Деятельность учителя на уроке развития речи

1. Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением — создание мотивации для речевой деятельности.

2. Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.

3. Помощь в отборе материала для сочинения, составлении плана.

4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствова­нию текста.

5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необхо­димость редактирования текста.

Деятельность учеников на уроке развития речи протекает ана­логично литературно-творческой деятельности, о которой уже говорилось (см. Памятка ученику).

При редактировании ученик расшифровывает пометки учите­ля, осознает причины ошибки или неудачи, ищет новый вариант.

Обобщающий урок

Эти уроки проводятся после изучения темы или раздела и при­званы подвести итоги, т. е. активизировать и закрепить в сознании учеников и новые знания и умения, которые они освоили, и но­вые приемы работы, которые помогли им понять авторов. Кроме того, на обобщающем уроке учитель может проверить, насколько полноценно ученики освоили учебный материал, произошел ли сдвиг в их литературном развитии.

Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно про­читанные детьми книги по теме, задания, направленные на акти­визацию памяти, на развитие логического и творческого мышле­ния (сопоставление произведений как словесного искусства, так и разных видов искусства). Это может быть и контрольная работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

Деятельность учителя на уроках обобщения

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

На уроке учитель задает вопросы и формулирует задания, обоб­щает ответы учеников, помогает им сформулировать выводы, оце­нивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения: самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, ана­лиз собственной деятельности и попытки ее обобщения.

Формы уроков литературы

Форма уроков определяется деятельностью учителя и учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений. Можно выделить следующие формы уроков:

1) традиционный урок-беседа;

2) урок-игра;

3) урок-экскурсия, путешествие;

4) урок-исследование;

5) урок творчества (сочинение собственных литературных про­изведений; подготовка к устному журналу и т.п.).

Кроме того, на уроках мы прибегаем к разным формам орга­низации учебной деятельности школьников:

1) коллективная, фронтальная работа;

2) индивидуальная работа;

3) работа в парах;

Работа в малых группах.

О традици­онном уроке уже шел разговор. Остановимся на новых формах уроков и формах работы учеников:

Урок-игра

Игра, по определению Д.Б.Эльконина, — это особый вид дея­тельности человека в условных ситуациях, воспроизводящий яв­ления окружающей действительности и трудовой деятельности людей, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра имеет первостепенное значение для формирования спе­цифических человеческих процессов мышления, а также волевой регуляции человеческих действий.

По мнению исследователей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин), игра является формой активно­го, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Ребенок вносит в нее свои фантазии, поэтому в ней переплетает­ся реальность и вымысел. В игре происходит активная социализа­ция ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточ­няются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра высту­пает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности, а также способствует социально­му развитию детей.

Человек действует в игровых ситуациях точно так же, как он действовал бы в жизни, поэтому игра — это модель жизни и фор­ма ее познания. Игра развивает психофизи­ческие качества участников, это свободная, непринужденная дея­тельность. Участники игры переживают особое чувство удоволь­ствия, побуждающее их вновь обращаться к этой форме деятель­ности. В игре проявляются такие качества личности, как самостоя­тельность, сосредоточенность, настойчивость в достижении по­ставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, раз­вивается воображение, способность анализировать, использовать имеющиеся знания и стремиться к новым.

Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отно­шение к потребностям ребенка. В ней происходит первичная эмо­ционально-действенная ориентация в смыслах человеческой дея­тельности. В игре осознается и изучается окружающий мир, при­обретается социальный опыт взаимоотношений людей. Ребенок реализуется в игре, раскрывает свои творческие возможности, находит свое место в коллективе. Игра является одним из значи­мых для ребенка видов деятельности и основой его последующего развития, так как в игре он приобретает азы опыта для жизни в обществе и развивает те физические и духовные силы и способ­ности, которые ему необходимы для будущей деятельности.

Сегодня психологическая литература оценивает игру не как проявление уже развитого воображения, а как ту деятельность, в которой оно впервые только и возникает, так как эта деятель­ность впервые в жизни человека порождает необходимость в во­ображении. В способности игры развивать воображение живет тен­денция к творческому преобразованию действительности. Из иг­ровой деятельности развивается художественное творчество, где воображаемые присвоение и преображения объекта опредмечива­ется в произведение искусства.

На уроке литературы чаще всего используются дидактические, ролевые и театрализованныеигры. Игровое начало, безусловно, присутствует в таких приемах работы, как драматизация и инсце­нирование, составление киносценария и устное иллюстрирова­ние, выразительное чтение, т.е. во всех творческих приемах изу­чения литературного произведения.

1. Дидактические игры. Дидактические, или познавательные, интеллектуальные, игры часто используются при работе с млад­шими школьниками, и дети активно в них включаются. В ходе и результате игры ребята приобретают новые знания, проявляют интеллектуальные качества своей личности. Игра строится на ин­тересе детей, без насилия. Играя, ребенок знакомится с разнооб­разными сведениями из различных областей, а также развивает свои зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Из дидак­тических игр самые популярные — сюжетные: путешествия или маршрутные игры по станциям. Путешествовать можно по литера­турной стране -по стране сказок, по литературному произведению (например, вместе с главным героем — Гулливе­ром, бароном Мюнхгаузеном и т.п.), по родной стране (при изу­чении произведений о родной природе).

Такие игры могут быть командными. Дети с интересом участву­ют в подобных играх, так как им свойствен элемент соперничества. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В отличие от прямой по­становки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидак­тической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Педагогическая цель, которая выступает в скрытой форме (завуалирована в игровой за­даче и игровых мотивах), является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой дея­тельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают под­линное значение, сменяясь познавательными мотивами.

2. Ролевые игры характеризуются тем, что школьник выбирает для себя определенную роль и выполняет действия в воображае­мой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Этот вид игры, как отмечает Д. Б. Эльконин, отличается особой чув­ствительностью к сфере человеческой деятельности и отношени­ям между людьми. Играя, младшие школьники стремятся овла­деть теми качествами личности, которые привлекают их в реаль­ной жизни.

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сю­жет игры — это та область действительности, которая воспроизво­дится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно многообразны и из­менчивы. Они изменяются в зависимости от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением кругозора. Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка. Содержа­ние игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве цен­трального характерного момента деятельностии отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в дея­тельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.

Ролевые игры на уроках литературы чаще всего используются на уроках обобщения. Учитель, составляя ролевую игру, сочиня­ет ее сюжет, подчиняя его целям и содержанию игры. Напри­мер, цели — закрепление полученных на предыдущих уроках знаний и развитие читательских и речевых умений; содержание— помощь попавшему в беду литературному персонажу и т. п. Тогда сюжет игры может быть выстроен следующим образом: дети по­лучают письмо от литературного героя(Малыша, Дениски, Буратино и т.д.) с просьбой: помочь найти вновь пропавший золотой ключик,уговорить маму и папу подарить щенка и т.д. Дети, исполняющие роли персонажей, восстанавли­вают описанную в письме ситуацию и разыгрывают ее, исполь­зуя свои домашние заготовки. Сюжет и определяет содержание и характер заданий, которые получает каждый участник ролевой игры.

Ребенок заранее получает определенную роль (какой-либо пер­сонаж) и задание (от лица выбранного персонажа подготовить вопросы, сочинить письмо, рассказать о его приключениях на основе текста произведения или о каком-то новом его приключе­нии). Это домашнее задание становится основой импровизации на уроке.

Таким образом, ролевая игра не сводится к инсценировке изу­чаемого произведения, а ставит участников в ситуации, аналогич­ные ситуациям изученного произведения, требуя от них глубокого осмысления характеров персонажей и отношений между ними.

3. Театрализованные игры. Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром. Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, в которых игра ребен­ка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драма­тический или театральный инстинкт», «искусство ребенка», «фор­ма примитивного драматического искусства» (Л.П.Бочкарева, В.Н.Всеволодский-Гернгросса, Л.С.Выготский).

В педагогической литературе нет однозначного определения театрализованной игры. Будем понимать театрализованную игру (ТИ) как деятельность по моделированию биосоциальных отно­шений, внешне подчиненную сюжету — сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных характеристиках.

Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщен­ная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ре­бенку большую радость и удивление, в ней заложены истоки твор­чества. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает спе­цифике развития его психических процессов, цельности и одно­моментности восприятия, легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мыш­ления, двигательной активности и т.п. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры, о ее метамето-дической природе.

Первая и основная функция ТИ есть функция дидактическая, или информативная, педагогическая. Но эта функция осуществ­ляется только через вторую функцию — художественную.

Специфика ТИ как особого вида игровой деятельности заклю­чается в том, что она позволяет реализовать принципы природосо-образности и культуросообразности воспитания через формирова­ния «образа мира», развить пространственно-временные ориенти­ровки.

ТИ как вид игровой деятельности структурно представлена теми же основными компонентами, что и любой другой вид игровой активности человека. В связи с этим в структуре театрализованной игры можно найти все компоненты, выделенные Д.Б.Элькониным в сюжетно-ролевой игре: цель, задача, сюжет, роль как опре­деляющий компонент, игровые действия, игровое использование предметов, реальные отношения между играющими детьми.

Специфика театрализованной игры заключается в том, что она имитирует профессиональную деятельность,знакомство с которой и расширяет представления ребенка о мире в целом и о культуре в частности. Профессиональная деятельность всегда комплексная, так как требует от исполнителя не только определенных умений и навыков, но и понимания поставленной задачи, планирования действий, выбора средств ее решения, самооценки, коррекции и предъявления результата заказчику. Таким образом, имитация уче­ником профессиональной деятельности способствует развитию его личности в целом, а не отдельных ее качеств. В ТИ ребенок знако­мится с жизнью, учится общению, деятельности индивидуаль­ной и коллективной, осваивает разные способы достижения по­ставленной перед ним цели и выбирает тот, который наиболее соответствует его личностным особенностям и свойствам.

Цели театрализованной игры на уроке литературы — осмысление учениками авторско­го отношения к героям и событиям и идеи произведения; развитие литературных способностей и речевых умений, формирование ком­муникативных умений и уровня культуры младших школьников. Дос­тижению целей способствует реализация конкретных задач: мотиви­ровать игровую деятельность, активизировать эмоциональное вос­приятие литературного произведения; познакомить учеников с раз­ными видами деятельности и разными видами искусства; создать коммуникативные ситуации.

Пример урока-игры

Раскроем возможности театрализованной игры на примере игры «Журналистское расследование» при изучении сказки X. К. Андер­сена «Свинопас».

После знакомства детей со сказкой Андерсена «Свинопас» вы­является их восприятие произведения с помощью вопросов, ак­тивизирующих работу всех сфер читательского восприятия. Про­читав детям сказку, учитель сообщает, что в очередном номере школьного журнала будут опубликованы материалы, посвящен­ные творчеству X. К. Андерсена и героям его сказок. Он предлагает детям попробовать ответить на ряд вопросов:

— Какие моменты в сказке вам запомнились? Что вы можете сказать о героях этой сказки? Было ли вам кого-нибудь жалко, когда вы читали сказку? Почему? Как автор относится к своим персонажам? Почему вы так решили? Почему принцессе не по­нравились подарки принца? Почему сказка названа «Свинопас», а не «Свинопас и принцесса»?

Ответы детей показывают им самим, что в классе нет единого мнения о персонажах сказки и мотивах их поступков. Это и созда­ет проблемную ситуацию, для разрешения которой учитель пред­лагает ребятам исследовать текст сказки, собрать своеобразное информационное досье на каждого из персонажей и только после этого сделать выводы и вновь ответить на вопросы. Только тогда, подчеркивает учитель, когда вы сопоставите внешность, поступ­ки героев, их отношения с другими людьми, ваши выводы будут серьезны и обоснованны.

Учитель предлагает детям попробовать себя в журналистской деятельности, собирая информационное досье на героев сказки X. К. Ан­дерсена «Свинопас». Результатом работы должно стать сообщение, с которым ученики выступят на редакционном совете и расска­жут о своей воображаемой встрече с героем. Лучшие досье будут опубликованы в школьном журнале. Так создается мотивация иг­ровой и одновременно квазипрофессиональной (журналистской) деятельности.

Игровая квазипрофессиональная деятельность — сбор мате­риалов о герое — предполагает анализ образов персонажей сказ­ки, выводы об их характерах, оценки их поступков, а также со­ставление отчета о проделанной работе и письменную характе­ристику персонажей. Игра в редакционный совет требует от уче­ников умения слушать и понимать выступающих, а также рече­вых умений формулировать вопросы, высказывать и мотивиро­вать свое мнение и, конечно, формирует культуру вести дискус­сию.

На этом этапе учитель объясняет детям специфику журналист­ской деятельности, после чего выясняется, на какие вопросы они должны ответить, собирая информацию, и у кого ее можно полу­чить, что в произведении может стать источником информации о герое (поступки героя, его речь, внешний вид и т. п.).

Ученики вместе с учителем приходят к выводу о том, что сбор информации необходимо вести по алгоритму:

1. Найти в тексте все эпизоды, в которых участвует герой или в которых говорится о герое, отметить ее карандашом и сделать за­кладки.

2. Ответить на вопросы:

1) Когда, где и при каких обстоятельствах читатель впервые видит героя? Что эти сведения говорят читателю о герое?

2) Что можно сказать о манерах, речи героя? Что эти черты говорят о характере героя?

3) Какие поступки совершил герой? Как они характеризуют его?

4) Как и почему складываются взаимоотношения героя с дру­гими персонажами? Как это характеризует героя?

5) Как и почему автор относится к своему герою? Что в тексте помогает это обнаружить?

Вопросы раздаются детям на карточках.

Учитель предлагает детям объединиться для работы в 4 группы по 5 —6 человек. Каждая группа будет собирать информацию об одном из героев сказки — принцессе, принце, императоре и фрей­линах (собирательный образ). Первоначально состав группы фор­мируется самими учениками, но при этом учитывается необходи­мость включения в каждую группу ученика, обладающего органи­заторскими способностями. Затем группы получают от учителя, который исполняет роль главного редактора, задание по сбору информации о конкретном герое.

Сначала каждый ученик собирает информацию о герое само­стоятельно дома, потом дети объединяются для работы в группы и уточняют результаты, и уже после обсуждения в группе кто-то выступает с коллективным решением на редакционном совете.

Смысл предлагаемой деятельности состоит в том, что при ре­шении поставленной творческой задачи ученики будут неодно­кратно обращаться к тексту сказки. Каждая группа, работая над информационным досье, проанализирует образы героев, их характеры, отношение автора к героям.

Кроме общего алгоритма работы, учитель заранее составляет для каждой группы дополнительные вопросы, которые помогут ребятам при анализе образа героя, привлекая их внимание к дета­лям, которые они обычно не замечают при самостоятельной ра­боте:

— Зачем принц пошел в свинопасы? Какова его цель? Чего добивался принц, прося поцелуи за игрушки? Почему все же из­менилось отношение принца к принцессе? Почему он отказыва­ется от нее? Как вы думаете, почему у принцессы не было других дел, кроме игр с фрейлинами? Почему принцесса отвергла по­дарки принца? Почему император носит стоптанные башмаки? Почему император выгоняет не только свинопаса, но и родную дочь?

В ходе работы учитель, исполняющий роль главного редакто­ра, по очереди подходит к каждой группе, присутствует при об­суждении и при необходимости просит журналистов ответить на возникшие в ходе обсуждения вопросы. Также учитель помогает детям сделать выводы из их наблюдений и логически выстроить свое выступление.

Непосредственно сама игра проводится на уроках литературного чтения, в ходе которых журналисты защищают подготовленное ими информационное досье о герое, доказывая истинность собранных данных, отвечают на вопросы «коллег» и «главного редактора».

Вот вопросы, заданные учениками в ходе обсуждения на ре­дакционном совете:

— Зачем автор подробно описывает розу и соловья? Зачем Ан­дерсен подчеркивает, что принцесса все же готова платить за без­делушки поцелуями, причем даже на сто поцелуев готова? Как фрейлины относятся к подаркам принца? Почему прямо перед дворцом пасутся свиньи?

За счет того, что ученикам предлагается творческая профессио­нальная деятельность, а не игра,они серьезно подходят к свое­му журналистскому расследованию, благодаря чему тщательнее анализируют произведение. Дети размышляют и определяют мо­тивы поступков и поведения героев, дают обстоятельную оценку персонажам, они определяют важную роль художественных дета­лей в понимании характера героя, становятся более вниматель­ными к слову. Пока еще детям трудно самостоятельно определить авторскую позицию и основную идею произведения. Но при спе­циальных побуждающих вопросах учителя они могут это сделать. Все это говорит о качественном, полноценном восприятии лите­ратурного текста.

Опыт творческой профессиональной деятельности, получен­ный младшими школьниками в театрализованной игре, расширя­ет их представления о прекрасном, учит их оценивать человека по его поступкам, отношению к художественным и природным цен­ностям, по его речевой манере, т.е. видеть сказочный мир, со­зданный Андерсеном, в единстве его формы и содержания, а зна­чит, и глубже понимать реальный мир, в котором они живут.

Урок-исследование

Название этого вида уроков весьма условно, так как дети еще не могут провести полноценное исследование текста. Но на таких уроках, имитируя исследовательскую деятельность, мы помогаем младшим школьникам освоить элементы литературоведческого анализа. Очевидно, что и на уроках-исследованиях мы обнаружим элементы ролевой игры.

Учебная задача на таких уроках ставится как предложение за­няться научной деятельностью (литературоведческой), например сопоставить литературные произведения, т. е. выявить черты сход­ства и отличия одного от другого. Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно скучной для него аналитической деятельностью (заполнять таблицы, выбирать при­меры и т.п.). Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать в неигровой ситуации.

Наши рекомендации