Литературное творчество как метод изучения литературы.
В широком смысле литературное творчество — создание любого речевого произведения (устного или письменного) в соответствии с условиями, целью и замыслом (речевой ситуацией и задачей). В этом смысле литературное творчество всегда присутствует на уроках литературы, когда ученик создает свое высказывание, отвечая ли на вопрос учителя, высказывая собственную позицию, вступая в диалог с одноклассниками. При этом коммуникативная ситуация требует наиболее точного выбора слова, построения фразы, мотивации, интонации, а значит, в этой деятельности расширяется лексический запас ребенка, обогащается его речь, развивается логическое мышление, формируются речевые умения.
В узком смысле литературное творчество - создание учеником словесных, устных и письменных, художественных произведений. При этом формируются как речевые, так и читательские умения. Для создания своего художественного произведения ученик должен определить его тему, сформировать замысел произведения, подобрать жизненный материал, дополнив его художественным вымыслом, композиционно выстроить материал и выразить свой замысел с помощью художественных словесных образов, найти слова, адекватно выражающие его мысли и чувства.
Но школа не является мастерской по подготовке литературных кадров. Как писал Л.С.Выготский, «смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии». Смысл его в том, что «оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью».
В современной школе литературное творчество школьников рассматривается в двух аспектах: 1) традиционно — как способ развития письменной речи и 2) как метод изучения литературных произведений. Еще в 20-е годы XX века Мария Александровна Рыбникова говорила о пути воспитания читателя от «маленького писателя к большому читателю». Эту позицию разделяют и современные ученые, например В.Г.Маранцман, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, М.П.Воюшина. В 90-е годы XX века В. Г. Маранцман предложил включить литературное творчество в систему методов изучения литературы в школе.
До недавнего времени литературное творчество рассматривалось только как способ развития преимущественно письменной речи учеников, включая в себя любые виды сочинений (по картине, по сюжетным картинкам, по жизненным впечатлениям, отзывы), изложений с творческим заданием и т.п., и реализовывалось на уроках развития речи.
Литературное творчество как метод изучения литературного произведения тоже активизирует речевую деятельность школьников, способствует развитию речевых умений, но при этом имеет свою специфику.Основой для литературного творчества школьников в этом случае становится изучаемое произведение или жанр, фольклорный или литературный. Связь заданий литературно-творческого характера с литературным материалом должна быть всегда, иначе литературное творчество из метода изучения литературы станет собственно методом развития речи, что не страшно, но обедняет возможности самого метода. Цель, которую позволяет достичь этот метод, заключается в том, что активизация литературно-творческой деятельности ученика при работе с литературным произведением и на ее основе помогает ему точнее понимать замысел автора, смысл отдельных образов и произведения в целом, а значит, глубже постичь законы литературы как искусства слова.
Метод реализуется с помощью приемов: сочинение-отзыв о герое, сочинение по аналогии с изученным произведением, сочинение в заданном жанре, сочинение на тему изучаемого произведения (до знакомства с ним), сочинение продолжений к произведениям с открытым финалом или входящим в тематический сборник или цикл (например, «Денискины рассказы» В.Драгунского).
Сочинение
Сочинения младших школьников не отличаются стройностью композиции, единой темой, часто в них отсутствует общий замысел и дети сбиваются с одного события на другое или, напротив, все время пишут про одно и то же. Нередко детские сочинения содержат лишь перечисление отдельных событий (пошел, пришел, что-то сделал, ушел), в которых не прослеживаются причинно-следственные связи, сюжет при этом не выстраивается. Некоторые дети увлекаются частными подробностями и забывают о теме, нарушают логические связи.
Чтобы преодолеть эти недостатки, учителю следует познакомить младших школьников с основными элементами фабулы эпического произведения —экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой и с их функцией в художественном произведении. Это можно сделать и на примере фольклорных сказок и небольших художественных рассказов.
Научившись находить в тексте элементы фабулы и осмыслять их роль, ребенок приобретает критерий для деления текста на части и составления плана. Только тогда можно предложить ученикам сочинение по аналогии: самостоятельно выстроить фабулу собственного рассказа о новом событии, случившемся с уже известным им литературным персонажем, например Незнайкой — героем романов-сказок Н.Носова, Слоненком и Мартышкой из сказок Г.Остера и т.п.
Сочинения-повествованияпо аналогии со знакомыми детям художественными произведениями требуют переноса знаний о характере персонажей в собственное произведение. Герои рассмотренного на уроке рассказа попадают в новую, заданную учителем ситуацию, и ученик должен придумать, как они поведут себя. Таким образом, тема задается учителем, жизненный материал во многом заимствуется из произведения, ребенок-автор выстраивает свой текст по аналогии, внося лишь необходимые изменения, связанные с новой ситуацией.
Таким образом, аналогия может проводиться либо с персонажем (персонажами), либо с ситуацией, в которую попадают герои.
Освоить логику построения научно-популярного текста тоже помогают сочинения по аналогии. Например, после анализа рассказа Г.Я.Снегирева «Почему...?» детям задается аналогичный вопрос (они и сами могут их придумать), а ответ предлагается найти в научной литературе и изложить его в занимательной форме. Иногда вопросы могут быть совершенно неожиданными, и ответ на них нужно придумать: «Почему у верблюда два горба, а у светофора три глаза?» При работе над этими сочинениями формируются представления о рассуждении как типе текста, о композиции рассуждения, о логике и последовательности аргументов.
Эффективны и сочинения по данному началу. Детям предлагается начало художественного произведения, а они должны продолжить его, доведя действие до логического конца. При этом требуется сохранить логику характеров персонажей и придерживаться заданной автором атмосферы и авторского стиля.
На первом этапе целесообразно прочитывать большую часть рассказа (с кульминацией включительно). Дети придумывают развязку и финал (коллективно устно, а потом и индивидуально письменно). По мере развития речи детей работа усложняется: рассказ читается до кульминации, а потом прочитывается только вступление и завязка; название рассказа сначала сообщается, это помогает ориентироваться в сюжете, а потом опускается. Детские сочинения обязательно зачитываются, анализируются и выбираются наиболее удачные, причем выбирают дети, учитель лишь направляет движение их мысли, задавая критерии оценки.
После освоения названных видов литературно-творческой деятельности можно предлагать детям сочинять рассказы-повествования на предложенную учителем тему, связанную с изучаемым литературным материалом.
Перечисленные литературно-творческие работы в начальной школе чаще всего предлагаются детям после изучения произведения, которое оказывается для детей «учебным материалом» для создания сочинений по аналогии. Например, при изучении фольклорных сказок система работы будет выглядеть следующим образом.
Особенности работы над произведениями разных родов и жанров в начальных классах