Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXI, XXVI и XXVII, XXVIII) – 2 часа

Слово о писателе, о романе. Рассказ о прототипе героя Александре Селькирке (о нем есть краткая информация в рабочей тетради в разделе «Знаешь ли ты, что…»). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя. Можно показать фрагменты худ. Фильма ???

Работа с текстом. Составление плана пересказа. в раб тетр?

Отметить робинзонада

О блудном сыне

Как творческое доп задание – вести дневник, в кот записывать все, что происходит за день.

А.С.Грин. Рассказ «Зеленая лампа» – 2 часа

Слово о писателе.Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» – 2 часа

Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

NB почему это произведение, оно сложное.

Объяснить, почему Мальцев ослеп с зр физики. Оживить работу

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг»– 2 часа

Слово о писателе.Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога» – 1 час

Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

Оживить работу

Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише»– 1 час

Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» – 2 часа

Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

О’Генри. Рассказ «Вождь краснокожих» – 1 час

Слово о писателе.Необычная ситуация. Комическое.

М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» – 2 часа

Слово о писателе.Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Внеклассное чтение: «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной Войне) – 1час

Планирование как основа творческого преподавания

Методист кафедры гуманитарных дисциплин

ГОУ ЯО «Институт развития образования» М.А.Соловьёва

Отсутствие методических основ, прямых указаний и/или рекомендаций по проектированию рабочих программ осложняет деятельность учителя. Построение учебного процесса на основе проектирования рабочей программы как нормативного документа учителя – одна из актуальных проблем в образовании.

Актуальность проектирования рабочей программы по предмету усиливается тем, что свобода и плюрализм в образовании – один из принципов государственной политики в области образования (Ст.2 Закон РФ «Об образовании»). В связи с этим в последние годы мы имеем большое разнообразие учебников и учебных пособий разных авторов.

Учебник «Литература» авторов Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной – учебник, отвечающий современным требованиям, ориентирующий обучающихся не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и творческих способностей.

Для разработки рабочей учебной программы по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной учителю необходимо выполнить следующие задачи (приводим алгоритм разработки рабочей программы):

изучить нормативно-правовые, нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность учителя литературы на Федеральном уровне, как основание для разработки рабочей программы;

изучить нормативно-правовые, нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность учителя литературы на региональном уровне, как основание для разработки рабочей программы;

проанализировать содержание авторской программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной как основание для разработки рабочей программы;

изучить пояснительную записку к авторской программе: понять авторскую концепцию, определить цели и задачи обучения в каждом классе, обратить особое внимание на требования авторов к результатам обучения;

сопоставить содержание авторской программы с государственным образовательным стандартом по литературе в части называния имён и произведений, обязательных для изучения; выявить отличия;

сопоставить распределение содержания материала по классам в авторской программе с Примерной программой по литературе; выявить отличия в распределении;

сопоставить распределение часов, отводимых на изучение содержания в 5 классе, в авторской программе с распределением часов, рекомендуемых Примерной программой по литературе; выявить отличия в распределении;

соотнести заявленные темы, произведения, количество часов на уроки внеклассного чтения и развития речи в авторской программе с требованиями, предъявляемыми содержанием литературного образования;

познакомиться с опытом работы коллег – учителей литературы, изучающих предмет по указанной программе;

выявить положительные стороны авторской программы в части предлагаемого планирования.

Считаем полезным привести небольшой словарь терминов, необходимых при разработке рабочей учебной программы.

Основные понятия. Программа. Рабочая программа.

Термин программа(греч., programma - объявление, распоряжение) означает содержание, план деятельности, работ; изложение содержания и цели деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета; описание алгоритма решения задач.[13]

Применительно к системе образования в ст.9 Закона РФ «Об образовании» закреплено определение образовательной программы: «Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой – характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения».

Учебная программа - это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Она определяет общую научную духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов. Её можно рассматривать как проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план.

Учебная программа включает в себя: цели изучения дисциплины; содержание, обозначенное в темах, разделах; продолжительность и последовательность изучения тем и разделов; требование к изучению материала.[14]

В отличие от образовательной учебная программа отражает лишь процесс обучения: логику преподавания предмета через определённое содержание и формы, а также процесс усвоения учащимися уровня содержания.

Примерные (типовые) программы, рекомендованные Министерством образования РФ, составляются учёными, методистами, авторами учебников, определяют базовые знания, умения, навыки и отражают систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Но они определяют лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учётом специфики конкретного предмета. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ.

Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Примерная программа по литературе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкую возможность для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная программа является ориентиром для составления авторской программы и учебников. Авторская программа учитывает требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.[15]

При изучении курса литературы целесообразно использовать авторские программы, имеющие гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» или «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Учитель может внести в авторские программы свои коррективы, не затрагивающие стандарт литературного образования, создав свой вариант рабочей программы (календарно-тематического планирования) с учетом специфики класса и образовательной программы школы.[16]

В настоящее время авторские программы не грифуются, гриф присваивается учебнику, поэтому так важно руководствоваться специальным документом - «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 200…/200…учебный год».

Рабочая программа (РП) по предмету, дисциплине – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, типовой (примерной), авторской программы. РП отражает конкретный уровень образования обучающихся, их компетенции и самообразовательную деятельность, позволяет учителю моделировать и контролировать процесс обучения и прогнозировать результаты обученности.[17]

В отличие от примерной, авторской программ в РП учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально-педагогической ситуации.

Как правило, рабочие программы составляются учителями-предметниками по определенному учебному курсу.[18]

Наши рекомендации