III. Работа по теме урока. Беседа.
А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.
1.Характеристика Герасима по предложенному плану, используя материал учебника.
- Необычайная сила Герасима.
- Новые обязанности Герасима.
- Отношения с остальными слугами.
- Случай в околотке.
- Нрав Герасима.
2. Работа со сравнениями.
При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.
«Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
«Пойманный зверь».
– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
– Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
– Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.
«Степенный гусак».
– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Как известно, гусь - птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал уважение к этим птицам).
Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь. Честно выполняющий свой долг – крепостную повинность. Нрав строгий и серьезный. Страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.
3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.
Пересказ отношений Герасима к Татьяне.
– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?
Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
4. Герасим и Муму.
Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…
Так в его жизнь вошла Муму.
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
5. Герасим и барыня. (Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня.
Монолог ученицы в роли барыни.
Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!
– Какой была барыня?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни непременно будет исполнен.
6. Смерть Муму
Чтение отрывка из произведения.
– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.
– Что предпринимает Герасим?
7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню.
– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?
Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.