Чтение и анализ басни «Свинья под Дубом».
Сколько действующих лиц в басне?
Можно ли назвать автора действующим лицом басни? Когда мы слышим его голос?
Почему героев басни мы называем «действующими лицами»?
Как раскрываются характеры героев в драме?
Какие слова характеризуют свинью? (просторечная лексика, нарочитая грубость выражений).
Что можно сказать о характерах Дуба и Ворона? Чем Ворон Крылова отличается от Ворона Эзопа?
Какие человеческие качества высмеиваются в басне «Свинья под Дубом»? Кто такой «невежда»?
Обе басни высмеивают человеческие пороки. Одинаков ли смех? Какую басню можно назвать сатирической, какую юмористической? Почему автор смеется по-разному над разными явлениями?
Басня и сказка. Элементы драмы в баснях Крылова.
Заполните таблицу:
Черты сказок о животных | Черты драматического произведения |
Что делает басню одним из популярных жанров русской литературы?
6. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть одну из басен «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська». Ответить на вопросы по содержанию произведения. Охарактеризовать героев басен, сюжет, объяснить мораль басни.
2. Выписать из басен Крылова выражения, которые используются в современном языке как поговорки.
Урок «И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова. Басня «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»
Ход урока
1. Слово учителя. Работа с эпиграфом к уроку («Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, в те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова». М.Исаковский).
Согласны ли вы со словами Исаковского?
Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
2. Проверка знания учащимися басен И.Крылова.
Узнайте басню по морали:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).
Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона! («Слон и Моська»)
Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. («Ларчик»)
Продолжите крылатые слова:
Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши)
А вы друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь).
Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя,кума, оборотиться)
3. Работа с учебником. Слово о Крылове.
Знакомство с биографией Крылова: статья учебника.
4. Беседа.Вопросы для проверки усвоения материала:
Когда, где и в какой семье родился Крылов?
Каким был первый литературный опыт Крылова?
В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?
Как вы думаете, каким образом талант драматурга помог Крылову в создании басен?
4. Коллективная работа. Жанр басни в творчестве Крылова.
Что такое басня?
Работаем с определением басни (статья учебника) и составляем опорный конспект.
5. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».
Что такое мораль басни?
Выводы: в баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской философии.
6. Анализ басни «Свинья под дубом»:
чтение басни учителем;
по каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?
Какой описывает Крылов Свинью?
Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни?
Почему она названа невеждой? В чем разница в значении слов «невежа» и «невежда»?
В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эти строчки?
Ответьте на вопрос №3 с. 12 учебника.
7. Работа с учебником. Что такое аллегория?
Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой басне, то чтобы вы изобразили?
(Этот вопрос помогает четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации). Эта работа подготовит чтение по ролям.
Чтение басни по ролям.
8. Анализ басни «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, хитрости, глупости.
Басню читает учитель.
Кто главные герои басни?
В каких строчках заключена мораль басни?
Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?
Ответьте на вопросы учебника.