Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения (по Т.Г.Егорову): аналитический, синтетический и этап автоматизации:
- аналитический этап характеризуется чтением по слогам: три компонента процесса чтения «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по совершению операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его;
- синтетический этап - этап чтения целыми словами. Обычно это происходит на второй год обучения в начальной школе. На этом этапе все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно.
Главным признаком перехода чтеца на этот этап является интонирование при чтении: важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого;
- этап автоматизации - это этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом, его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. На этом этапе вырабатывается умение читать про себя.
Главным признаком этапа автоматического чтения является непосредственная эмоциональная реакция детей на самостоятельно прочитанное произведение, желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя.
Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условиях:
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2)отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работапо предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправлениядопущенных при чтенииошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя: чтение шепотом, затем - беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
а) Работа над правильностью и беглостью чтения
(начальные классы средней школы)
В выработке правильности и беглости чтения есть два направления:
- использование специальных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
- применение принципа многочтения при чтении художественных произведений (предложен М.И. Омороковой и описан В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой). Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно возвращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Типичные ошибки начинающих чтецов:
1. Искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими.
Причиныподобныхошибок - несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата или «чтение по догадке», т.е. антиципация.
Антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у опытного и у него она редко ведет к ошибкам, в то время как субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
Наличие повторов -
повторение единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений.
Повторы обычно связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный фрагмент, что необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. На аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Раннее пресечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейтина синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения:
- ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
- ошибки, связанные с «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. «Орфографическое чтение» - обязательный этап становления навыка чтения. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения»;
- интонационные ошибки -неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы, которые допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.
Система упражненийдолжна бытьнаправлена на преодолениеперечисленныхтрудностей.
Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано:
- предварительное чтение слов с графическими пометами:
по \д \с \не \ж\ни к
- чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами:
поТруДИлиСЬ.
Л.Ф.Климанова,например,предлагаетследующиеупражнения для тренировкизрительного восприятия:
1) пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - вечер, трава - травы, вбежал - взбежал;
2) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух -слух; вьют - вьюн - вьюга;
3) слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол -уголь, галка - галька, полка - полька;
4) чтение цепочек родственных слов: труд - трудился - трудящийся; бег - бегать - бегство[4].
Для тренировки артикуляционного аппарата можно привлекать скороговорки и чистоговорки, при этом детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем - в разговорном, потом - в скороговорочном.
В тренировке дыхания могут помочь такие задания:
- на одном выдохе произнести четверостишие;
- считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5...
Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток.
Упражнения для тренировки артикуляционного аппаратадолжнысоставляться и подбираться учителем с учетом текста, который предстоит читать детям.
Например, на уроке в I классе читается рассказ Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»[5]. В нем есть длинные слова со стечением согласных: протаптывая, насторожился, растоптал, повернулся, приготовил. В этих словах смычные взрывные звуки [п], [т] соседствуют со щелевым [с] и со смычным дрожащим [р]. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат детей к прочтению таких слов, учитель может заранее предложить им скороговоркуПод деревом, под тополем тетерев тетерева встретил.
Для упражнения в чтении слов можно составить словесные цепочки:
cmopoж - сторожил - насторожился;
готов - готовил - приготовил;
топтать - топтал - топтался -растоптал.
Необходимо также познакомить детей со значением и правильным произношением слов индус, хобот, поднял, на спину, отдал, т.к. причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов.
Система исправления ошибок также важна, как и работа по предупреждению ошибок в чтении. Ведущий учительский принцип здесь - минимальное вмешательство в процесс чтения ученика.
Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях:
- для устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения)
- и для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (учитель привлекает ребенка к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку).
Другие ошибкиисправляютсяпослезавершениячтения. Приемы:
- постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания;
- составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;
- чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;
- печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;
- перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п.
Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит от поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны.
Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы - они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются.
С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
В последние годы в методике стали описываться и специальные упражнения для выработки беглости чтения. М.И.Оморокова, И.А.Рапопорт, И.З.Постоловский в книге для учителя «Преодоление трудностей» (М., 1990) предлагают следующие упражнения:
- совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;
- чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озвучивается); в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чтения «как говорим»); в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий чтения; проводится только после медленного чтения);
- чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст);
- чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).
После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого.
В пособии М.И.Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения:
- на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;
- тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а, о, у, и, э; а, и, у, о, э;
- чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три',
- чтение слов и предложений: электрификация, портфель; В январе много снегу во дворе.
- чтение диалога: - Собака, /что делаешь? ~ Волков пугаю. ~ А что хвост поджала? - Волков боюсь.
Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с разными корнями:
вода - водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; булка - белка.
Полезны также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например чтение «пирамидок»:
бури
ветры
ураганы
разыграйся
заморозить
выхолаживая.
Приемы скорочтения (его элементы) ныне проникают в школу. Но они могут быть предложены уже опытным чтецам. Например, такие приемы:
- «чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет);
- «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание);
- чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учетом антиципации).
Используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И.Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых постепенно увеличивается количество буквенных знаков.Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.
Развивает способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения известное письменное упражнение, когда дети должны вставить в текст пропущенные буквы или слова.
Требования к организации процесса чтения:
правильная посадка, использование указки и закладки для слежения строчки; если текст читается не по учебнику-хрестоматии, а по детской книге, нужно учесть тип бумаги (лучше, чтобы текст был напечатан на белой бумаге № 1), размер полей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение текста и иллюстраций (60% : 40%).
б) Правильность чтения (коррекционная школа 8 вида)
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.
Наиболее важным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Конкретные задачи специальных упражнений:установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений:
1. Дифференциация сходных слогов и слов:
ла—ра ма — мядом — том
ло — ро мо— мёДима — Тима
лу —ру му — мю кадушка — катушка
2. Чтение слогов и слов по подобию:
ма мо му Маша шапка
са со су Даша лапка
ла ло лу Паша папка
Проводя эти упражнения, учитель обращает внимание школьников на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным. Кроме того, в процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются их зрительные образы.
3. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о то сто стол то сто-ит
у ту сту стул та ста-ли
а ра ера враг ня сняли
После воспроизведения слоговых структур дети читают слово либо в слоговой разбивке, либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова.
Исходя из программных требований, учащиеся 2-го классазаканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2 слогов доступных им структур. Все остальные слова читаются по слогам. В 3-м классе предварительное прочитывание слоговых структурчаще заканчивается глобальным чтением слова:
Ра | тра \ трам-вай \ трамвай
4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:
кто — кот следы — слезы
так — тот мука — муха
рак — как лыжи — ложись
5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес — лесок шел — пошел
трава — травка нырял — нырнул
решила — решала увидел — увиделся
6. Чтение слов,имеющиходинаковую приставку, но разные корни:
прошел — проделал — просмотрел
увял — увел — увез
Выполнение пятого и шестого упражненийпредупреждает свойственную умственно отсталым учащимся ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: лесной вместо лесистый, серый вместо сизый и т.п.
Наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который предшествует чтению текста самими детьми после чтения текста учителем: содержание произведения детям уже знакомо, и слова, которые отобраны для упражнения, легче осмысливаются учащимися, поскольку ранее они были восприняты в контексте.
После первого прочтения выбранных слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты. На эти упражнения отводится 4—5 мин, в зависимости от объема материала.
Пример:
Во 2-м классе дети читают сказку братьев Гримм «Еж и заяц». В тексте содержится большое количество родственных слов, представленных в разных формах. Именно эти слова должны быть предварительно прочитаны. На доске заранее выписываются слова:
бе-жим бе-га-ет бе-жа-ли
по-бе-жим по-бе-жит по-бе-жа-ли
под-бе-жим под-бе-жит до-бе-жа-ли
при-бе-жа-ли
Перед чтением сказки ученики прочитывают слова, объясняют значения некоторых из них. Затем им предлагают читать текст, правильно воспроизводя все подготовленные заранее слова.
В 3-м классе при чтении стихотворения И. Сурикова «Зима» можно для упражнения сгруппировать слова таким образом:
при-на-крыл-ся не-про-буд-но
кру-жит-ся пе-ле-но-ю
Учитель читает слова и объясняет их значение, привлекая к объяснению детей. Далее написанное читают ученики, индивидуально и хором. Кроме того, в стихотворении достаточно много слов, которые школьники уже могут читать целым словом. Принимая во внимание приверженность умственно отсталых школьников к одному способу чтения, учитель предлагает им прочитать глобально слова, заключенные в квадрат. Слова прочитываются учениками каждого ряда «на соревнование». Подсчитывается количество правильно прочитанных слов.
белый | снегом | солнце |
на землю | поле | мало |
тихо | стали | зима |
Ставится задача: при чтении стихотворения все девять слов обязательно читают целым словом, остальные слова — по слогам.
В предварительные упражнения желательно включать игровые моменты,которыеспособствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию темпа чтения, развитию умения прогнозировать слова.
Примеры игр:
«Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег, сне...ный, сне...овой, сне...ки.
«Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.
«Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками.Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.
«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).
В процессе проработки связного текста учитель дает образец правильного чтения и затем неоднократно читает материал вместе с детьми. При этом важно чуть-чуть замедлять темп чтения, не разрушая его смысловой целостности и выразительной передачи. Тренировка в чтениидолжна занимать большую часть урока. Фактически это основной путь, который ведет к выработке навыка правильного чтения.
Учитель должен каждый раз модифицировать задания, чтобы избежать быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда (особенно в младших классах) к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно.
Виды заданий на чтение текста: дети читают по цепочке(предложения текста прочитываются поочередно),абзацами(учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете(сами дети называют одноклассника, который продолжит чтение), выборочно.
Прием выборочного чтения, в свою очередь, дает возможность варьировать задание: школьники прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию(«Рассмотри рисунок. Подбери к нему строчки из рассказа»), на вопрос учителя(«Как выглядит лес после первого снега? Прочитай этот отрывок еще раз»),на конкретное задание («Прочитай последние строчки из сказки и запомни их»).
Интерес учащихся к повторному чтению поддерживается не только за счет постоянной вариативности заданий, но и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные(эмоциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу любого типа школы, но в большей степени тому, кто обучает и воспитывает умственно отсталых детей.
Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего классаможно добиться того, чтобы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:
- медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), когда учащиеся имеют возможность следить по книге, используя закладку или водя по строке пальцем. Педагог в любой момент может проверить учеников и поощрить, выдав игровую фишку;
- комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение;
- сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором. Это чтение должно быть слаженным, чтобы затем учитель мог свободно подключаться к нему;
- контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок. Каждый ребенок должен читать не более одного-двух предложений, так как в противном случае дети забывают действительные ошибки и начинают придумывать их, чтобы получить поощрение учителя.
С некоторыми учениками педагогу приходится проводить специальныезанятия, а на уроке применять к ним индивидуальный подход. Например, следует учитывать, что правильность чтения у детей с нарушением работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом зависит от обстановки, в которой оно протекает, от интереса ученика к тому, что он читает. Поэтому на индивидуальных занятиях с такими детьми и в процессе урока следует создавать игровую ситуацию, привлекать их внимание побуждающими средствами(«Будем считать, сколько слов и предложений ты прочитал верно. За каждое правильно прочитанное слово или предложение ты получишь кубик», «Сравним, сколько кубиков у тебя было вчера, а сколько сегодня»).
Учащихся со сложными нарушениями фонематического слуха следует объединять в группу, с которой должен заниматься логопед. Методика этой работы раскрыта в книге Р.И.Лалаевой «Устранение нарушения чтения у умственно отсталых детей» (М., 1978). На уроках чтения в 1—2-м классах для этой группы школьников можно вводить упражнения на дифференцировку смешиваемых звуков, на установление их места в слове, на определение количества звуков и их последовательности. В процессе работы учитель опирается на функции более сохранных анализаторов: зрительного, кинестетического. С детьми уточняется артикуляция звука (движения артикуляционного аппарата воспринимаются зрительно: с помощью зеркала и тактильно — посредством ощущения пальцем движения языка или губ), определяется место звука в слове сначала в произношении учителя с утрированной артикуляцией, затем — самого ученика. После анализа школьники читают предложения с этими словами. Очень полезно предварительно отрабатывать текст или отдельные абзацы из текста, который будет предложен всему классу на следующем уроке. Это позволит учителю вовлечь данную группу детей во фронтальную работу. Эффективен в занятиях с такими учениками и игровой прием с воображаемым магнитофоном. Слабочитающий школьник слушает чтение сильного ученика, следит за чтением по тексту. Затем после слов учителя «магнитофон включен» прочитывает предложение сам. Товарищи по классу обсуждают результаты «записи». Небольшой объем слов, предварительная ориентация в них зрительно и на слух помогают, как правило, ученику успешнее справиться с заданием, вызывают интерес к работе, способствуют появлению некоторой уверенности в своих силах, закрепляют нормы литературного произношения. Тот же прием чтения «слабым» учеником после «сильного»можно обыграть как имитацию эха.
б) Беглость чтения (коррекционная школа 8 вида)
Беглость чтения — это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100—180 слов в минуту. Именно эта скорость чтения текста вслух является наиболее оптимальной для его одновременного осмысления.
Как уже говорилось ранее, становление навыка беглого чтения у умственно отсталых детей — процесс достаточно длительный. Только в 6-м классе основной состав учащихся начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи, но даже в 8-м классе без целенаправленной работы многие школьники так и не достигают уровня взрослого чтеца.
Подготовка к овладению этим навыком чтения начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами. У них уже увеличилось поле зрения в результате упражнений, которые проводились во 2—3-м классах. Специальные занятия, направленные на ознакомление с окружающими предметами, явлениями, на развитие речи, создали достаточный запас представлений, помогающих детям быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.
Прежде всего для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении:
-важно организовывать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми(поскольку умственно отсталые дети мало читают вне класса), чтобы к тексту возвращались неоднократно, чтобы у школьников не пропадал интерес к нему на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используются чтение по абзацам на основе указаний учителя, чтение с эстафетой, выборочное чтение, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон;
- в старших классах дается задание перечитать текст для деления его на части, озаглавливания частей, выявления характерных черт героя.Увеличивается доля упражнений в чтении материала про себя;
- начиная с 5-го класса, активизируется более осознанная и самостоятельная работа по подготовке к выразительному чтению и неоднократное в связи с этим возвращение к тексту.
Однако для отработки у умственно отсталых школьников навыка беглого чтениятолько многократного повторения явно недостаточно. Художественные тексты, помещенные в учебных книгах, хотя и доступны по содержанию, но не адаптированы с точки зрения языковых средств, поэтому учить беглому чтению детей специальной школы на этих текстах очень сложно. Вот почему в 4—5-м классах можно вводить упражнения, которые мы назвали «речевой разминкой». В течение 4—5 мин дети работают с текстами, напечатанными на карточках. Тексты могут быть одинаковыми для всего класса. Возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор текстов должен осуществляться с учетом нескольких требований:
- доступность содержания;
- простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
- относительная занимательность сюжета;
- объем, соответствующий возможностям ученика.
Как уже говорилось выше, «разминка» проводится в начале урока, что помогает сохранению нужного настроя при чтении основного текста. Слабым чтецам предлагаются еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.
Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:
1. Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.
2. Одного—трех учеников вызывают для чтения их текстов вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.
3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос — либо учителем, либо читающим учеником.
4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью «светофоров», например зеленый цвет — «5», желтый — «4», красный — «3»), комментируя свое суждение. Наиболее часто встречающаяся и аргументированная оценка выставляется в журнал[6].
Так как у умственно отсталых учащихся и здесь проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочетанию разных приемов чтенияна одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения, с которым школьники должны работать в классе, те его части, которые доступны для курсорного (синтетического) способа чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсивно (статорно, аналитически), с разбором трудных слов, синтагм, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого курсорно, увеличивают.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно испо