Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:
Класс | |||||||
Количество страниц | 1 - 1,5 | 1,5 - 2 | 2 - 2,5 | 2,5 - 3 | 3 - 4 | 4 - 5 | 5 - 7 |
Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
· Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
· Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
· Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
· Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
· Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
· прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
· умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
· умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
· умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
· свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
· показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
· умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
· умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
· умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
· хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
· в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
· об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
· о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
· об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
· незнание существенных вопросов содержания произведения;
· неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
· незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
· слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:
· полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
· неумение построить монологическое высказывание;
· низкий уровень техники чтения.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
· правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия;
· верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения;
· доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы;
· умение делать выводы и обобщения;
· точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
· наличие плана в обучающих сочинениях;
· соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
· точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений й навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» (по литературе) ставится за сочинение:
· глубоко и аргументированно раскрывающее тему;
· свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия тему;
· говорящее об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
· стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
· написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
· достаточно полно и убедительно раскрывающее тему;
· обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
· отличающееся логичностью и последовательностью изложения содержания;
· написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочётов.
Отметка «З» ставится за сочинение, в котором:
· в главном и основном раскрывается тема;
· в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
· допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
· обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
· материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
· обнаруживается владение основами письменной речи.
В работе имеется не более четырёх недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
· не раскрывает тему;
· не соответствует плану;
· свидетельствует о поверхностном знании текста произведения;
· состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
· характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
· отличается бедностью словаря.
Наличие грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
· совершенно не раскрывающее тему;
· свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
· содержащее большее число ошибок,чем это установлено для «2».
Рекомендации заместителю директора по учебно–воспитательной работе.
· Сформировать систему библиографических уроков.
· Проводить проверку техники чтения в 5 кл. – 4 раза в год, в 6–9 кл.– 2.
· Проводить раз в четверть словарные диктанты терминов по всем предметам.
· Контролировать работу учителя по формированию у учащихся таких общеучебных навыков, как связная речь, умение составлять конспект, тезисы, планы, умение пользоваться учебной и справочной литературой.
· Проанализировать работу учителей по выработке навыков каллиграфического письма у учащихся.
· Посещая уроки по различным дисциплинам, завуч может спланировать такие цели:
ü организация опроса, монологическая речь учащихся;
ü организация самостоятельной работы учащихся;
ü развитие логического мышления учащихся;
ü использование рациональных приёмов умственного труда на уроке (планы, схемы, алгоритмы, тезисы и т.д.).