III. Метод претворения литературных произведений
В других видах искусства и его приемы
Школьный анализ литературного произведения строится на законах не только научного, но и художественного творчества. Здесь речь пойдет о творческих приемах претворения художественного текста в других видах искусства. Эти приемы позволяют выразить позицию читателя, формируют и развивают способности к образной конкретизации и образному обобщению, а потому они актуальны для начальной школы.
Прием словесного рисования.
Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.
Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов(воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.
При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную.
Это приемтребует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев.
Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей(в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.
Примеры организации устного словесного рисования на уроках:
Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»
Этап перечитывания текста и его анализа
— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как действовал солдат. Составим план его действий.
Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; помешивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помешивал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла добавить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к варке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим просит соли, крупы и масла; ест кашу.
Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.
— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?
Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).
Помогаем вопросами:
— На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)
— Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?
Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в разные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими вопросами.
Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).
— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?
2. Драматизация и инсценирование литературного произведения как методические приемы изучения литературы.
Драма — род литературы, предназначенный для постановки на сцене. Особенность драматической формы состоит в том, что произведение можно и читать, и смотреть в театре. Режиссер, ставящий пьесу, оказывается прежде всего читателем, который воплощает свое понимание авторского текста на сцене. Сложность работы заключается в том, что в идеале режиссер должен максимально приблизиться к авторскому замыслу и найти для его воплощения в зрительных и слуховых образах наиболее адекватную форму.
Автор, каким мы его видим в эпической форме, в драме отсутствует, вернее, его присутствие сводится к минимуму, и понять замысел автора, его идею гораздо сложнее. Перед нами только персонажи, их слова (реплики) и поступки (события). Почти все, что в эпической форме передается с помощью описаний, авторских комментариев, оценок, стилистических деталей, в пьесе отсутствует, за исключением афиши и авторских ремарок. Читатель драмы должен с помощью своего жизненного опыта и воображения представить происходящие события и их участников, домыслить их судьбы и переживания, скрытые за их словами.
Драма как род литературы раньше не включалась в программы для начальной школы, да и в 5 (4) —6 классах была представлена только во внеклассном чтении сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Это объяснялось тем, что ребенок до 13—14 лет не готов к полноценному восприятию драмы в силу неразвитости воображения и трудности общения с драматическим текстом. Однако практический опыт учителей поставил эти выводы под сомнения, и в 90-х годах было убедительно доказано в целом ряде исследований, что ребенок 10 лет не только с интересом слушает пьесы и смотрит их в театре, но и готов к их чтению и осмыслению под руководством учителя. Эксперимент был перенесен и в начальную школу и дал оптимистический результат: при точном выборе драматического произведения, затрагивающего интересы ребенка, младший школьник готов и способен освоить основные представления и о драматической форме и осмыслить содержание пьесы.
Поэтому сегодня учить читать и осмыслять драму как род литературы мы пробуем уже в начальной школе на примере драматических сказок или пьес, адресованных детям младшего школьного возраста.
Все дети любят играть, и ролевые игры — одни из самых любимых: в них дети осваивают мир, учатся, перенимают опыт взрослых. Поэтому инсценирование — театральная игра — любима маленькими школьниками и доступна им.
Терминология:
Драматизация — перевод текста эпического произведения в драматическую форму.
Инсценирование — постановка на сцене произведениялибо написанного в драматическом жанре, либо переведенного в драматический жанр из эпического или лирического.
Подготовительным этапом на пути освоения приемов драматизации и инсценирования является выразительное чтение по ролям,где встречаются элементы и драматизации (выделение реплик персонажей и автора), и инсценирования (выразительное чтение).
Прием драматизации текста.
Эпическое произведение переводится в драматическую форму, т.е. повествование превращается в диалог, а описание и авторские комментарии либо опускаются, либо переводятся в сопровождающие действие ремарки.
Для драматизации выбирается законченный фрагмент эпического произведения или целое произведение небольшого объема, в котором присутствуют диалог и авторские комментарии, а также небольшие описания (словесные портреты героев, элементы пейзажа и т.п.).
На первом этапе обучения приему необходимо изменить текст так, чтобы в нем остались только реплики персонажей.
На втором этапе ученики учатся составлять к репликам персонажей ремарки, отражающие эмоции героев (раздраженно, с улыбкой, насмешливо), коммуникативную направленность (в сторону, глядя в глаза), силу звучания голоса (шепотом, отчетливо, громко) и значимые паузы.
На третьем этапе создаются авторские ремарки ко всему эпизоду (картине) и между репликами: краткое описание места действия, интерьера или пейзажа, появление или уход персонажа, важные звуки и действия {раздается песня, герой внимательно рассматривает картину на стене).
После завершения драматизации фрагмента эпического произведения нужно прочитать новый текст по ролям выразительно и сравнить восприятие первоначального текста с его драматизированным вариантом. Таким образом мы готовим учеников к восприятию драматической формы и формируем представление о существенных различиях эпического и драматического родов, показываем, как много может быть скрыто за маленькой ремаркой, какую роль играет при чтении драмы читательское воображение.
Этот прием направлен на развитие логического мышления младших школьников, на обнаружение авторского присутствия в тексте и авторского отношения к событиям и героям. Исчезновение автора из текста затрудняет восприятие произведения, требует дополнительной работы читательского воображения, но при этом допускает большую степень свободы. При этом текст неоднократно перечитывается, а значит, и лучше запоминается и осмысляется.
Драматизация сюжетных стихотворений
При драматизации сюжетных стихотворений текст нельзя изменять, оставляя только реплики персонажей: мы исказим ритмическую структуру текста и разрушим все произведение. Значит, следует решить, как он распределится между актерами и что в момент произнесения текста будет происходить на сцене. От сценариста требуется богатое воображение. Покажем, как проходит подготовка текста сюжетного стихотворения, на примере произведений ВадимаЛевина и Владимира Орлова.
Мышкина считалка
Раз, два, Три, четыре. Сосчитаем Дыры в сыре. Если в сыре Много дыр,
Значит, Вкусным будет сыр. Если в нем Одна дыра, Значит, вкусным Был Вчера.
(В.Левин)
Мы можем представить стихотворение, например, как монолог мышки, поедающей сыр. В этом случае задача сценариста — кратко описать в ремарках действия мышки. Например, так:
На сцене огромный кусок сыра в дырочках. Появляется мышка, принюхивается и направляется к сыру, начиная считать:
— Раз, два, Три, четыре. Сосчитаем Дыры в сыре.
Подходит к сыру и начинает его есть, двигаясь от дырочки к дырочке. Жуя, произносит текст:
— Если в сыре Много дыр, Значит,
Вкусным будет сыр.
Съев весь сыр очень быстро, останавливается, оглядывается, ища сыр, гладит себя по животику и произносит:
— Если в нем Одна дыра, Значит, вкусным Был Вчера.