Классические образцы поэзии и прозы
Как появилась поэзия и проза
Истоки и вершины
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.– 1 час
Песня– 2 часа
Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина«Садко»–4 часа
Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»– 2 часа
Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»–1 час
Классические образцы поэзии и прозы
Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 2 часа
А.С.Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро»
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворения «Парус», «Утёс».–4 часа
Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Повесть «Дубровский»– 7 часов
Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Л.Н. Толстой«Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь») – 1 час
О чём и о ком рассказывает литературное произведение
Герой литературного произведения
Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении.– 1 час
А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел»– 4 часа
Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник»– 3 часа
Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»–3 часа
Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре»– 2 часа
Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»–1 час
Тема литературного произведения
А.В.Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь»– 1 час
Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…») – 1 час
Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе.Поэма «Саша»– 2 часа
Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.
С.А.Есенин. Слово о писателе. Стихотворения«Там, где капустные грядки», «Пороша»– 1 час
Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.М.Рубцов. Слово о писателе.Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние в горнице»– 1 час
Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Габдулла Тукай«Пара лошадей»– 1 час
Литература: мир вопросов и ответов
Как человек понимает мир и себя
Лирический герой– 1 час
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога»– 2 часа
Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
Дж.Г.Байрон. Слово о писателе.Стихотворения«Душа моя мрачна» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Прометей» – 2 часа
Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение«Нет, я не Байрон…»– 1 час
Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.
Стихотворение «Ангел»–1 час
Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.
Как отражается таинственное в судьбе человека
Идея и проблематика литературного произведения. – 1 час
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»–2 часа
Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.
И.А.Бунин. Слово о писателе.Рассказы «Лапти», «Подснежник»– 3 часа
Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.
А.И.Куприн. Слово о писателе.Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор»– 3 часа
Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла») – 3 часа
Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.
Как появилась поэзия и проза
Истоки и вершины
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.– 1 час
Песня– 2 часа
Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина«Садко»–4 часа
Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»– 2 часа
Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»–1 час
Классические образцы поэзии и прозы
Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 2 часа
А.С.Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро»
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворения «Парус», «Утёс».–4 часа
Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Повесть «Дубровский»– 7 часов
Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.