Служба спасения: как выжить?
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
- идёшь в лес – бери с собой компас. «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит»;
- если предполагаешь, что корзина с ягодами будет тяжёлой, возьми полотенце, чтобы облегчить себе ношу;
- идёшь в лес – бери с собой еду. «Может, ещё и заблудимся. Хлеба взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится»;
- следи за ориентиром. «Но самое главное: он заметил, что совсем близко, по той стороне поляны, змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой».
- по болоту нужно ходить с палкой, проверяя топкие места, но уж если вдруг попал в беду и провалился – не паникуй, не дёргайся, иначе болото ещё больше засасывает. Посмотри, что может помочь: палка, ружьё, на что можно опереться и вылезти из болота.
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
Если вдруг остался один:
- не отчаиваться, не паниковать, а продумать: что делать и как выжить;
- сделать оружие для защиты от диких зверей;
- сделать жилище, чтобы оно было безопасно;
- наблюдать за погодой, за условиями жизни;
- найти семена, чтобы было питание на следующий год;
- обязательно чем-то заняться – это отвлекает от плохих мыслей.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
- от затесей далеко не отходи – сгинешь;
- идёшь в лес – бери еду, бери спички;
- если идёшь один – бери с собой собаку;
- «тайга хлипких не любит» - нельзя отчаиваться, паниковать;
Приложение 4
«Копилка мудрости»
(жизненные правила по произведениям литературы 5 класса)
· Век живи – век учись.
· Береги одежду снову, а здоровье и честь – смолоду.
· Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
· «Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей» (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
· «Кто из дому без толку сбежал – не растёт и не умнеет». «Работа меня от всех бед спасла». «Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее» (Е.Л.Шварц «Два клёна»).
· Внутренняя красота важнее внешней. Доброта спасёт мир. (А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»).
· Истинная любовь пройдёт через любые препятствия. Любить или не любить нельзя за то, что человек богатый или бедный, дарит он подарки или нет. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).
· Жить с близкими в согласии и понимании, прислушиваться к советам старших, всегда трудиться. «Правда жизни» - делать добро людям» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»).
· Иметь своё мнение, но не считать его правильным, а прислушиваться к другим и тогда делать выводы (В.М.Гаршин «То, чего не было»).
· Нельзя делать зло, унижать таких же людей, как ты сам. (А.С.Пушкин «Анчар»).
· Быть полезным другим, востребованным, но не гордиться этим (М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»).
· «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». (И.А.Крылов «Ворона и Лисица»).
· «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука» (И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»).
· «Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды» (И.А.Крылов «Свинья под дубом»).
· «Это был дурной поступок: я бессовестно покинул престарелых родителей, пренебрёг их советами и нарушил сыновний долг». Труд и терпение могут помочь в любых ситуациях, даже в экстремальной (Д.Дефо «Робинзон Крузо»).
· «– О бесценная мадемуазель Штальбум! Вы изволили вымолвить, что не отвергли бы меня, как гадкая принцесса Пирлипат, если бы из-за вас я стал уродом. Тотчас же я перестал быть жалким Щелкунчиком и обрёл мою былую, не лишённую приятности наружность» (А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»).
· Усердие, целеустремлённость, большое желание – вот что должно помочь в жизни, может, господин случай тоже не замедлить себя ждать. (А.Грин «Зелёная лампа»).
· «Тайга хлипких не любит!» (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»).
[1] Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов Ф.М. Методика преподавания литературы. –М.: Академ А, 1999. -368 с.; с.342
[2] Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: Программа: 5 – 11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 64 с.; с.4
[3] Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: Программа: 5 – 11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 64 с.; с.7
[4] Там же, с.5
[5] Там же, с.5
[6] Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. – М.: Вентана_Граф, 2007. 240 с.: ил.; с.30
[7] Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. – М.: Вентана_Граф, 2007. 240 с.: ил.; с.30
[8] Там же, с. 30
[9] Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – М.: Вентана_Граф, 2007. 256 с.: ил.; с.18
[10] Там же, с. 249
[11] Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – М.: Вентана_Граф, 2007. 256 с.: ил.; с.62
[12] Там же, с.62
[13] Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – М.: Вентана_Граф, 2007. 240 с.: ил.; с.30
[14] Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – М.: Вентана_Граф, 2007. 256 с.: ил.; с.212-213
[15] Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник-хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – М.: Вентана_Граф, 2007. 256 с.: ил.; с. 19