Ii. литературные нормы современного

РУССКОГО ЯЗЫКА

Орфоэпические нормы

Упражнение 12

Произнесите с правильным ударением выделенные слова.

Наутро мастерски повязал себе галстук (Ф. М. Достоевский).

Но пока дело ограничивалось мелкими компаниями и сборами подписей (Из газет).

Часть улова направляется по договорам на рыбоперерабатывающие предприятия (Из газет).

Губернатор изложил свое видение выхода из кризиса (Из газет).

Упражнение 13

Произнесите с правильным ударением слова. Напишите высказывания с ними.

Пломбировать, гофрировать, нормировать, премировать, маркировать. Маркированный, пломбированный, нормированный, премированный, гофрированный.

Упражнение 14

Расставьте ударение в словах. Составьте свои предложения со словами, имеющими варианты ударений.

У меня в деревне растет хлопок. В этом году я был на Украине. В нашем магазине продаются трусы. Сергей пришел домой и поставил сковороду на газ, чтобы пожарить картофель. При посадке самолет выпустил шасси. Человек был под действием алкоголя. На неизвестном острове стоял затерянный замок. Возле моего дома растет красивый ирис. Я пришел в собор и впервые услышал звук органа.

Упражнение 15

Укажите слова, имеющие варианты ударений, и поясните различие их в значении или стилистической окраске.

На кладбище ветер свищет. Мне нравится эта острота. Девочки купили атлас. На ухо наступил медведь. Иначе обстоит дело в части рязанских говоров. В комнате одна мокрота. До возникновения мира был хаос. На берегу реки стоял замок. У меня мука в сердце.

Упражнение 16

Используя словарь С. И. Ожегова, объясните варианты ударения и произношения.

Бондарь, компас, архаичный, баржа, бредовый – бредовой.

Застлать – застелить, бархатка – бархотка, весельный – весельный, выстрогать – выстругать, дискутировать – дискуссировать.

Упражнение 17

Отметьте в предложениях слова с вариантами ударения или произношения, поясните их различие.

Необходимо перейти в другой именной каталог. Этой осенью планируется собрать большой урожай свеклы.

Жалко воробушка, жалко! Постой, ни тебе ли на прошлой неделе я выслал две пары отличных калош? (К. И. Чуковский)

Взглянув на часы, он убедился, что их стрелки стоят на месте. На следующий урок нам понадобились атласы. Завтра последний будничный день на этой неделе. Эти цветы называются ирисами.

В центре узкого зала, где тесно стояла молодежь с курсов и университета, раздался смех и хлопки (А. Н. Толстой).

Лишь один из них, из опричников, удалой боец, буйный молодец в золотом ковше не мочил усов (М. Ю. Лермонтов).

Три девицы под окном пряли поздно вечерком (А. С. Пушкин).

По гулу можно было определить, что бомбардировщиков много и что они идут волнами (Поповкин).

В луговой стороне, должно быть горят торфяники, там, над черными лесами нависло опаловое облако (М. Горький).

Распаханная земля густо чернела распаханными бороздами (В. Г. Короленко).

Осмеливаюсь покорнейше просить Ваше превосходительство, дабы приказали снестись о том с А. Ф. Малиновским, которому, вероятно, известно где находится сей необходимый документ (А. С. Пушкин).

Упражнение 18

Поясните значения слов с разным ударением.

Призывный свист – призывной возраст, характерный признак – характерный человек, чудной человек – чудный возраст, переносный смысл – переносной магнитофон, переводной рисунок – переводный балл, подвижной состав – подвижный человек, развитой не по годам – развитый локон.

Упражнение 19

Поставьте правильное ударение в словах.

Феномен, квартал, процент, эксперт, иероглиф, цыган, аристократия, договор, обеспечение, сервис, украинские, новорожденный, жалюзи, магазин, миллиметр, добыча, облегчить, красивее.

Упражнение 20

Поставьте ударение в словах.

Телепередача, машиностроение, среднесуточный, алкоголь, энергосистема, книгоиздательский, видение, сердечный приступ.

Упражнение 21

Произнесите с правильным ударением.

Побасенка, плесневеть, пиццерия, петля, переносной приемник, переводной бланк, переводные экзамены, переводной роман, одолжить, обеспечение, в нору, новорожденный, мытарь, мизерный, менеджмент, маркировать, маркетинг, мастерски, манящий, манишь, мальчиковый, лубочный, ломота, кружишь, кружащий, кремень, костюмированный, колледж, клала, кладовая, кинематография, квашение, квартал, каталог, исчерпать, исповедание, индустрия, избранный, избаловать, зубчатый, знамение, звонишь, заточенный, заржаветь, заиндеветь, завсегдатай, завидно, еретик, духовник, дремота, древко, договор, диоптрия, дефис, гуся, гофрировать, гофрированный, госпитальный, генезис, газопровод, ветеринария, вертишь, ведомостей, блокировать, бомбардировать, афера, аноним, алфавит, августовский, агрономия, феномен, фетиш, ходатайствовать, хоря, христианин, частик, швея, шевелишь, экзальтированный, эксперт, языковой, щавель, щегольски.

Упражнение 22

Произнесите с правильным ударением глагольные формы. Постройте подобные ряды глагольных форм глаголов переплыть, создать.

Пролил – пролила – пролило – пролили, пролитый – пролит – пролита, пролито – пролиты, поднялись – поднялась.

Упражнение 23

Отметьте слова с вариантами ударения. Как они различаются?

Важнейшая часть учебного процесса – самообращение с книгой, с печатным словом, с каталогами.

Сотрудники милиции снова ежедневно осматривают и проверяют жилые дома, а также объекты жизнеобеспечения.

Столько же выплатила и пенсионерка, грохнувшая тяжелой сумкой по двери, пробив в ней большую дыру.

Если после посадки клубней зачастили дожди, то ждите появления целого ковра сорняков. Урожай свеклы складывается из ряда факторов.

Так, двойка в составе Дмитрия Чебанова и Андрея Кощеева заняла первое место. Автомобильный сервис не стоит на месте.

На двери обветшалого сарая висел огромный замок. При замесе лукового хлеба используют ржаную муку, а также слегка обжаренный лук (Из газет).

Упражнение 24

Поставьте ударение в словах.

Саженей, свекла, сироты, согбенный, тесны, высоки, правы, далеки, ведомостей, прибылей, скоростей, почестей.

Упражнение 25

Правильно произнесите слова с сочетанием ЧН, ШН.

Булочная, конечно, скворечник, скучно, сливочный, будничный, лодочник.

Упражнение 26

В чем состоит различие между словами?

Лотошник – лоточник, моло[чн]ица – моло[шн]ица.

Упражнение 27

Исправьте ударение в словах устной речи.

Я только прúняла товар. Беги скорее в магáзин. Какая ты ловкáя!

Упражнение 28

На чем основаны ошибки отвечающего?

Бабушка зовет 3-летнего внука:

– Иди, детка, попей молочка.

Внук (обиженно):

– Не пойду. Зачем назвала меня деДкой, я ведь не старый.

Упражнение 29

Как произносятся сочетания согласных?

Отцы, братцы, пятнадцать, братский, городской, канатчик, молодчик, обмотчик, съел, разъезд, подъезд, разжалобить, бесшумный, визжать, жужжат, ящик, Писчик, рассада, из суда, сзади, отдел, ввысь, в вине, сонный, ванна, масса, гамма, программа, ассистент, корректор, суббота, грамматика, аккуратный, грамм, грипп, металл, кросс.

Упражнение 30

Как произносятся сочетания ЬО, гласные и согласные в иноязычных словах?

Батальон, медальон, бульон, почтальон, боа, баобаб, отель, болеро, какао, хаос, оазис, Ватерлоо, демон, демиург, дефис, дефект, десерт, дефицит, депо, деликатес, депеша, депрессия, модель, репрессия, сейф, секретер, селекция, коттедж, кофе, крепдешин, демократ.

Упражнение 31

Отметьте в диалоге примеры просторечного произношения. Напишите литературный вариант.

– Да жду своих. Катьку-то, – сулились… А зять-то партейный, ну-ко да коситься начнет.

– Плюнь! Кому како дело? Нонче нет такого закону…

– Да закону-то нет, а … И так-то живут неважно, а тут я ишо…

– Не гневи бога, Кузьмовна, не гневи. У меня вон сколько икон висит. А ты ее в шифонер запятила!

– Да не ездит никто, оно и дела никому нет.

– Не все так-то живут. Ко мне люди ездиют, я не одинокая (В. Шукшин).

Упражнение 32

Произнесите с правильным ударением существительные в В. п. ед. ч.

Встретил весну, вылечил десну, залез в нору, собрал кору, увидел гору.

Словообразовательные нормы

Упражнение 33

Какие стилистически окрашенные слова с суффиксами и приставками есть в текстах? Каково их значение?

Я знаю, он моя жертвочка; говорит, а у самого зубки во рту один о другой колотится. Губка-то, как и тогда вздрагивает; он у меня психологически не убежит… каково выраженьице-то…

А оттого, что я смирненький, а оттого, что тихонький, а оттого, что я добренький. Стыдненько мне было, Варенька! (Ф. М. Достоевский)

Пооткормила меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт (В, Белов).

Весь лес вознегодовал.

Смотрит себе вяленая вобла, не сморгнувши, на заблуждения человеческие и знай себе камешком пошвыривает (М. Е, Салтыков-Щедрин).

Все вместе страниц тридцать, жалковатая <о книге>, что несколько лет я не мог написать ничего нужного, на меня махнули рукой, кучка рассказиков была первым произведением после долгого перерыва (А. Трифонов).

Книга доставит огромнейшее удовольствие и взрослым, и детям.

Это не я врезался в столбище, а оно в меня, – заплакав, объяснил Шурик (Семенов).

Дружище, вот ты где! А мы тебя повсюду ищем, – крикнул дед (Ф. Е. Леснов).

Солнце сделало тебя еще красивее, прекраснейшая из женщин (А. Куприн).

Упражнение 34

Определите значения выделенных частей слова.

Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике. В большинстве крупных российских больниц существует отделение, где заболевание почек лечат методом гемодиализа. Мегаэкономика изучает торговые связи во всем мире.

Полипродуцируют разные модели простоты, обаятельной скромности. Он вслушивается в интроритмы своей психологической системы. К автоматизации применяют высокие контрмеры. Рациональная дискурсженщина не тратит попусту деньги, копит сбережения (Из газет).

Упражнение 35

Употребите в своем высказывании глаголы с суффиксами И, Е.

Синеть – «становиться таким».

Синить – «делать что-то таким».

Белеть, чернеть, молодеть, обезглаветь, леденеть.

Белить, чернить, молодить, обезглавить, леденить.

Упражнение 36

Определите разницу в значении слов с разными приставками и суффиксами. Употребите их в своем высказывании.

Поступок – проступок, приметливый – приметный, преставится – представится.

Удачный – удачливый, приветный – приветливый, типичный – типический.

Упражнение 37

Отметьте суффиксы синонимичные, омонимичные и антонимичные.

Землистый, зеленоватый, футболист, сварщик, стаканчик, тучища, летчик, крошка.

Упражнение 38

Отметьте в тексте слова со стилистически окрашенными приставками, суффиксами, найдите авторские словообразовательные варианты.

Вошел я в дом и вижу прехорошенькую болгарочку (А. Куприн).

Жемчуга огрузили шею (А. С. Пушкин).

Теперь единственная надежда на очерк о благородном возвратителе. Благородный возвращатель. Верховный сдаватель бутылок. (В. Шефнер)

Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил (В. Шукшин).

Упражнение 39

Исправьте речевые ошибки. В чем они состоят?

В распоряжение сотрудников лаборатории была поставлена вся документация.

Звери ведут более скрытый образ жизни.

Предварительно на проводник одевается изоляция (Из газет).

Упражнение 40

Образуйте два варианта слова: с суффиксом уменьшительно-ласкательным и уменьшительно-уничижительным.

Мороз, зима, пальто, ум, сердце, лицо, руки, дочь.

Упражнение 41

Какие части различают значения слов?

И чужое горе душу тяготит (Поговорка).

С самых ранних лет я тяготел к Москве… (Салтыков-Щедрин)

Он прекрасно умеет отличить настоящую шутку… от заранее заготовленного фабриката (П. Грекова).

…Фабриканты обязаны были … представлять образцы изделий (Ю. Арбат).

Упражнение 42

Определите речевую ошибку в использовании суффиксов и корней.

Многие вузы и средние учебные заведения готовили специалистов, невостребуемых на рынке труда (Из газет).

Как не хотелось бы примеривать на себя пижаму больных (Из газет).

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали (Н. Лесков).

Он упал рядом с вулканом, а вулкан скоро извержится.

Упражнение 43

Определите значение суффиксов –енн-, -айш-, -чик-, -ин-. Исправьте речевую ошибку.

Здоровенный детина, вышел на подиум за своим кубком.

Его коллекция автомобилей включала много редчайших раритетов.

Несмотря на свои небольшие размеры, этот автомобильчик может свободно вместить четырех мужчин средней комплекции (Из журналов).

Упражнение 44

Каково значение –енн- в каждом примере? В каком случае употребление суффикса стилистически снижено.

Около нашего домика растет высоченная береза.

В автобус вошел здоровенный мужчина.

У маленькой Даши на голове был завязан красивенный бант.

Красивенные цветы на поле делали пейзаж неповторимым.

Упражнение 45

В чем стилистическое различие этих названий? Употребите их в соответствующих высказываниях.

Вечерняя газета – вечерка.

Подсобное помещение – подсобка.

Тушеное мясо – тушенка.

Сгущенное молоко – сгущенка.

Публичная библиотека – публичка.

Отрицательный отзыв – отрицалка.

Минимальная пенсия – минималка.

Упражнение 46

Какова роль суффикса –айш-? Сравните синонимы слова величайшийв том и другом употреблении.

Он разыскивал на рынке величайшие ботинки, он разыскивал штаны небывалой ширины (С. Михалков).

24 мая в выставочном зале музея состоялась выставка величайшего русского художника-иконописца Рублева (Из газет).

Лексические нормы

Упражнение 47

Определите значение выделенных слов.

Что это за услуга и какое благо она сулит, мы уточнили у старшего маркетолога.

В нашем городе уже появились первые 10 таксофонов. Можно дозвониться до абонента, находящегося на другом континенте? Цена зависит от номинала карты (Из газет).

Упражнение 48

Найдите в словаре (СИС) значение выделенного слова.

В последнее время внимание к вопросам культуры речи возросло. Это понятно и закономерно. Дело в том, что многие языковые тенденции и процессы определились теперь достаточно четко; некоторые из них дали заметный и ощутимый результат. В первую очередь это касается общего расширения нормативной базы, а также судьбы заимствований в литературном языке из диалектов, из просторечия, из профессиональных сфер употребления, а также из других языков. В связи с этим необходимо было уточнить принципы научного подхода к проблемам культуры речи (Из журналов).

Упражнение 49

Составьте сочетания, учитывая разницу в значении паронимов.

Широчайший

Широченный – двор, резонанс, плот, взгляд

Целостный

Целый – свет, образ, короб, впечатление

Усатый

Усастый – кот, клубника, человек, растение

Царский

Царственный – дворец, походка, корона, повеление

Спасительный

Спасательный – совет, пояс, мысль, жилет

Упражнение 50

Исправьте речевые ошибки.

Предусмотрена постройка нового отделочного отделения.

Можно приложить неимоверный труд, и результата не будет.

На проводник предварительно одевается изоляция.

Ее непосредственный начальник публично расписался перед соотечественниками в очередной слабости.

Если сложить все расстояние, которое человек проходит за всю жизнь, то получится огроменная башня, которая, возможно сможет достать до Луны.

С любителями животных часто случаются интереснейшие происшествия.

Я долго водил перед его глазами кусок говяжьего мяса.

Дубов помышлял, что звание шахтера самое высочайшее.

Я уверил Ивана идти берегом.

Он знал этот лес наперечет.

Я и сам не дознавал, как было привязано мое сердце.

Я пробовал успокоить забродившего вахтера.

Некрасов пытается найти ответ на одноименный вопрос.

Чукотка издавна считается традиционной житницей народов Севера.

Обувь фирмы «Экко» одета на всех ведущих нашей телекомпании.

Во время прямой линии поступило огромное количество звонков, к сожалению не все из них удалось прочитать.

Хочется верить, что наше завтра будет не сильно хуже сегодняшнего состояния дел.

При появлении на сцене известной певицы аплодисменты публики выросли еще больше.

Несмотря на достижения нашего отдела, никто не собирается петь нам фимиамы.

Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченым амплуа.

Несколько лет поэт был в апогее славы.

В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену.

Воланд в романе Булгакова изображен как прототип дьявола.

Поиски редких видов растений, создание гербариев стали результатом моего увлечения фауной родного края.

Лектор взошел на трибуну, и зал затих.

Мужчины за столом сидели вперемешку с женщинами.

В автомастерской водитель попросил вправить вмятину на борту машины.

На консилиуме было решено продолжить лечение больного лазерной терапией.

Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

Упражнение 51

Какие слова являются устаревшими? Подберите к ним синонимы современного русского языка.

Государь хочет пригнуть к своим ногам своевольных бояр новгородских, покарать их за косоглазие, ибо косятся бояре на чужую землю, ждут подмоги от короля литовского.

Царь лицом некрасив, очи имел серы, нос длинный, ростом велик, телом суховат, в плечах и груди широк, мышцами крепок; муж дивного рассуждения, в книжной науке осведомлен и очень многоречив… Со своими рабами, данными ему от Бога, очень жестокосерден, неумолим вплоть до пролития крови и убиения (Из газет).

Упражнение 52

Замените нейтральными синонимами выделенные просторечные слова.

Завершится вся эта юбилейная катавасия автопробегом всех марок завода по улицам столицы.

Масло в огонь подлило выступление министра финансов М. Задорнова, который накаркал падение производства в РФ на один процент.

Такой поворот событий дал новый толчок всей челночной отрасли; торговцам с оптовых рынков (Из газет).

Упражнение 53

Установите различия значений слов довольно и достаточно. Укажите ошибочное употребление.

Китов развелось вполне достаточно, чтобы возобновить охоту.

Просто компьютер стоит достаточно дешево.

Несмотря на ранний час, посетителей здесь достаточно.

Довольно долго длилась зима (Из газет).

Упражнение 54

Каково переносное значение выделенных слов?

Мы дыры в деснах золотом забили (В. С. Высоцкий).

Мне оставались раннее, еще дремотное утро и глухая ночь (А. Грин).

Около разбухших ее век круглый год плодились веснушки (Б. Пильняк).

Упражнение 55

Укажите диалектизмы, просторечные слова. Замените их синонимами современного литературного языка.

Договорились, что ничего в руках не будет: ни камней, ни гирек, ничего. И пошли хлестаться. Ох, и полосовались же!

Как мы не пластались, а опять они нас погнали. Мы и сыпанули через протоку (В. Шукшин).

Упражнение 56

Исправьте лексическую неточность речи.

В случае успешной сдачи экзаменов он зачисляется слушателем на платной основе. На заметку абитуриентам, поступающим на платные специальности! Не думайте, что туда не нужно готовиться (Из газет).

Морфологические нормы

Имя существительное

Упражнение 57

Укажите в предложениях существительные, имеющие варианты рода. Как они отличаются в стиле, значении?

Много лет прошло, а и сейчас чувствую, как спазма сдавила мне горло … «Ты завистлив, Егорушка», – промямлила опять генеральша. Все-таки что-нибудь выиграешь, хоть ребятишкам на молочишко. У нас заводишко укомплектован средними людьми. Огромный стадион и этот гнилой домишко против него (Б. Зайцев).

Кабы ты меньше о стрелецком сироте думала (А. С. Пушкин).

У задней стены – превосходный рояль, выписанный для Зины: Зина – музыкантша (Ф. М. Достоевский).

Простите за клякс: он сделан, когда я кончал письмо, а переписывать сил нет, да и опаздываю (И. А. Гончаров).

Спазм сжал мне горло (Из газет). Одну туфлю оставили на берегу (Из газет).

Это не я врезался в столбище, а оно в меня (Ю. Семенов).

Упражнение 58

Определите род существительных с суффиксами.

Когда мороженого оставалось лишь на донышке, продавщица перегибалась вся и черпала из бочки, как из погреба (Р. Киреев).

Огромная стволина рухнула в сугробину. Они услышали страшную голосину и спрятались в огромную домину. Путники подошли к старенькому домишку. Археологов интересовали древнейшие городища, им мешали шумные городищи. Он соорудил детям по бумажному пароходишку (Из газет).

Упражнение 59

Отметьте устаревшие варианты рода имен существительных. Составьте предложения, используя современные варианты.

Покажи мне свою табель (О. Сенковский). На нем стояли два больших… котла. Один с кофеем, а другой со сливками. Москва внезапно покрылась пленкой лесов, как бы желтоватой вуалью (Из газет).

Упражнение 60

Какого рода существительные домишко, заборишко, домище в каждом употреблении? Как они различаются в стиле?

Огромные домища начинали улицу. Ну и домищи тут построили. И домишки не стало у зайца. Старого домишка не оставили хозяева. К покосившемуся заборишку приклонился клен. К заборишке, еле живому, и не подходи.

Упражнение 61

Определите род имен существительных. Составьте предложения, используя современный вариант рода.

Лицо ее скрывал черный вуаль. Дама под вуалью – супруга принца.

Музыканты встретили мужа и жену оглушительным тушем (А. Грин).

Холст закрашен тушью (Из газет).

Упражнение 62

Замените иноязычные слова русскими синонимами. Сравните их род.

Широкая авеню, пушистый боа, изящное панно, своевременный пенальти, легкое кашне, новое трюмо, игривый шимпанзе.

Упражнение 63

Охарактеризуйте варианты существительного кофе.

Там, сидя в кресле, за кофеем ораторствовал Фома (Ф. М. Достоевский).

Он вышел распорядиться: свечи, карты, кофий (Б. Зайцев).

Я обменял на это кофе коробку табака (К. Г, Паустовский).

Необыкновенно вкусным кажется кофе, поданное в крошечной чашечке (Соколов-Микитов).

Упражнение 64

В каких примерах нарушена норма, связанная с родом имен существительных? Составьте словосочетания с заимствованными существительными: галифе, шимпанзе, иваси, протеже, Батуми, Капри. Определите их род.

В 1958 году Чили продали 16 тысяч тонн медной проволоки. «Таймс» опубликовала содержание доклада.

Новые Сочи отстроены по планам архитекторов.

Мали должна рассчитывать на две основные отрасли экономики: рыболовство и сельское хозяйство.

Упражнение 65

Отметьте существительные с вариантом окончания в Р. п., мн. ч. В чем его особенности?

Нок пересек главную линию холодно блестящих рельс саженях в десяти от перрона (А. Грин).

Начинаешь сомневаться в истребимости старых форм, начинаешь думать: а стоит ли игра свеч? (Б. Зайцев)

Откуда-то появились коробка сардин и шпротов. И если на банке нет вмятин, на нее можно водрузить 115 килограммов, и она выдержит (Из газет).

Чудак! Так то – Минин и Пожарский: тогда и все без брюков ходили, а теперь стыдно (Л. Андреев).

Астроном был в одной рубахе, без колпаке и без чулок… (О. Сенковский)

Израсходовали пуд свечей … Однако издана книга без комментариев (Из газет).

Упражнение 66

С каким окончанием существительные имеют значение обстоятельства, а какой вариант отличается значением предмета?

Увязнуть в меду – разбираться в меде

Гулять в лесу – роль главного героя в «Лесе»

У нас на берегу – рассказ о береге

Нашли в снегу – о первом снеге

Упражнение 67

Укажите в предложениях существительные с вариантами окончаний в Т. п., мн. ч. ями/ьми.

Анна Матвеевна жила в одной комнате с тремя дочерьми – Ларисой, Юлией и Татьяной (Из газет).

Теперь мне стала более понятной суета, хлопанье дверьми (Б. Зайцев).

Там был глубокий стильный вход для родителей с детьми (А. Грин).

Упражнение 68

Укажите в предложениях вариант одуш., неодуш. в В. п. Охарактеризуйте его.

Лектору удалось убедить несколько студентов. Для предотвращения заболеваний необходимо уничтожать микробы. Рассмотреть личинки насекомых под микроскопом. Актер создал комический персонаж (Из газет).

Упражнение 69

В чем отличие вариантов одуш., неодуш. существительных?

Создать положительный тип – Проучить известного типа

Изучать небесные светила – Знать светил в мире науки

Найти субъект суждения – Наказать этого субъекта

Надо позвать старого колпака – Надеть белый колпак

Этого пня трудно убедить – Такой пень от березы

Упражнение 70

Определите одуш. и неодуш. существительных лицо, персонаж.

Режиссер создал новый персонаж, которого играет известный актер.

Директор предложил поощрить отдельных лиц.

Упражнение 71

Какие варианты окончаний П. п., ед. ч. существительных встречаются. Можно ли заменить употребленный вариант?

Так кружится на затерянном следу пес, обнюхивая последний отпечаток ноги. На потолке и стенах неслись танцы солнечных привидений (А. Грин).

Согласно тем же сагам на смотре перед походом оружие показывали все (Из газет).

Он тотчас же по ее уходе прислал за мной (Ф. М. Достоевский).

Нашед в своем погребу кусок окаменелого человека, под этим заглавием написал книгу (О. Сенковский).

Упражнение 72

Укажите существительные с вариантом а/ы И. п., мн. ч. В каком примере замена окончания связана с другим значением слова?

Лучистые веера, скачущие овалы… были как полет.

У меня счеты неладные с компанией, не выплатили полностью премии (А. Грин).

И действительно, помойка посреди двора, цеха, похожие на конюшни, – куда ты нас завел? (Б. Зайцев)

Прежде всего следовало заключить необходимые договоры, потом подписать счета. Необходимо в срок подписать договора о коммунальной реформе. Это курорт Хемптон, где проводят отпуска миллионеры. В ссорах на пирах пускали в ход питьевые чаши и турьи роги (Из газет).

Упражнение 73

Охарактеризуйте формы имен собственных.

Ее дружок Вили Брант помер от чумы в Эно месяц тому назад. Вы очень хотите увидеть Биче Сэниэль. Открыв глаза, он увидел будившую его Гели. Я попросил позвать Анну Макферсон. Вы крайне обяжете меня содействовать в пользу Геза, матрос осмотрел всех. Не менее важной причиной была надежда Тоббогана обвенчаться с Дези в Гель-Гью. Как будто ожидал действительно заменить след маленьких ног Фрези Грант (А. Грин).

Имя прилагательное

Упражнение 74

Рассмотрите формы степеней сравнения прилагательных. Отметьте их различия в стиле и способе образования.

Бойче, бойчее, далее, ранее, лучше прежнего, повыше, выше, позднее, живее, красивее, дальше, добрейший, скорее, очень глубокий, самая дорогая, сильнее всех, мудрейший, наисложнейшая, более умелый, сверхмодный, сверхсложный, здоровенный, сильнющий, расчудесный, большой-пребольшой, архисовременный.

Упражнение 75

Найдите ошибочные формы степени сравнения прилагательных.

Самая кратчайшая дорога до леса с другой стороны города.

Самый новый костюм надели в праздничный день.

Сильнее всех оказался хорошо подготовленный спортсмен.

Более увереннее ведет линию на бумаге ребенок.

Выше Пети был его брат.

Несколько погромче зазвучала музыка в зале.

Веселее стало мальчику в игре на стадионе.

Упражнение 76

Образуйте краткую форму прилагательных. Какие варианты здесь различаются?

Ответственный, многочисленный, могущественный, свойственный, торжественный, родственный, бессмысленный, бесчувственный, беспочвенный, таинственный, явственный, величественный, безукоризненный.

Упражнение 77

Как различаются в значении краткие и полные формы прилагательных (постоянный, временный признак, смягченность, категоричность, абсолютный, относительный признак)?

Алесь повернулся к окошку. Паровоз, выбрасывая длинную косу дыма, вылетал в пригороды Вильнюса. Высокие пригорки, поросшие стройными соснами, плыли один за другим, а между ними в затейливой зеленой оправе синели небольшие озерца. Деревянные домики под окнами стояли на облюбованных местах (П. Бровка).

Стал безразличен хороший солнечный день (В. Шукшин).

Упражнение 78

Исправьте речевую ошибку в употреблении форм имен прилагательных.

Наша речь преимущественно афористичная. Эти требования неприемлимые. Их деятельность очень разнообразная.

Местоимение

Упражнение 79

Определите разницу в значении местоимений-синонимов: всякий, каждый, любой

Такие слова можно слышать во всяком доме.

Каждый день не похож на предыдущий.

Любые начинания хороши.

Упражнение 80

Составьте с местоимениями-синонимами предложения, учитывая разницу в их значении.

Всякий – всевозможный, разнообразный

Каждый – один из всех в ряду

Любой – какой угодно

Упражнение 81

Отметьте вариант местоимения. В чем его стилистическая особенность?

Это кто ж такой, Сергей: капитан ихний, что ли?

Один заезжий литератор посвятил ей свою повесть, которую и читал на вечере. Связи у нее огромные (Ф. М. Достоевский). А у ей что ни спроси, всё молчком. Для его всё и делала она, заботилась.

Упражнение 82

Составьте сочетания, включающие местоимение с предлогом. Используйте варианты стилистически равноправные и различные.

Внутри их = внутри их, вне их, вопреки ему, навстречу ему, для него, от нее, к ней, кроме его = кроме него, ради ее = ради нее, со стороны его, за всеми ими = за всеми ними, между вами и ими = между вами и ними.

Упражнение 83

В чем особенность местоимения, сочетающегося со степенью сравнения прилагательного.

Не многие выступают лучше его. Внизу бытовые помещения, а выше их – квартиры для жилья (Из газет).

Ни один из царедворцев не умел поклониться ниже его (О. Сенковский).

Упражнение 84

Каковы стилистические и семантические особенности местоимения мы?

В дипломной работе мы намерены рассмотреть действие усовершенствованного прибора. Мы предлагаем внести в проект необходимые дополнения.

– Да ты откуда будешь-то?

– Мы из деревни.

– Ну как мы поживаем, что у нас нового, мы больше не болеем, не грустим? – спрашивал доктор.

Имя числительное

Упражнение 85

Предложите иной вариант употребления числительного.

21-летняя баскетболистка выбрала московское «Динамо».

45-летняя участница конкурса вышла победительницей.

18-летний спортсмен хорошо подготовился к выступлению (Из газет).

Упражнение 86

В чем особенность склонения дробных числительных? Произнесите правильно:

45,5% 8,1 сек. 45 ½ кг 55,9 га

Упражнение 87

Постройте сочетания числительного полтора с существительным. И. – В.п. + сущ., ед.ч. косвенные падежи + сущ., мн.ч.

Куплено полтора десятка яблок, съел полторы тарелки супа, ограничиться полутора метрами, добавить к полутора тысячам дохода, располагалось в полутораста километрах.

Упражнение 88

В чем стилистическая разница высказываний?

Приду к полвторому, сделаю к половине второго.

Начал в два часа, начал в четырнадцать часов.

Упражнение 89

Запишите числительное словом и произнесите.

Шахтерские зарплаты достигали 80 рублей. 27,5 кг сырой маковой соломки хранилось в доме 28-летнего жителя деревни. В прошлом году из России было выдворено около 30 иностранных разведчиков. Выявлено более 400 кадровых сотрудников иностранных спецслужб. По территории Москвы протекают свыше 70 рек и ручьев. В Москве более 500 прудов. Общая площадь 880 га (Из газет).

Упражнение 90

В каком падеже стоит числительное? К какому стилю речи относится каждый вариант?

Получал по пяти рублей, расплатился по восемь рублей за карандаш, решено было играть по тридцати минут в тайме, заставлял по десять раз рассказывать, дал по сорока семи копеек, получили по двести сорок пять рублей, разделил по четыреста пять рублей.

Упражнение 91

Просклоняйте сочетания числительного с существительным.

24 листа, 639 страниц, 1468 книг.

Упражнение 92

Составьте высказывания, используя разные стилистические варианты.

С праздником Восьмого марты (р.) – с праздником Восьмое марта, с праздником Первого мая (р.) – с праздником Первое мая, с праздником Седьмого ноября (р.) – с праздником Седьмое ноября, к первому сентября, к третьему апреля, к первому сентября, к третьему апрелю, между первым и пятым января.

Глагол

Упражнение 93

Какие значения совмещаются в подчеркнутых глаголах? Как это сказывается на семантике глагола? В каких примерах выражается дополнительное значение или оттенок: оживленность действия, неотвратимость, решительность, требовательность.

Я было струсил, а Матрена-то как ударит вожжами, да как помчится прямо на возок. Разыскал я и Смита, а он вдруг и умри. Сидел я тогда дома… как вдруг открывается дверь и – предо мною Катерина Ивановна. Подай я вам милостыню, – сказала она вдруг твердо, – и вы отомстите мне за нее потом еще пуще (Ф. М. Достоевский).

Уж не мешайте, пусть я расскажу (Н. Гоголь).

Провозись оперативники с его поисками еще месяц – другой – и, как знать, пришлось бы тогда заниматься его преступлениями отделу МУРа (Из газет).

Упражнение 94

Какому стилю речи принадлежат варианты повелительного наклонения?

Напои чаем – напой чаем, крои костюм – крой костюм, выстави раму –выставь раму, выправи рукопись – выправь рукопись, высыпи муку – высыпь муку, почисти туфли – почисть туф

Наши рекомендации