Чтение и анализ басни «Свинья под Дубом».

Сколько действующих лиц в басне?

Можно ли назвать автора действующим лицом басни? Когда мы слышим его голос?

Почему героев басни мы называем «действующими лицами»?

Как раскрываются характеры героев в драме?

Какие слова характеризуют свинью? (просторечная лексика, нарочитая грубость выражений).

Что можно сказать о характерах Дуба и Ворона? Чем Ворон Крылова отличается от Ворона Эзопа?

Какие человеческие качества высмеиваются в басне «Свинья под Дубом»? Кто такой «невежда»?

Обе басни высмеивают человеческие пороки. Одинаков ли смех? Какую басню можно назвать сатирической, какую юмористической? Почему автор смеется по-разному над разными явлениями?

Басня и сказка. Элементы драмы в баснях Крылова.

Заполните таблицу:

Черты сказок о животных Черты драматического произведения
   

Что делает басню одним из популярных жанров русской литературы?

6. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одну из басен «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська». Ответить на вопросы по содержанию произведения. Охарактеризовать героев басен, сюжет, объяснить мораль басни.

2. Выписать из басен Крылова выражения, которые используются в современном языке как поговорки.

Урок «И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова. Басня «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»

Ход урока

1. Слово учителя. Работа с эпиграфом к уроку («Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, в те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова». М.Исаковский).

Согласны ли вы со словами Исаковского?

Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

2. Проверка знания учащимися басен И.Крылова.

Узнайте басню по морали:

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).

Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська»)

Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. («Ларчик»)

Продолжите крылатые слова:

Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши)

А вы друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь).

Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя,кума, оборотиться)

3. Работа с учебником. Слово о Крылове.

Знакомство с биографией Крылова: статья учебника.

4. Беседа.Вопросы для проверки усвоения материала:

Когда, где и в какой семье родился Крылов?

Каким был первый литературный опыт Крылова?

В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?

Как вы думаете, каким образом талант драматурга помог Крылову в создании басен?

4. Коллективная работа. Жанр басни в творчестве Крылова.

Что такое басня?

Работаем с определением басни (статья учебника) и составляем опорный конспект.

5. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».

Что такое мораль басни?

Выводы: в баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской философии.

6. Анализ басни «Свинья под дубом»:

чтение басни учителем;

по каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

Какой описывает Крылов Свинью?

Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни?

Почему она названа невеждой? В чем разница в значении слов «невежа» и «невежда»?

В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эти строчки?

Ответьте на вопрос №3 с. 12 учебника.

7. Работа с учебником. Что такое аллегория?

Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой басне, то чтобы вы изобразили?

(Этот вопрос помогает четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации). Эта работа подготовит чтение по ролям.

Чтение басни по ролям.

8. Анализ басни «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, хитрости, глупости.

Басню читает учитель.

Кто главные герои басни?

В каких строчках заключена мораль басни?

Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?

Ответьте на вопросы учебника.

Наши рекомендации