Татьяна – Кристина, Марлен Кузенков, образы людей искусства.

6. Принципы параболизации (метафоризации).

7. Художественные принципы создания образа Крыма и образа Советского Союза.

Тема 8. Эстетическая рефлексия:
А.Синявский «Прогулки с Пушкиным»,
П.Вайль и А.Генис «Родная речь» (2 часа)

1. Принципы литературоведческого подхода в «Родной речи» П.Вайля и А.Гениса и «Прогулках с Пушкиным» А.Синявского.

2. Столкновение традиции и парадокса. В чем смысл?

3. Мифотворчество и развенчание мифа традиционного социологического подхода.

4. Сопоставить «Образ Гоголя», «Образ Чернышевского» в творчестве и эстетике В.Набокова (роман «Дар» и лекция «Николай Гоголь» и в «Родной речи» П.Вайля и А.Гениса.

Тема 9. Лирика Иосифа Бродского (2 часа)

1. Суд над Иосифом Бродским.

2. Нобелевская речь И.Бродского и его творческое кредо.

3. Целостный анализ стихотворения по выбору:

а) Обосновать выбор сборника, взятого для рассмотрения;

б) Принципы циклизации в творчестве И.Бродского;

в) Особенности «лирического героя» И.Бродского;

г) Сквозные темы, мотивы и образы в поэзии И.Бродского.

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»[1]

Наши рекомендации