Фееричная магия повествования Александра Грина 8
Исследовательская работа
на тему:
«Секрет человеческого счастья
(по повести А. С. Грина «Алые паруса»)
Выполнила:ученица 7 «Б» класса
МОБУ «Гимназия №1»
Нурисламова Аделя
Учитель-консультант: учитель
русского языка и литературы
Габдрахманова Л.М.
Нефтекамск
2015 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра
1.1 Повествовательная основа произведения 5
Фееричная магия повествования Александра Грина 8
Глава 2 Секрет человеческого счастья
2.1 Путь к счастью Ассоль и Грея 13
2.2. В чем секрет счастья современного человека? 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Повесть Александра Степановича Грина«Алые паруса» олицетворяет прекрасную юношескую мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать. Сам писатель прожил тяжелую жизнь. Почти непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Пережитые трудности отняли у писателя любовь к действительности: она была слишком страшной и безысходной. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором»[1] каждого дня. Начав писать, Александр Грин создал в своем творчестве героев с сильными и независимыми характерами, веселых и смелых, населявших прекрасную землю, полную цветущих садов, пышных лугов и бескрайнего моря. Эта выдуманная «счастливая земля», не нанесенная ни на одну географическую карту, должна быть тем «райским уголком», где счастливы все живущие, нет голода и болезней, войн и несчастий, а жители ее занимаются созидательным трудом и творчеством.
В повести «Алые паруса» Александр Грин развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не- приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь. Именно это обуславливает актуальность работы.
В качестве гипотезымы вы выдвигаем утверждение о том, что нужно верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия.
Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность – искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Грин мечтал об «ослепительном случае» и радости, наполнял этими фантазиями свои произведения, но особенно ярко они проявились в феерии «Алые паруса», которая стала объектом нашего исследования.
Предметом исследования стал сопоставительный анализ внутреннего мира Ассоль и Грея, а также духовного пути главных героев к своей мечте.
Цельнаучной работы – исследование неповторимой, волшебной и захватывающей атмосферы феерии Александра Грина, в которой сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо.
Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с литературным жанром феерия, ее особенностями и классификацией;
- исследовать содержание произведение Александра Грина «Алые паруса»;
- выявить способы художественного изображения секретов человеческого счастья на примере судьбы главных героев феерии – Ассоль и Грея;
- подтвердить гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.
Цели и задачи определили структуру данного исследования.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра
Свою самую знаменитую книгу «Алые паруса» Грин сочинял в петроградском «Доме искусств» в 1920 году после того, как второй раз в жизни дезертировал из армии. Эта повесть стала кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над грубостью и скептицизмом.
Не случайно именно по «Алым парусам» снимали фильмы, ставили балет, про них писали стихи и сочиняли песни, ведь произведение Грина не имеет временных границ и доступно для понимания, как юному, так и старшему поколению. Можно с уверенностью сказать, что это фееричная сказка на века! А это еще раз подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Поэтому мы заострим свое внимание на двух составляющих литературного жанра – повести и феерии.
Эдуард Асадов
Однажды в магазине игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия»[11]. Во время Гражданской войны Грин начал писать повесть «Красные паруса» и закончил ее в начале декабря 1920. позже он переименовал повесть в «Алые паруса». Ведь алый цвет говорит куда больше, чем красный: он наполнен романтикой, какой-то тайной, страстью, он манящий, а не агрессивно-вызывающий и простой, как красный. Эта феерия олицетворяет прекрасную мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать.
Заключение
«Алые паруса» - это сказка о воплощенной в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.
Ассоль и Грей искали счастье справедливость, свободу и нашли. Ведь, кто ищет и верит, тот всегда найдёт. Произведение Грина превосходно своим оптимизмом, непоколебимой верой в мечту, победой мечты над мещанской, обывательской средой. Превосходно тем, что вселяет надежду на жизнь в обществе людей, которые способны слышать и понимать друг друга. Ассоль, свыкшаяся с издевками и насмешками над собой, все-таки вылетела из того уродливого мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что всякая мечта в состоянии воплотиться в жизнь, если сильно поверить в нее, не изменить ей, не усомниться в ней. И возможно, кто-нибудь от этого сделался намного лучше, благороднее, целомудреннее душою, кого в данной повести причислили к общественному "болоту" и кто выйдет из него для новейшей повести о воздушных замках.
Такие произведения, как «Алые паруса», учат верить в любовь, в счастье, в справедливость. Ведь стать счастливым можно, исполнив заветную мечту другого человека.
Список использованной литературы
Книги и журналы
1. Амлинский В. В тени парусов. К 100-летию со дня рождения А.Грина. "Новый мир", 1980. № 10
2. Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А.Грина). «Литература и жизнь», 1960, 25 сентября
3. Борисов Л. Александр Грин: - В кн. Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л. 1971
4. Воспоминания об Александре Грине. Л., 1972
5. Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", 1980. № 4
6. Грин А.С. Собр. соч. в 6-ти томах, М., 1980
7. Грин А.С. "Алые паруса". «Русская речь», 1960, №4
8. Грин Н. Записки об А.С.Грине. "Литературная Россия", 1970, 21 августа
9. Кобзев Н. Роман Александра Грина (проблематика, герой, стиль) Кишинев, 1983
10. Ковский В. Возвращение к А.Грину (о литературной судьбе писателя). "Вопросы литературы", 1981, № 10
11. Лебедяева Я. Он поэтичен, он мужественен. "Литература в школе". 1960, № 4
12. Михайлова Л. Психология необычного. Заметки о творчестве Грина. "Литературная Россия", 1972, 28 апреля, № 18
13. Ожегов С. Словарь русского языка. М., 1978
14. Ревякина А. Некоторые проблемы романтизма XX века и вопросы искусства в послеоктябрьском творчестве А.Грина. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1970
15. Рождественский В. А.Грин. "Литературная Россия", 1973, 30 ноября
16. Щеглов М. Корабли А.Грина. "Новый мир", 1956, № 10
Интернет-ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. http://www.big-soviet.ru/
3. http://slovari.yandex.ru/
[1] Грин А. Собр. соч. в 6-ти томах, М., 1980.
[2] Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Изд-во Томского Университета, 1967.
[3] Шубин Э.А. Современный русский рассказ: вопросы поэтики жанра. Наука, Ленинградское отделение, 1974.
[4] В. Баевский. Тридцать лекций о Золотом веке русской литературы. Изд-во СмолГУ, 2009. Стр. 31.
[5] А.С. Грин "Алые паруса". «Русская речь», 1960, №4.
[6] Семибратов В. К. М., 2014.
[7] Варламова Л. М. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым: Путешествие в страну Гринландию. Симферополь, 2005.
[8] Гулев Н. О спорном в теории романтизма. "Русская литература", 1966. №1
[9] Грин. А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда, 1965, т.3.
[10] Там же. С.65.[11] Амлинский В. В тени парусов. К 100-летию со дня рождения А.Грина. "Новый мир", 1980. № 10.
[12] Грин. А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда, 1965, т.3.
[13] Там же. С.48.
[14] Грин. А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда, 1965, т.3.
Исследовательская работа
на тему:
«Секрет человеческого счастья
(по повести А. С. Грина «Алые паруса»)
Выполнила:ученица 7 «Б» класса
МОБУ «Гимназия №1»
Нурисламова Аделя
Учитель-консультант: учитель
русского языка и литературы
Габдрахманова Л.М.
Нефтекамск
2015 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра
1.1 Повествовательная основа произведения 5
Фееричная магия повествования Александра Грина 8
Глава 2 Секрет человеческого счастья
2.1 Путь к счастью Ассоль и Грея 13
2.2. В чем секрет счастья современного человека? 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Повесть Александра Степановича Грина«Алые паруса» олицетворяет прекрасную юношескую мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать. Сам писатель прожил тяжелую жизнь. Почти непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Пережитые трудности отняли у писателя любовь к действительности: она была слишком страшной и безысходной. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором»[1] каждого дня. Начав писать, Александр Грин создал в своем творчестве героев с сильными и независимыми характерами, веселых и смелых, населявших прекрасную землю, полную цветущих садов, пышных лугов и бескрайнего моря. Эта выдуманная «счастливая земля», не нанесенная ни на одну географическую карту, должна быть тем «райским уголком», где счастливы все живущие, нет голода и болезней, войн и несчастий, а жители ее занимаются созидательным трудом и творчеством.
В повести «Алые паруса» Александр Грин развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не- приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь. Именно это обуславливает актуальность работы.
В качестве гипотезымы вы выдвигаем утверждение о том, что нужно верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия.
Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность – искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Грин мечтал об «ослепительном случае» и радости, наполнял этими фантазиями свои произведения, но особенно ярко они проявились в феерии «Алые паруса», которая стала объектом нашего исследования.
Предметом исследования стал сопоставительный анализ внутреннего мира Ассоль и Грея, а также духовного пути главных героев к своей мечте.
Цельнаучной работы – исследование неповторимой, волшебной и захватывающей атмосферы феерии Александра Грина, в которой сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо.
Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с литературным жанром феерия, ее особенностями и классификацией;
- исследовать содержание произведение Александра Грина «Алые паруса»;
- выявить способы художественного изображения секретов человеческого счастья на примере судьбы главных героев феерии – Ассоль и Грея;
- подтвердить гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.
Цели и задачи определили структуру данного исследования.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра
Свою самую знаменитую книгу «Алые паруса» Грин сочинял в петроградском «Доме искусств» в 1920 году после того, как второй раз в жизни дезертировал из армии. Эта повесть стала кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над грубостью и скептицизмом.
Не случайно именно по «Алым парусам» снимали фильмы, ставили балет, про них писали стихи и сочиняли песни, ведь произведение Грина не имеет временных границ и доступно для понимания, как юному, так и старшему поколению. Можно с уверенностью сказать, что это фееричная сказка на века! А это еще раз подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Поэтому мы заострим свое внимание на двух составляющих литературного жанра – повести и феерии.