Как человек относится к людям и ко всему живому
«Вечные» темы. Нравственная проблематика литературного произведения
А
Перед чтением текста вспомни, что такое тема, проблема и идея произведения.
Мы уже говорили о значении темы в литературном произведении, о том, что в литературе с самого момента ее возникновения существуют постоянные, никогда не оставляемые писателями темы. Их мы называем «вечными».
Конечно, главная «вечная» тема – человек и его жизнь. Слово «жизнь» неисчерпаемо в своих значениях, также неисчерпаема и проблематика литературы, отображающая и воплощающая «вечные» темы.
Среди «вечных» тем особо выделяются те, что связаны с душой человека. Они лежат в основе нравственной проблематики. Ты, конечно, сразу можешь назвать основные из них: любовь, дружба, сострадание к людям, верность своему призванию, жизненный выбор… Например, в повести-сказе Н.С. Лескова «Тупейный художник» крепостной парикмахер Аркадий и актриса Люба полюбили друг друга наперекор жестокой судьбе. Их любовь оказалась трагической, но она позволила героям возвыситься над злом. Вспомни повесть-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца», на примере героев которой, сирот брата и сестры, показано нравственное чувство взаимной поддержки. Вспомни машиниста Мальцева, героя рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире», который являет собой пример преданности любимому делу. Вспомни героиню поэмы Н.А. Некрасова «Саша», как «плакала Саша, как лес вырубали». Любовь к живому, к природе – тоже проявление нравственного отношения к миру.
Нравственная проблематика включает в себя не только примеры нравственного отношения к окружающему, но и примеры неверного, ошибочного мировоззрения. Вспомни повесть А.С. Пушкина «Выстрел», герой которой Сильвио подчинил свою жизнь суетному желанию первенствовать.
Бесконечны и разнообразны проявления нашей души. Читая литературу, учись находить лучшие из них и сопереживать добру.
В
1. Что такое «вечные» темы в литературе?
2. Найди в тексте ответ на вопрос: как называется проблематика, в основе которой лежат темы, связанные с душой человека?
3. О каких именно нравственных проблемах идет речь в прочитанном тобой тексте?
Фридрих Шиллер
портрет
(1759-1805)
А
Перед чтением текста вспомни, что тебе известно из курса литературы 5 класса о немецком поэте Гете. Расскажи, в какое время он жил, чем знаменит. Какие стихотворения Гете ты изучал?
Фридрих Шиллер – немецкий поэт и драматург. Написанное Шиллером глубоко вошло в мировую культуру. Так, на афишах современных театров ты встречаешь названия его пьес, наиболее популярные из которых – «Разбойники» и «Коварство и любовь». Свою знаменитую «Оду к радости» великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен написал на стихи Шиллера.
Жизненная и творческая судьба Шиллера определилась рано и бесповоротно. Ничто, казалось бы, не предвещало того, что молодой человек станет писателем. Он родился в среде, далекой от литературы: отец был полковым фельдшером, а мать – дочерью пекаря-трактирщика.
Поначалу жизнь Шиллера складывалась вполне заурядно. В 1780 году он закончил курс медицины в военной академии в Штутгарте и начал работать полковым лекарем. Но уже через год он опубликовал трагедию «Разбойники». Постановка пьесы имела огромный успех, и воодушевленный Шиллер решился навсегда оставить медицину и посвятить себя литературному творчеству.
Значение Шиллера в развитии немецкой литературы сопоставимо с вкладом в нее Гете. Очень часто даже имена двух поэтов звучат вместе. Интересно, что Пушкин в романе «Евгений Онегин», упоминая Германию, где учился один из его героев – Ленский, – пишет:
Под небом Шиллера и Гете...
Ни один из крупных русских поэтов первой половины XIX века не обошел вниманием творчество Шиллера. Так, В.И. Жуковский переводил на русский язык его баллады, а юноша Лермонтов учился у Шиллера, перелагая идеи немецкого поэта в своих стихах. Испытали влияние Шиллера юношеские драмы М.Ю. Лермонтова, такие, например, как «Испанцы» или «Странный человек». Творчество Шиллера отразилось в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Проверь себя: заурядный, заурядно.
В
Найди в тексте доказательства следующего утверждения: «Шиллер оказал огромное влияние на развитие русской литературы XIX века».
Ж
Используя энциклопедию, Интернет, дополнительную литературу, подготовь сообщение на тему «Искусство и литература Германии второй половины XVIII века».
Баллада Ф. Шиллера «Перчатка»
А
Перед чтением теста вспомни (или обратись еще раз к с. ??? (ТЕКСТ О ЖУКОВСКОМ) учебника), какие существуют разновидности баллад, в чем их особенности.
Балладу «Перчатка» Шиллер написал в 1797 году. Этот год знаменит дружеским соперничеством Шиллера и Гете в написании баллад, поэтому, говоря о творчестве двух поэтов, его даже называют «балладный год».
Баллады Шиллера отличаются от англо-шотландских баллад, в основе которых чаще всего лежит таинственное и страшное событие. Нет в них и той атмосферы ужаса, которой объята баллада Гете «Лесной царь». Сюжеты шиллеровых баллад основаны на жизненных, исторических и легендарных ситуациях. Это уже не традиционные баллады, а в каком-то смысле стихотворные рассказы.
Например, баллада «Перчатка» имеет подзаголовок «повесть», что указывает на важную роль сюжета в ней. В балладе рассказывается история о жестоком испытании, которому подвергает влюбленного рыцаря своенравная красавица. Она бросила на арену зверинца между грозным львом, коварным тигром и двумя свирепыми барсами свою перчатку и предложила рыцарю принести ей эту перчатку, тем самым доказав свою любовь. Рыцарь достает перчатку и бросает ее в лицо своей возлюбленной. Может быть, уже бывшей возлюбленной?
Ты видишь, что баллада «Перчатка» носит характер поучения, она побуждает нас давать оценку поступкам героев, искать мораль, вытекающую из прочитанного. В другой балладе Шиллера – «Ивиковы журавли» – разбойников, погубивших Ивика, разоблачает крик журавлей, к которым он обратился перед смертью с просьбой поведать людям правду. Таким образом, поучение этой баллады состоит в мысли, что все скрываемое, тайное обязательно станет явным, то есть что правда всегда обнаружится. Присутствие в балладах Шиллера поучения, морали – одна из особенностей его творчества.
Самый известный перевод баллады Шиллера «Перчатка» был сделан В.И. Жуковским. М.Ю. Лермонтов также переложил балладу «Перчатка» на русский язык. В его переводе смелость и гордость рыцаря подчеркнуты сильнее, чем у Жуковского. Отчетливее и резче изобразил Лермонтов досаду разочарованного героя:
Но досады жестокой пылая в огне,
Перчатку в лицо он ей кинул:
«Благодарности вашей не надобно мне!» –
И гордую тотчас покинул.
Проверь себя: своенравный, мораль.
В
1. Объясни, почему баллады Шиллера называют стихотворными рассказами.
2. Что такое мораль произведения? В произведениях каких известных тебе литературных жанров присутствует мораль?
Е
Используя энциклопедии, словари, Интернет, подготовь рассказ о том, кто такой рыцарь. Каково прямое и переносное значение этого слова?
Перчатка
Повесть
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
Король дал знак рукою –
Со стуком растворилась дверь,
И грозный зверь
С огромной головою,
Косматый лев
Выходит;
Кругом глаза угрюмо водит;
И вот, все оглядев,
Наморщил лоб с осанкой горделивой,
Пошевелил густою гривой,
И потянулся, и зевнул,
И лег. Король опять рукой махнул –
Затвор железной двери грянул,
И смелый тигр из-за решетки прянул;
Но видит льва, робеет и ревет,
Себя хвостом по ребрам бьет,
И крадется, косяся взглядом,
И лижет морду языком,
И, обошедши льва кругом,
Рычит и с ним ложится рядом.
И в третий раз король махнул рукой –
Два барса дружною четой
В один прыжок над тигром очутились;
Но он удар им тяжкой лапой дал,
А лев с рыканьем встал...
Они смирились,
Оскалив зубы, отошли,
И зарычали, и легли.
И гости ждут, чтоб битва началася.
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».
Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идет,
Перчатку смело он берет
И возвращается к собранью снова.
У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды...
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».
1797 год
(пер. В.А. Жуковского)
В
1. В начале баллады подробно изображены звери, участвующие в поединке. Можно ли сказать, что у них есть индивидуальность, характер? Какие словесные образы и художественные приемы использует поэт, изображая каждого зверя? Объясни, зачем необходимо такое подробное описание животных.
2. Какие эпитеты использует поэт, описывая улыбку красавицы? Какой предстает красавица в балладе, благодаря такому описанию?
3. Пронаблюдай, как меняется ритм баллады на протяжении развития сюжета. С какой целью автор создает такой ритмический рисунок?
4. Каким ты представляешь себе рыцаря Делоржа? Почему именно таким? Чем его образ похож на традиционный образ средневекового рыцаря, чем отличается?
Е
Попробуй сформулировать нравоучение, мораль баллады «Перчатка».
Ж
Как ты думаешь, почему Шиллер отказался от изображения традиционного образа рыцаря?
Владимир Владимирович Маяковский
портрет
(1893-1930)
А
Перед чтением текста вспомни из курса истории, прочитай в энциклопедии или Интернете, когда произошли эти события: Первая мировая война, февральская и октябрьская революции в России, Гражданская война. Кратко расскажи об этих событиях.
Владимир Владимирович Маяковский – русский поэт. Он жил и творил в один из самых драматичных периодов русской истории. Этот период охватывал мировую войну, две революции, гражданскую войну и тяжелейшие послевоенные годы. Время определило две основные интонации поэтического творчества Маяковского – громогласного поэта-оратора и лирика с нежной ранимой душой.
Время также отразилось в содержании его поэзии. Многие его поэтические произведения явились прямым откликом на политические и общественные события в России и Советском Союзе. Например, в своей лучшей дореволюционной поэме «Облако в штанах» (1915) поэт выразил кризис российского общества. Крик и жалоба – вот настроение поэмы, протест против пошлой жизни – вот ее содержание. А вот как передается чеканная и грозная поступь революции по русской земле в стихотворении «Левый марш»:
Кто там шагает правой?
Левой! Левой! Левой!
Противоречивое и трудное время перемен в жизни страны, судьба человека, его гражданский выбор стали содержанием последних поэм Маяковского «Хорошо» (1928) и «Во весь голос» (1930).
Горячее и доброе сердце Маяковского до трагической смерти поэта билось в надежде, что на земле восторжествует справедливый мир людей и народов, что воцарится в этом мире истинная любовь. Вот как понимал эту любовь в себе сам поэт:
Стою, огнем обвит,
На несгораемом костре
Немыслимой любви.
Еще будучи подростком Маяковский мог стать профессиональным революционером и политиком. Три раза его арестовывали, а в шестнадцатилетнем возрасте за участие в подпольной революционной деятельности Маяковский был даже заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму в Москве. Но все же в нем победил человек искусства – поэт и художник. Уже в тюрьме Маяковский начинает писать стихи, а после освобождения поступает в Московского училище живописи, ваяния и зодчества, попадает в круг молодых людей, занимающихся искусством.
Поэтический дебют Маяковского состоялся в 1912 году, в возрасте 19-ти лет. Как-то начинающий поэт показал свое стихотворение приятелю – художнику Давиду Бурлюку. Стесняясь, он сказал, что это стихи его знакомого. Признание пришло немедленно, что, может быть, и определило судьбу Маяковского: прочитав стихотворение, Бурлюк сразу понял, кто его автор. Он воскликнул: «Да это же ж вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!»
Эпоха, в которую довелось жить Маяковскому, время испытаний и страданий, воспитали в нем то, что составляет нравственную суть поэта, – совесть и сострадание ко всему живому.
Проверь себя: оратор, лирик, пошлый, пошлость, гражданский выбор, дебют.
В
1. Найди в тексте ответ на вопрос: какие две противоположные интонации характеризуют поэзию В. Маяковского? Как они связаны с особенностями времени, в котором ему пришлось жить и писать?
2. Почему Маяковский не стал профессиональным революционером?
З
Возможно, тебе уже известны стихотворения Маяковского (например те, которые поэт адресовал детям). Вспомни их. Прав ли был, по-твоему, художник Бурлюк, назвавший Маяковского «гениальным поэтом»? Обоснуй свою точку зрения.
Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
А
Перед чтением текста вспомни (или обратись еще раз к стр ??? (текст «лирическое стихотворние» в ч. 1) и с. ??? (текст «Ворон в … литературе») учебника), что такое рифма и какие виды рифм тебе известны; что такое аллитерация и какова ее роль в поэтическом тексте.
Обрати внимание на год, когда было написано это стихотворение, – 1918. Идет первый год октябрьской революции, страну захлестнула гражданская война, сотрясены все устои жизни. Не странным ли выглядит среди стольких человеческих бедствий обращение к столь необычной теме – отношению к лошадям?
О чем же это стихотворение? Представь: старая Москва, улица Кузнецкий Мост, людно, суматошно. Серо, ветрено, холодно. По обледенелой мостовой с трудом тащит тележку лошадь. Лирический герой, словно оглушенный шумом улицы, вглядывается в этот неуютный мир. Может быть, поэтому он так чувствителен к звукам улицы. И поэтому все стихотворение построено на звукоподражательных эффектах. Этот поэтический прием называется звукопись.
Что же слышится герою в ударах копыт об лед? Звукосочетание «гр» рождает в нем чувство неприязни и отвращения к грубому миру. Эти звуки отмечают и главное происшествие:
Лошадь на круп
грохнулась...
и реакцию уличной толпы:
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецкий клешить,
сгрудились...
Так, благодаря алитерациям создается не только зрительная, но и звуковая картина уличного происшествия и передается эмоциональное восприятие его лирическим героем.
Большая толпа собралась вокруг лошади. Те, кто стоят ближе, кричат: «Лошадь упала!» Дальние слышат, что кто-то упал, и потом узнают – кто: «Упала лошадь!» Так бессердечно относится толпа к чужому падению: улица смеется и воет от восторга и любопытства. И только лирический герой заглянул в «глаза лошадиные» и увидел мир «перевернутым», как видит его упавшая лошадь:
Улица опрокинулась,
Течет по-своему...
Он один видит, как текут по морде лошади «каплища за каплищей» слезы. И тогда, охваченный «общей звериной тоской», то есть чувством всеобщей скорби и сострадания, герой говорит с лошадью «по-человечески», хочет ее утешить и вселить в нее веру в себя. Может быть, он заговорил и «по-лошадиному», потому что произошло чудо – лошадь поняла героя и
Рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Мир преобразился, и радостно, весело, как в музыке, зазвучал в нем звук «а». Маяковский здесь применяет прием ассонанса. Ассонанс – это поэтический прием, основанный на повторении и концентрации в стихотворном тексте одинаковых гласных звуков. Далее радостное «а» сменяется энергичным, жизнеутверждающим «о». В рифмовании слов стойло и стоило заключается глубокая мысль: стойло – место лошади, и хотя оно может казаться скучным и тягостным, – это ее место, занимая его с гордостью и радостью, она живет своей настоящей, стоящей жизнью.
Обрати внимание на то, что Маяковский часто разбивает поэтические фразы на слова и короткие словосочетания, располагая их в столбик. Это позволяет придать отдельным словам особое ударение и выделить их значение. Такой ритмический прием получил название «лесенка».
Так в чем же, наконец, идея стихотворения? Она высказана во фразе, имеющей нравственный смысл:
Все мы немножко лошади...
Так скажет человек. Почему же лошадь «рванулась и встала»? Наверное, если бы она говорила на человеческом языке, она бы объяснила, о чем она «ржанула»: «все мы немножко люди». Надо только понять наше единство.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,Пели будто:– Гриб.Грабь.Гроб.Груб. – Ветром опита,льдом обута,улица скользила.Лошадь на крупгрохнулась,и сразуза зевакой зевака,штаны пришедшие Кузнецким клёшить,сгрудились,смех зазвенел и зазвякал:– Лошадь упала! –– Упала лошадь! –Смеялся Кузнецкий.Лишь один яголос свой не вмешивал в вой ему.Подошели вижуглаза лошадиные... Улица опрокинулась,течет по-своему... Подошел и вижу –за каплищей каплищапо морде катится,прячется в шерсти... И какая-то общаязвериная тоскаплеща вылилась из меняи расплылась в шелесте.«Лошадь, не надо.Лошадь, слушайте –чего вы думаете, что вы их плоше?Деточка,все мы немножко лошади,каждый из нас по-своему лошадь».Может быть,– старая –и не нуждалась в няньке,может быть, и мысль ей моя казалась пошла,тольколошадьрванулась,встала на ноги,ржанулаи пошла.Хвостом помахивала.Рыжий ребенок.Пришла веселая,стала в стойло.И всё ей казалось –она жеребенок,и стоило жить,и работать стоило.1918 год
В
1. Какие поэтические образы использует Маяковский для изображения улицы? Какое впечатление производит описание улицы? Почему улица подобна живому существу? Как называется этот художественный прием?
2. В стихотворении много глаголов. Почему? Выдели все глаголы, с помощью которых изображается состояние и поведение лошади. Как изменяется это состояние?
3. Найди в тексте стихотворения все примеры звукописи. С какой целью в каждом случае используется этот прием?
4. Выдели в тексте стихотворения необычные, непривычные для нас слова или формы слов. Объясни, зачем Маяковский специально создает новые слова, а не использует те, которые есть в языке.
5. Выпиши из текста все пары рифмующихся слов и словосочетаний. Какие из рифм Маяковского кажутся тебе наиболее оригинальными, привлекающими наше особое внимание? Покажи на конкретном примере, с какой целью поэт использует необычную рифму. Как рифмующиеся слова помогают постичь содержание стихотворения и проникнуться его настроением?
6. Чем лирический герой стихотворения не похож на толпу зевак? Как ты думаешь, почему он чувствует, переживает, ведет себя не так, как другие люди? Обоснуй свою точку зрения.
Е
Что означает словосочетание «нравственный смысл»? Найди в тексте ответ на вопрос: какова идея стихотворения? Объясни, как ты понимаешь нравственный смысл, заключенный в строке «Все мы немножко лошади...».
Ж
Проведи самостоятельное исследование на тему «Использование приема звукоподражания в русской и зарубежной поэзии». Для этого пронаблюдай, как и с какой целью авторы известных тебе стихотворений используют аллитерацию и ассонанс. Ты можешь рассматривать любые стихотворения, но постарайся обратить особое внимание на «Зимнее утро», «Зимний вечер» А.С. Пушкина, «Утес» Лермонтова, «Ворон» Э. По.
Задание сложное. Его лучше выполнять, обмениваясь мнениями с товарищем или группой.
ЗСопоставь стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» с приведенным ниже отрывком из цикла стихотворений Н.А. Некрасова «О Погоде». Как ты думаешь, почему произведения, написанные в разное время, посвящены одной теме. Выдели те поэтические образы, которые встречаются и в одном и в другом стихотворении. Сравни лирических героев стихотворений. Как различаются поэтическое настроение и финал стихотворений? Постарайся объяснить, почему. Под жестокой рукой человекаЧуть жива, безобразно тоща,Надрывается лошадь-калека,Непосильную ношу влача.Вот она зашаталась и стала.«Ну!» – погонщик полено схватил(Показалось кнута ему мало) –И уж бил ее, бил ее, бил!Ноги как-то расставив широко,Вся дымясь, оседая назад,Лошадь только вздыхала глубокоИ глядела... (так люди глядят,Покоряясь неправым нападкам).Он опять: по спине, по бокам,И вперед забежав, по лопаткамИ по плачущим, кротким глазам!Все напрасно. Клячонка стояла,Полосатая вся от кнута,Лишь на каждый удар отвечалаРавномерным движеньем хвоста.Это праздных прохожих смешило,Каждый вставил словечко свое,Я сердился – и думал уныло:«Не вступиться ли мне за нее?В наше время сочувствовать мода,Мы помочь бы тебе и не прочь,Безответная жертва народа, –Да себе не умеем помочь!»А погонщик недаром трудился –Наконец-таки толку добился!Но последняя сцена былаВозмутительней первой для взора:Лошадь вдруг напряглась – и пошлаКак-то боком, нервически скоро,А погонщик при каждом прыжке,В благодарность за эти усилья,Поддавал ей ударами крыльяИ сам рядом бежал налегке.Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!»
А
Перед чтением текста обратись к словарю и определи, что такое «пафос» и в каких значениях употребляется это слово.
«Послушайте!» – не только название стихотворения. Это громкое, страстное обращение к людям, в котором мы слышим голос поэта. В этом обращении выражено назначение поэзии Маяковского – быть услышанным. Крик «Послушайте!» словно звучит в каждой поэтической строке Маяковского.
Очень часто смысл этого стихотворения ускользает от понимания, хотя пафос, чувство понятны каждому читателю. Лирический герой задается необычным вопросом: зачем зажигают звезды и кому они нужны? Он словно впервые открыл для себя звездное небо и изумился ему. И ужаснулся от мысли, что звезд могло не быть.
Обрати внимание, что поэт изменяет образ лирического героя: это теперь не «я», а «он». Кто же этот герой? О ком пишет поэт:
И, надрываясь в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал...
Как можно опоздать к Богу? Герой боится опоздать к Сотворению мира, он боится, что Господь не сотворит звезды. Значит, это не просто «я» или «он» – это Человек, то есть каждый из нас.
Жизнь без звезды поэт называет «беззвездной мукой». Поэтому с такой тревогой и заботой его герой успокаивает другого:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?…»
Что же такое звезда для человека? Почему он так страстно просит Бога о ней? Звезда – это условие жизни, обещание, что завтра будет день и солнце, поэтому необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда!
Послушайте!
Послушайте!Ведь, если звезды зажигают –значит – это кому-нибудь нужно?Значит – кто-то хочет, чтобы они были?Значит – кто-то называет эти плевочкижемчужиной?И, надрываясьв метелях полуденной пыли,врывается к богу,боится, что опоздал,плачет,целует ему жилистую руку,просит –чтоб обязательно была звезда! –клянется –не перенесет эту беззвездную муку!А послеходит тревожный,но спокойный наружно.Говорит кому-то:«Ведь теперь тебе ничего?Не страшно?Да?!»Послушайте!Ведь, если звездызажигают –значит – это кому-нибудь нужно?Значит – это необходимо,чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда?!1914 год
Б
1. Как Маяковский определяет назначение своей поэзии?
2. Почему лирический герой стихотворения «Послушайте» так боится, что человечество может остаться без звездного неба?
В
1. Выдели в тексте вопросительные предложения? Как ты думаешь, почему их так много? Какое ритмическое звучание они придают стихотворению? Какое настроение выражают? Одинакова ли роль вопросительных предложений в начале и в конце стихотворения? Обоснуй свою точку зрения.
2. Найди в тесте стихотворения все глаголы. Какое настроение они создают? Объясни, чьи действия, поступки и переживания передаются с помощью глаголов.
3. В конце последнего предложения стихотворения Маяковский поставил два знака: вопросительный и восклицательный. Как же звучит финал стихотворения: как сомнение или как уверенность лирического героя? Обоснуй свою точку зрения.
Антуан де Сент-Экзюпери
портрет
(1900-1944)
А
Перед чтением текста вспомни, с творчеством какого французского писателя ты уже знаком. В какое время жил этот писатель? О чем его знаменитое произведение?
Антуан де Сент-Экзюпери – французский писатель. Самая примечательная особенность его творческой биографии состоит в том, что Экзюпери – летчик-писатель.
Он родился во французском Лионе в дворянской семье. Рано потеряв отца, Экзюпери рос самостоятельным мальчиком. В возрасте 21 года он пошел в армию, закончил летные курсы и получил удостоверение пилота. Затем последовало несколько лет поиска своего места в жизни, и в 25 лет Экзюпери выбрал жизнь профессионального летчика.
О жизни Экзюпери можно полнее всего сказать одной фразой: «Он летал над землею людей». Он летал над пустыней Сахарой и над пампасами. Он был военным корреспондентом во время гражданской войны в Испании и с первых дней Второй мировой войны сражался с фашистами. 31 июля 1944 года Экзюпери вылетел с аэродрома острова Сицилии и не вернулся. До конца войны оставалось меньше года. Долгое время место гибели летчика-писателя оставалось неизвестным. Прошло более полувека, и лишь в 2000 году был обнаружен самолет, на котором писатель летел на свое последнее задание.
Почти все, написанное Экзюпери, связано с полетом. Всю жизнь находясь между небом и землей, писатель-летчик созерцал спокойствие звезд и наблюдал беспокойство жизни на земле. Это и породило в Экзюпери необычное сочетание душевных качеств романтика и мудреца. Название повестей Экзюпери служат тому подтверждением. Так, например, повесть «Ночной полет» (1930) уже одним названием тревожит наше воображение, а название повести «Планета людей» (1939) настраивает на философский лад.
Экзюпери всегда занимал твердую гражданскую позицию, утверждая своей деятельностью добро и справедливость. Он неизменно оказывался в тех местах на земле, где люди воюют и страдают, где нужно честное сердце. Поэтому большую часть наследия писателя составляют произведения Экзюпери-корреспондента: многочисленные статьи, выступления, военные очерки. Итогом творчества Экзюпери стала повесть-сказка «Маленький принц», вышедшая в 1943 году, за год до его гибели.
Проверь себя: пампасы, созерцать, романтик, гражданская позиция, очерк.
В
1. Каким ты представляешь себе Экзюпери, прочитав текст о нем?
2. Найди в тексте ответ на вопрос: как профессия летчика повлияла на творчество Экзюпери и определила его отношение к жизни.
Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А
Перед чтением текста вспомни известные тебе народные и литературные сказки, герой которых – принц. Каким он предстает в этих сказках? Какие события и приключения с ним происходят?
Повесть-сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» – одно из самых любимых и читаемых литературных произведений XX века. В чем причина такой популярности?
Ответ, может быть, в том, что текст произведения словно соткан из добра, подобно тому как на чудесной ткани вышивается сказочной красоты узор. Кроме того, «Маленький принц» написан для всех – для детей, для взрослых, для всех тех, кто может узнать в себе его героев. И, наконец, повесть как будто пропитана любовью, потому что она была написана среди ужасов самой страшной войны в человеческой истории – в 1943 году.
Повесть-сказка «Маленький принц» вводит нас в мир трогательных отношений героя – пилота, взрослого человека, и ребенка, таинственного пришельца с крошечной планеты. Мальчик – единственный житель на этой планете и ее принц. И еще там живет посаженный им цветок – капризная красавица – Роза, которую любит маленький принц.
Очень большую роль для понимания смысла повести играет ее четвертый герой – Лис. Он учит маленького принца самой глубокой и тонкой мудрости жизни – любви. Именно он произнес самые главные слова произведения: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Лис научил маленького принца не обижаться на свой капризный цветок: «Ты в ответе за свою розу».
Чему же научил маленький принц героя, потерпевшего аварию в пустыне Сахара? Он помог ему вспомнить детский взгляд на мир, потому что дети всегда все видят, они еще не научились взрослому здравому смыслу и хитрости. Ты обратил внимание на то, что взрослые видели в детском рисунке героя шляпу, а маленький принц сразу узнал в ее очертаниях слона, проглоченного удавом?
В повести есть короткие истории о странных людях, населяющих каждый свою планету. Каждая из историй рассказывает о том, какую жизнь выбирает человек под влиянием своих слабостей. Один хочет быть главным, другой – чтобы его хвалили, третий пьет и погружается в бессмысленное существование, четвертый считает звезды как деньги, пятый покорно живет по давно устаревшим правилам. Такие короткие, поучительные истории, философский смысл которых скрыт, называются притчами.
Повесть «Маленький принц» вся состоит из небольших и крошечных притч, поэтому ее надо внимательно и вдумчиво читать, если хочешь понять ее лучше.
Повесть заканчивается расставанием. Где сейчас маленький принц? Вернулся ли он на свою планету бороться с баобабами и укрывать от ветра и холода свою любимую розу? Или он в твоей душе?
В
1. Найди в прочитанном тексте ответ на вопрос: в чем причина необыкновенной популярности сказки «Маленький принц».
2. Найди в тексте ответ на вопрос: что такое притча. Какие известные тебе произведения можно назвать притчами?
З
Попробуй сочинить притчу. Подумай, какую очень важную мысль тебе хотелось бы донести до читателя. С помощью какого несложного сюжета ты выразишь эту идею? Прочитай свою притчу одноклассникам. Поинтересуйся, поняли ли они ее иносказательный смысл.
Маленький принц
АЧитая сказку, подбери эпиграфы к каждой главе (используй строки из уже известных тебе произведений, пословицы, поговорки). Если это задание кажется тебе трудным, читая, выделяй в каждой главе слова и предложения, в которых сосредоточена идея каждой части.
Леону Верту Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:Леону Верту,когда он был маленькимI
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя.В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок N 1. Вот что я нарисовал. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.– Разве шляпа страшная? – возразили мне.А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок N 2.Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.II
Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, – и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:– Пожалуйста... нарисуй мне барашка!– А?..– Нарисуй мне барашка...Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри.Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:– Но... что ты здесь делаешь?И он опять попросил тихо и очень серьезно:– Пожалуйста... нарисуй барашка...Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:– Все равно. Нарисуй барашка.Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я тол