Практические занятия (не предусмотрено)
4.3. Самостоятельная работа студентов и мероприятия текущего контроля
Примерный перечень тем домашних работ (ежегодно обновляется и предлагается отдельным списком)
Примерный перечень тем графических работ (не предусмотрено)
4.3.3. Примерный перечень тем рефератов (эссе, творческих работ)(ежегодно обновляется и предлагается студентам отдельным списком)
1.Общая тема рефератов «Слово о полку Игореве» в истории национальной культуры (по материалам исследований Д.С.Лихачева и энциклопедии «Слово о полку Игореве» (Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 томах / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. кол.: Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко, О. В. Творогов (отв. ред.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995)
2.Общая тема рефератов «Анализ драматургических произведений XVIII века»
4.3.4. Примерный перечень тем расчетных работ (программных продуктов)(не поредусмотрено)
Примерный перечень тем расчетно-графических работ(не предусмотрено)
Примерная тематика курсового проекта (работы) (индивидуального или группового)
Примерный перечень тем контрольных работ (временные и тематические рамки)
1. История отечественной литературы XI ─ XV вв..
2. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» ─ итоговое произведение отечественной литературы XVIII века.
Примерная тематика коллоквиумов (не предусмотрено)
4.4. Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к аттестации по дисциплине
1. Роль отечественного фольклора и европейской литературы в становлении отечественной словесности. Эпический стиль средневековой литературы
2. Первое южнославянское влияние: в чем его суть.
3. Летописание как жанр. Летописный свод. Гипотезы о возникновении отечественного летописания. «Повесть временных лет» Нестора ─ образцовое произведение этого жанра.
4. Житие как словесная икона. «Житие Феодосия Печерского» как пример преподобнического жития.
5. Литература в борьбе за утверждение новой христианской морали («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», произведения Владимира Мономаха и др.)
6. Киево-Печерский патерик ─ «прелесть простоты и вымысла» (А.С.Пушкин. Быт и нравы Печерского монастыря, проблемы, волновавшие его обитателей.
7. Отреченные книги Древней Руси (апокрифа): их жанровый состав, идейная направленность, художественное своеобразие.
8. «Слово о полку Игореве»: история находки памятника и его дальнейшая судьба в истории отечественной литературы. Изображение похода Игоря Святославича Новгород-Северского в отечественном летописании и оценка его поступка и личности исследователями.
9. Литературное и фольклорное начала в «Слове о полку Игореве». Христианские и языческие образы. Русская земля и половецкая степь. Боян и Автор «Слова».
10. Приход татар на Русь в «Повести о битве на реке Калке» и отечественном фольклоре. Две картины Русской земли, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли»: общее и особенное двух этих произведений.
11. «Повесть о разорении Рязани Батыем» ─ трагическое повествование о взаимном непонимании двух разных культур. Композиция, сквозные образы и оптимистический финал этого произведения.
12. «Житие Александра Невского» ─ агиографический портрет русского полководца. Традиции воинской повести в этом произведении.
13. Победа на Куликовом поле и подъем национального духа. «Задонщина» как памятник русского Предвозрождения. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина».
14. Второе южнославянское влияние. Епифаний Премудрый – яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе.Стефан Пермский ─ новый герой русской агиографии. Бессознательный психологизм Епифания Премудрого.
15. Объединительная идея «Москва ─ третий Рим» и отражение ее в публицистических и беллетристических произведениях второй половины XV ─ первой половины XVI веков.
16. Начало формирования властной вертикали в Московском государстве, отражение этого процесса во внутренней политике (борьба с инакомыслием, полемика «стяжателей» и «нестяжателей» и проч.) и литературе («Сказании о Магмет-салтане» Ивана Персветова, первое послание Ивана Грозного Андрею Курбскому»и проч.)
17. Иван Грозный как писатель и литературный герой (Послание игумену Кирилло-Белозерского монастыря, переписка Грозного и Андрея Курбского, и т.д.).
18. Формирование нового, антиномичного героя средневековой русской литературы ((«Сказании о Магмет-салтане» Ивана Персветова, «Летописная книги» И.М.Катырева-Ростовского (гл.»Написание вкратце о царях московских») и т.д.)
19. Грандиозные книжные проекты как элемент книжной политики Московск. государства.
20. «Домострой» Сильвестра ─ вертикаль власти в границах семьи.
21. Раскол в русской церкви. Протопоп Аввакум ─ один из лидеров раскола. Его литературная деятельность: своеобразие стиля, новаторство. Связь творчества с господствующим стилем эпохи.
22. Кризис власти и ее идеологии в отражении литературы позднего средневековья («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике» и проч.)
23. Интерес к любовной тематике как проявление ренессансных тенденций в литературе позднего русского средневековья («Повесть о Тверском Отрочем монастыре», «Сказании о молодце и девице» «Сказание о молодце и девице», «Притча о старом муже и молодой девице», «Повесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне» и проч.)
24. Женские образы средневековой русской литературы: Ярославна (“Слово о полку Игореве”), Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”), Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”), Татьяна («Повести о Карпе Сутулове»), Аннушка («Повести о Фроле Скобееве») и проч.
25. Изображение конфликта «отцов» и «детей» в русских повестях конца XVII ─ начала XVIII вв. («Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин», «Повесть о Савве Грудцине»). Новое решение проблемы «отцов» и «детей» в повестях Нового времени («Повесть о Фроле Скобееве», «Гистория о российском матросе Василии Кариотском»).
26. Петровские преобразования и их значение в дальнейшем развитии русской литературы и искусства. Печатный станок на службе Просвещения. Пропагандистские мероприятия Петра и роль, которая отводилась в них театру.
27. Основополагающие принципы организации барочного и классицистического театров.
28. Начало русского стихотворства: народные истоки и инокультурное влияние. Симеон Полоцкий и его поэтические сборники. «Мир – есть книга» – образ, присутствующий еще в поэзии Симеона Полоцкого и развитый в творческом наследии М.В.Ломоносова. Ученый как толкователь «книги-мира», созданной Богом. «Натурфилософская» поэзия М.В.Ломоносова. Новая интерпретация ломоносовских традиций в поэзии Г.Р.Державина («Бог», «Река времен…» и проч.)
29. Основные тенденции в развитии русской поэзии середины XVIII века: А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. VIP-персоны в изображении этих поэтов.
30. Бурлеск и травестия в стихах и пародиях И.Барков Зависимость этих видов комической поэзии от основополагающих принципов классицизма.
31. Русская литература о воспитании («Юности честное зерцало»; А.Д.Кантемир, «Сатира 2. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений», «Сатира 7. О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому»; А.П.Сумароков сатира «О благородстве»; А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» ( гл. «Крестьцы», «Яжбелицы», «Валдаи», «Едрово»).
32. Русский классицизм и европейские литературные традиции. Философская основа этого направления в искусстве. В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов ─ реформаторы русского стиха. Реформа литературного языка, ее связь с жанровой системой. А.П.Сумароков ─ теоретик русского классицизма («Наставление хотящим быть писателями»)
33. Классицистическая драматургия. Русские трагедии: основные источники сюжетов и их поэтика. «Дмитрий Самозванец» А.П.Сумарокова.
34. Классицистическая комедия. Эволюция А.П.Сумарокова─комедиографа («Опекун», «Рогоносец по воображению»).
35. «Елагинский кружок» ─ оппонент А.П.Сумарокова в комедиографии. В.И.Лукин, его теория «переложения на наши нравы» пьес иностранных авторов («Мот, любовью исправленный»).
36. А.Н.Новиков ─ журналист, просветитель, издатель. Полемика «Трутня» и «Всякой Всячины». Анализ его лучших сатирических публикаций (“Путешествие в *** И*** Т***”; “Письма к Фалалею”; “Крестьянские отписки”; “Словарь щегольского наречия”, сатирические объявления и рецепты). Возможное участие в его журналах будущих классиков русской литературы.
37. Д.И.Фонвизин, «Бригадир» ─ «первая в наших нравах комедия». Д.И.Фонвизин ─ мастер социального портрета. Новаторские приемы, которые использует драматург.
38. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Люди и «скоты» в трактовке Д.И.Фонвизина-публициста («Опыт российского сословника») и драматурга. Мастерство писателя в разработке этой проблемы.
39. Д.И.Фонвизин, «Недоросль». Положительные герои комедии ─ намеченный драматургом путь нравственного совершенствования человека. Разработка темы нравственного совершенствования в «Опыте российского сословника». Подсознательное стремление драматурга преодолеть стесняющие его творческую фантазию рационалистические рамки классицизма («Друг честных людей, или Стародум»).
40. Сентиментализм и классицизм: особенное и общее. Жанровый состав сентиментализма, взаимоотношение поэзии и прозы. Литературный язык этого направления. «Жизнь человеческого сердца» в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Неоднозначность оценок героев и их поступков. Кризис русского сентиментализма и его судьба в современности.
41. А.Н.Радищев ─ «бунтовщик похуже Пугачева». Изображение властной вертикали в книге (гл. «София», «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово», «Выдропуск» и др.) и анализ неэффективности подобной формы правления. Драма руководителя, формально сконцентрировавшего в своих руках огромную власть.
42. А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Оппозиционная интеллигенция и власть. Народ и интеллигенция: в чем причина их непонимания, и как, по мнению писателя, можно ее преодолеть? Интеллигенция и эстетические ценности, подлинные и мнимые. Интеллигенция и литературные авторитеты. Интеллигенция и народная культура. В чем, по мнению писателя, заключается роль интеллигенции в русском обществе.
43. И.А.Крылов, начало творческого пути. Шутотрагедия «Подщипа» ─ блестящая пародия на каноны классицистической драматургии. «Тень Баркова» в этой пьесе.
- СООТНОШЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Код раздела, темы дисциплины | Активные и интерактивные методы обучения | Формы учебных занятий и виды учебной работы | |||||||||||
Лекция | Практич., семинар. занятие | Лабораторное занятие | Н/и семинар, семинар-конференция, коллоквиум | Домашняя работа | Графическая работа | Реферат, эссе, творч. работа | Расчетная работа (программный продукт) | Расчетно-графич. работа | Курс. проект (работа) | Контрольная работа | Коллоквиум | ||
Методы активного обучения | |||||||||||||
Проектная работа | |||||||||||||
Обучение на основе опыта (кейс-анализ, case-study) | |||||||||||||
Имитационные технологии (деловые игры и др.) | |||||||||||||
Методы проблемного обучения (дискуссии, поисковые работы, исследовательский метод и т.п.) | |||||||||||||
Командная работа | |||||||||||||
Другие (указать, какие) | |||||||||||||
Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение | |||||||||||||
Сетевые учебные курсы | |||||||||||||
Виртуальные практикумы и тренажеры | |||||||||||||
Вебинары и видеоконференции | |||||||||||||
Другие (указать, какие) |