Деятельность учителя на уроке развития речи
1. Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением — создание мотивации для речевой деятельности.
2. Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.
3. Помощь в отборе материала для сочинения, составлении плана.
4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.
5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.
Деятельность учеников на уроке развития речи протекает аналогично литературно-творческой деятельности, о которой уже говорилось (см. Памятка ученику).
При редактировании ученик расшифровывает пометки учителя, осознает причины ошибки или неудачи, ищет новый вариант.
Обобщающий урок
Эти уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т. е. активизировать и закрепить в сознании учеников и новые знания и умения, которые они освоили, и новые приемы работы, которые помогли им понять авторов. Кроме того, на обобщающем уроке учитель может проверить, насколько полноценно ученики освоили учебный материал, произошел ли сдвиг в их литературном развитии.
Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные детьми книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления (сопоставление произведений как словесного искусства, так и разных видов искусства). Это может быть и контрольная работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.
Деятельность учителя на уроках обобщения
1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.
2. Создание мотивов для учебной деятельности.
3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.
На уроке учитель задает вопросы и формулирует задания, обобщает ответы учеников, помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.
Деятельность учеников на уроке обобщения: самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки ее обобщения.
Формы уроков литературы
Форма уроков определяется деятельностью учителя и учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений. Можно выделить следующие формы уроков:
1) традиционный урок-беседа;
2) урок-игра;
3) урок-экскурсия, путешествие;
4) урок-исследование;
5) урок творчества (сочинение собственных литературных произведений; подготовка к устному журналу и т.п.).
Кроме того, на уроках мы прибегаем к разным формам организации учебной деятельности школьников:
1) коллективная, фронтальная работа;
2) индивидуальная работа;
3) работа в парах;
Работа в малых группах.
О традиционном уроке уже шел разговор. Остановимся на новых формах уроков и формах работы учеников:
Урок-игра
Игра, по определению Д.Б.Эльконина, — это особый вид деятельности человека в условных ситуациях, воспроизводящий явления окружающей действительности и трудовой деятельности людей, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игра имеет первостепенное значение для формирования специфических человеческих процессов мышления, а также волевой регуляции человеческих действий.
По мнению исследователей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин), игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Ребенок вносит в нее свои фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности, а также способствует социальному развитию детей.
Человек действует в игровых ситуациях точно так же, как он действовал бы в жизни, поэтому игра — это модель жизни и форма ее познания. Игра развивает психофизические качества участников, это свободная, непринужденная деятельность. Участники игры переживают особое чувство удовольствия, побуждающее их вновь обращаться к этой форме деятельности. В игре проявляются такие качества личности, как самостоятельность, сосредоточенность, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, развивается воображение, способность анализировать, использовать имеющиеся знания и стремиться к новым.
Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностям ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. В игре осознается и изучается окружающий мир, приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Ребенок реализуется в игре, раскрывает свои творческие возможности, находит свое место в коллективе. Игра является одним из значимых для ребенка видов деятельности и основой его последующего развития, так как в игре он приобретает азы опыта для жизни в обществе и развивает те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы для будущей деятельности.
Сегодня психологическая литература оценивает игру не как проявление уже развитого воображения, а как ту деятельность, в которой оно впервые только и возникает, так как эта деятельность впервые в жизни человека порождает необходимость в воображении. В способности игры развивать воображение живет тенденция к творческому преобразованию действительности. Из игровой деятельности развивается художественное творчество, где воображаемые присвоение и преображения объекта опредмечивается в произведение искусства.
На уроке литературы чаще всего используются дидактические, ролевые и театрализованныеигры. Игровое начало, безусловно, присутствует в таких приемах работы, как драматизация и инсценирование, составление киносценария и устное иллюстрирование, выразительное чтение, т.е. во всех творческих приемах изучения литературного произведения.
1. Дидактические игры. Дидактические, или познавательные, интеллектуальные, игры часто используются при работе с младшими школьниками, и дети активно в них включаются. В ходе и результате игры ребята приобретают новые знания, проявляют интеллектуальные качества своей личности. Игра строится на интересе детей, без насилия. Играя, ребенок знакомится с разнообразными сведениями из различных областей, а также развивает свои зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Из дидактических игр самые популярные — сюжетные: путешествия или маршрутные игры по станциям. Путешествовать можно по литературной стране -по стране сказок, по литературному произведению (например, вместе с главным героем — Гулливером, бароном Мюнхгаузеном и т.п.), по родной стране (при изучении произведений о родной природе).
Такие игры могут быть командными. Дети с интересом участвуют в подобных играх, так как им свойствен элемент соперничества. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Педагогическая цель, которая выступает в скрытой форме (завуалирована в игровой задаче и игровых мотивах), является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой деятельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают подлинное значение, сменяясь познавательными мотивами.
2. Ролевые игры характеризуются тем, что школьник выбирает для себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Этот вид игры, как отмечает Д. Б. Эльконин, отличается особой чувствительностью к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни.
В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. Они изменяются в зависимости от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением кругозора. Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка. Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельностии отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.
Ролевые игры на уроках литературы чаще всего используются на уроках обобщения. Учитель, составляя ролевую игру, сочиняет ее сюжет, подчиняя его целям и содержанию игры. Например, цели — закрепление полученных на предыдущих уроках знаний и развитие читательских и речевых умений; содержание— помощь попавшему в беду литературному персонажу и т. п. Тогда сюжет игры может быть выстроен следующим образом: дети получают письмо от литературного героя(Малыша, Дениски, Буратино и т.д.) с просьбой: помочь найти вновь пропавший золотой ключик,уговорить маму и папу подарить щенка и т.д. Дети, исполняющие роли персонажей, восстанавливают описанную в письме ситуацию и разыгрывают ее, используя свои домашние заготовки. Сюжет и определяет содержание и характер заданий, которые получает каждый участник ролевой игры.
Ребенок заранее получает определенную роль (какой-либо персонаж) и задание (от лица выбранного персонажа подготовить вопросы, сочинить письмо, рассказать о его приключениях на основе текста произведения или о каком-то новом его приключении). Это домашнее задание становится основой импровизации на уроке.
Таким образом, ролевая игра не сводится к инсценировке изучаемого произведения, а ставит участников в ситуации, аналогичные ситуациям изученного произведения, требуя от них глубокого осмысления характеров персонажей и отношений между ними.
3. Театрализованные игры. Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром. Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, в которых игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «искусство ребенка», «форма примитивного драматического искусства» (Л.П.Бочкарева, В.Н.Всеволодский-Гернгросса, Л.С.Выготский).
В педагогической литературе нет однозначного определения театрализованной игры. Будем понимать театрализованную игру (ТИ) как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету — сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных характеристиках.
Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление, в ней заложены истоки творчества. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов, цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры, о ее метамето-дической природе.
Первая и основная функция ТИ есть функция дидактическая, или информативная, педагогическая. Но эта функция осуществляется только через вторую функцию — художественную.
Специфика ТИ как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосо-образности и культуросообразности воспитания через формирования «образа мира», развить пространственно-временные ориентировки.
ТИ как вид игровой деятельности структурно представлена теми же основными компонентами, что и любой другой вид игровой активности человека. В связи с этим в структуре театрализованной игры можно найти все компоненты, выделенные Д.Б.Элькониным в сюжетно-ролевой игре: цель, задача, сюжет, роль как определяющий компонент, игровые действия, игровое использование предметов, реальные отношения между играющими детьми.
Специфика театрализованной игры заключается в том, что она имитирует профессиональную деятельность,знакомство с которой и расширяет представления ребенка о мире в целом и о культуре в частности. Профессиональная деятельность всегда комплексная, так как требует от исполнителя не только определенных умений и навыков, но и понимания поставленной задачи, планирования действий, выбора средств ее решения, самооценки, коррекции и предъявления результата заказчику. Таким образом, имитация учеником профессиональной деятельности способствует развитию его личности в целом, а не отдельных ее качеств. В ТИ ребенок знакомится с жизнью, учится общению, деятельности индивидуальной и коллективной, осваивает разные способы достижения поставленной перед ним цели и выбирает тот, который наиболее соответствует его личностным особенностям и свойствам.
Цели театрализованной игры на уроке литературы — осмысление учениками авторского отношения к героям и событиям и идеи произведения; развитие литературных способностей и речевых умений, формирование коммуникативных умений и уровня культуры младших школьников. Достижению целей способствует реализация конкретных задач: мотивировать игровую деятельность, активизировать эмоциональное восприятие литературного произведения; познакомить учеников с разными видами деятельности и разными видами искусства; создать коммуникативные ситуации.
Пример урока-игры
Раскроем возможности театрализованной игры на примере игры «Журналистское расследование» при изучении сказки X. К. Андерсена «Свинопас».
После знакомства детей со сказкой Андерсена «Свинопас» выявляется их восприятие произведения с помощью вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия. Прочитав детям сказку, учитель сообщает, что в очередном номере школьного журнала будут опубликованы материалы, посвященные творчеству X. К. Андерсена и героям его сказок. Он предлагает детям попробовать ответить на ряд вопросов:
— Какие моменты в сказке вам запомнились? Что вы можете сказать о героях этой сказки? Было ли вам кого-нибудь жалко, когда вы читали сказку? Почему? Как автор относится к своим персонажам? Почему вы так решили? Почему принцессе не понравились подарки принца? Почему сказка названа «Свинопас», а не «Свинопас и принцесса»?
Ответы детей показывают им самим, что в классе нет единого мнения о персонажах сказки и мотивах их поступков. Это и создает проблемную ситуацию, для разрешения которой учитель предлагает ребятам исследовать текст сказки, собрать своеобразное информационное досье на каждого из персонажей и только после этого сделать выводы и вновь ответить на вопросы. Только тогда, подчеркивает учитель, когда вы сопоставите внешность, поступки героев, их отношения с другими людьми, ваши выводы будут серьезны и обоснованны.
Учитель предлагает детям попробовать себя в журналистской деятельности, собирая информационное досье на героев сказки X. К. Андерсена «Свинопас». Результатом работы должно стать сообщение, с которым ученики выступят на редакционном совете и расскажут о своей воображаемой встрече с героем. Лучшие досье будут опубликованы в школьном журнале. Так создается мотивация игровой и одновременно квазипрофессиональной (журналистской) деятельности.
Игровая квазипрофессиональная деятельность — сбор материалов о герое — предполагает анализ образов персонажей сказки, выводы об их характерах, оценки их поступков, а также составление отчета о проделанной работе и письменную характеристику персонажей. Игра в редакционный совет требует от учеников умения слушать и понимать выступающих, а также речевых умений формулировать вопросы, высказывать и мотивировать свое мнение и, конечно, формирует культуру вести дискуссию.
На этом этапе учитель объясняет детям специфику журналистской деятельности, после чего выясняется, на какие вопросы они должны ответить, собирая информацию, и у кого ее можно получить, что в произведении может стать источником информации о герое (поступки героя, его речь, внешний вид и т. п.).
Ученики вместе с учителем приходят к выводу о том, что сбор информации необходимо вести по алгоритму:
1. Найти в тексте все эпизоды, в которых участвует герой или в которых говорится о герое, отметить ее карандашом и сделать закладки.
2. Ответить на вопросы:
1) Когда, где и при каких обстоятельствах читатель впервые видит героя? Что эти сведения говорят читателю о герое?
2) Что можно сказать о манерах, речи героя? Что эти черты говорят о характере героя?
3) Какие поступки совершил герой? Как они характеризуют его?
4) Как и почему складываются взаимоотношения героя с другими персонажами? Как это характеризует героя?
5) Как и почему автор относится к своему герою? Что в тексте помогает это обнаружить?
Вопросы раздаются детям на карточках.
Учитель предлагает детям объединиться для работы в 4 группы по 5 —6 человек. Каждая группа будет собирать информацию об одном из героев сказки — принцессе, принце, императоре и фрейлинах (собирательный образ). Первоначально состав группы формируется самими учениками, но при этом учитывается необходимость включения в каждую группу ученика, обладающего организаторскими способностями. Затем группы получают от учителя, который исполняет роль главного редактора, задание по сбору информации о конкретном герое.
Сначала каждый ученик собирает информацию о герое самостоятельно дома, потом дети объединяются для работы в группы и уточняют результаты, и уже после обсуждения в группе кто-то выступает с коллективным решением на редакционном совете.
Смысл предлагаемой деятельности состоит в том, что при решении поставленной творческой задачи ученики будут неоднократно обращаться к тексту сказки. Каждая группа, работая над информационным досье, проанализирует образы героев, их характеры, отношение автора к героям.
Кроме общего алгоритма работы, учитель заранее составляет для каждой группы дополнительные вопросы, которые помогут ребятам при анализе образа героя, привлекая их внимание к деталям, которые они обычно не замечают при самостоятельной работе:
— Зачем принц пошел в свинопасы? Какова его цель? Чего добивался принц, прося поцелуи за игрушки? Почему все же изменилось отношение принца к принцессе? Почему он отказывается от нее? Как вы думаете, почему у принцессы не было других дел, кроме игр с фрейлинами? Почему принцесса отвергла подарки принца? Почему император носит стоптанные башмаки? Почему император выгоняет не только свинопаса, но и родную дочь?
В ходе работы учитель, исполняющий роль главного редактора, по очереди подходит к каждой группе, присутствует при обсуждении и при необходимости просит журналистов ответить на возникшие в ходе обсуждения вопросы. Также учитель помогает детям сделать выводы из их наблюдений и логически выстроить свое выступление.
Непосредственно сама игра проводится на уроках литературного чтения, в ходе которых журналисты защищают подготовленное ими информационное досье о герое, доказывая истинность собранных данных, отвечают на вопросы «коллег» и «главного редактора».
Вот вопросы, заданные учениками в ходе обсуждения на редакционном совете:
— Зачем автор подробно описывает розу и соловья? Зачем Андерсен подчеркивает, что принцесса все же готова платить за безделушки поцелуями, причем даже на сто поцелуев готова? Как фрейлины относятся к подаркам принца? Почему прямо перед дворцом пасутся свиньи?
За счет того, что ученикам предлагается творческая профессиональная деятельность, а не игра,они серьезно подходят к своему журналистскому расследованию, благодаря чему тщательнее анализируют произведение. Дети размышляют и определяют мотивы поступков и поведения героев, дают обстоятельную оценку персонажам, они определяют важную роль художественных деталей в понимании характера героя, становятся более внимательными к слову. Пока еще детям трудно самостоятельно определить авторскую позицию и основную идею произведения. Но при специальных побуждающих вопросах учителя они могут это сделать. Все это говорит о качественном, полноценном восприятии литературного текста.
Опыт творческой профессиональной деятельности, полученный младшими школьниками в театрализованной игре, расширяет их представления о прекрасном, учит их оценивать человека по его поступкам, отношению к художественным и природным ценностям, по его речевой манере, т.е. видеть сказочный мир, созданный Андерсеном, в единстве его формы и содержания, а значит, и глубже понимать реальный мир, в котором они живут.
Урок-исследование
Название этого вида уроков весьма условно, так как дети еще не могут провести полноценное исследование текста. Но на таких уроках, имитируя исследовательскую деятельность, мы помогаем младшим школьникам освоить элементы литературоведческого анализа. Очевидно, что и на уроках-исследованиях мы обнаружим элементы ролевой игры.
Учебная задача на таких уроках ставится как предложение заняться научной деятельностью (литературоведческой), например сопоставить литературные произведения, т. е. выявить черты сходства и отличия одного от другого. Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно скучной для него аналитической деятельностью (заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п.). Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать в неигровой ситуации.