И.а. крылов. басни «свинья под дубом», «ворона и лисица».
Образы и сюжеты басен.
Ход урока:
Фрагмент Анализ басни «Свинья под дубом»
Чтение басни учителем.
-кто герои этой басни? Кого из них ты бы отругал? В чём провинился этот герой? Какой из героев пострадал в этой басне?
-как автор описывает свинью, прочитай. А в реальной жизни, какая свинья? В чём отличие басенного образа от реального?
-прочитайте слова о свинье, интонацией передав ее состояние?
-каким предстает в басне ворон? Сравните басенный образ с реальным? Почему именно ворон ругает свинью? Прочитайте слова ворона, интонацией предав упрек в словах героя.
-с какой интонацией произносит свои слова дуб, почему?
-прочитайте басню по ролям, интонационно характеризуя свою роль.
-характеры каких людей описал Крылов в этой басне? Соотнесите свои рассуждения с содержанием морали в басне.
-ответьте на вопросы В 1, 2, с.12 в учебнике.
В 1. Объясни, кто такой невежда.
2. Невежда предстает в басне в неприглядном образе Свиньи. Чем же страшен этот порок – невежество?
-прочитайте басню по ролям, интонационно характеризуя свою роль.
-нарисуйте «портрет» басенного героя, который в наибольшей степени произвел на вас впечатление.
Конспекты уроков
(из опыта работы учителя Л.М.Бородиновой)
Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Урок с использованием ИКТ.
Ход урока
Знакомство с биографией писателя.
Подумайте, могут ли быть связаны эти слова: ПРИШВИН – ПРИРОДА (написать на доске).
Дополните свои высказывания текстом учебника. Прочитайте текст на с.175-176 (до слов «Сказка-быль «Кладовая солнца»…).
Что сам писатель говорил о природе? Объясните смысл высказывания (см. текст слайда М.М.Пришвин).
Как и сама природа, Пришвин был скромен, прост, но внутренне красив и богат. В большинстве своих произведений он предстает как певец природы. Почти всю жизнь Михаил Михайлович посвятил путешествиям и описанию их в своих многочисленных очерках. Все герои, которые живут в его произведениях, выражают отношения самого писателя с природой. Вся его жизнь – это диалог с природой.
Первичное восприятие произведения.
Вы прочитали произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно? Что было непонятно при чтении?
Докажите, что это произведение о природе.
Какая природа в этом произведении? Подтвердите свои слова тестом повести. (Реальная и сказочная, таинственная) + (работа со слайдами «Картины природы в сказке-были»). Почему болото «Блудово», елань «Слепая», волк – «серый помещик»?
Сравните с картинами природы на слайдах: в чем отличие фотографии и художественного описания природы в произведении?
Все ли картины природы автор описывает как реальные? Подтвердите текстом.
Анализ эпизода «Ель и сосна»
Прочитайте историю двух деревьев (с. 182-183).
Сказочная или реальная история перед нами?
Что вы можете сказать о жизни ели и сосны?
Какой прием использует автор в описании деревьев?
Почему Пришвин использует сказочную историю в произведении наряду с реальными событиями? (Показать загадочность, таинственность природы, ее непостижимость; существование сказки бок о бок с реальностью).
Специфика жанра «сказка-быль». Заполнение таблицы
Найдите в произведении сказочные и реальные моменты. Заполните таблицу.
сказочное | реальное |
Название произведения | Реальное место действия |
Путешествие | Главные герои -дети |
Природа (палестинка), ее жители (помощник – собака, враг – волк) | Реальное время действия |
Разве могут в одном произведении объединиться сказочное и реальное? Почему писатель это сделал?
Каков жанр этого произведения? (вопрос А с. 177).
Почему Пришвин охарактеризовал свое произведение как «сказка-быль»?
Итог урока.
Какую роль играет природа в произведении М.М.Пришвина? В чем ее отличие от реальных картин природы, которые мы наблюдаем каждый день?
5. Домашнее задание.
1. Нарисовать иллюстрацию «Природа в сказки-были «Кладовая солнца»».
2. Индивидуальное задание: для тех учеников, у которых есть компьютер: подобрать из текста повести цитаты к картинкам слайдов (презентация «Картины природы»).
3. Вопросы Б с. 204.
4. История Травки (индивидуальное задание).
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Белосельской сош Пошехонского района ГалкинойВ.А.)