II. Программа авторов Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной прилагается.
III. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом по литературе, Примерной программой по литературе, авторской программой Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Из них | Форма контроля | |||
Трад. | Нетрад. | Р.р. | Вн. чт. | ||||
1. | Введение. Литература как искусство слова | Диагностический | |||||
2. | Фольклор | Текущий Тематический | |||||
3. | Авторская и литературная сказка | Текущий Тематический | |||||
4. | Легенда | Текущий | |||||
5. | Басня | Текущий | |||||
6. | Лирическое стихотворение | Текущий Тематический | |||||
7. | Роман, повесть, рассказ | Текущий | |||||
8. | Обобщение изученного | Итоговый | |||||
9. |
IV. Календарно-тематический план
Календарно-тематический план составлен в соответствии с авторской программой Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
№п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Форма урока | Содержание урока | Оборудование | Формы контроля, творческие работы | |
Введение 1 час Дать понятие искусства, литературы как учебного предмета, его задачи. Объяснить понятия: «художественная литература» и «бытовой, информационный рассказ» | ||||||||
1. | Литература как искусство слова. Реальность и вымысел | традиц. беседа | Литература и жизнь. Что такое литература и чем данный предмет отличается от чтения в начальной школе? Зачем изучать литературу? Бытовой рассказ и художественная литература. Какие книги прочитали летом, какие особенно запомнились? | Выставка книг. Иллюстрации учебника. Словари. | ||||
Фольклор. 5+1Вн.чт. Вспомнить жанры фольклора; дать определение малых жанров, обозначить их особенности, привести как можно больше примеров; вспомнить виды сказок, обозначить их особенности; составить тематический сборник «Фольклор». Способствовать воспитанию любви ко всему окружающему, уважительного отношения к прошлому, истории и культуре нашей родины | ||||||||
2. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки | традиц. комбин. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Роль средств худож. изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. Лексическая работа: смысл пословиц и поговорок; фразеологические выражения, созданные на основе пословиц и поговорок. | Сборники пословиц. Иллюстрации. Фразеологический словарь. | Текущий: творческая работа: составить «Устав школы» с использованием пословиц. | |||
3. | Малые жанры фольклора. Загадки. | традиц. комбин. | Малые жанры фольклора. Загадки. Выражение народного миропонимания. Художественные средства выразительности. | Сборники загадок. Иллюстрации. | Текущий: творческая работа: создание книжки-малышки | |||
4. | Русские народные сказки. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка. | традиц. комбин. | Сказка как выражение миропонимания и мироотношения. Художественный мир сказок. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура и герои волшебной сказки. | Сборники сказок. Иллюстрации. Фонохрестоматия. | Текущий: пересказ сказки. | |||
5. | Бытовая сказка. «Как старик домовничал» | традиц. комбин. | Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки. | Выставка книг. Иллюстрации. Фонохрестоматия. | Текущий: выразительное чтение диалога. | |||
6. | Сказка о животных. «Лиса и тетерев» | традиц. комбин. | Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. | Выставка книг. Иллюстрации. Фонохрестоматия. | Текущий: инсценировка сказки. | |||
7. | Внеклассное чтение №1 Сказка «Пойди туда, не знаю куда…» | Вн.чт. | Урок-конкурс «Знаток русских сказок». Конкурс рисунков и викторина по изученным сказкам. Лексическая работа: пословицы, поговорки, загадки, употребляемые в сказках; Устойчивые речевые клише, употребляемые в зачинах, концовках сказок. | Выставка книг. Иллюстрации. Видеофрагменты. Фразеологический словарь. Словарь крылатых выражений. | Тематический в форме теста. Текущий: чтение по ролям. | |||
Авторская и литературная сказка. 12+2р.р.+1Вн.чт. Отличия народной и авторской сказки, писателей-сказочников; дать понятие пьесы-сказки, сказочной повести, сказки-были. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника. | ||||||||
8. | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образы героев. Сюжет. | традиц. комбин. | Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие. | Портретная галерея. Выставка книг. Иллюстрации. Толковый словарь. | Текущий: работа в группах, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика царевны и царицы». | |||
9. | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Нравственная проблематика. | традиц. беседа | Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость | Выставка книг. Иллюстрации. Фонохрестоматия. Толковый словарь. | Текущий: ответ на вопрос по содержанию произведения; выполнение задания по словарю, наизусть отрывок. | |||
10. | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». Специфика пьесы. Образы героев. Фольклорная основа сказки. | нетрадиц. с применением ИКТ | Слово о писателе. Сказка-пьеса. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Читатель и зритель. | Компьютер, Портретная галерея. | Текущий: письменная проверочная работа (ответ на вопрос: по содержанию произведения). | |||
11. | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». | нетрадиц. урок-защита творческих работ | Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. | Портретная галерея. Иллюстрации. | Текущий: инсценировка фрагментов сказки, чтение наизусть монолога Бабы-Яги. | |||
12. | Р.р.№1 Обучающее изложение по пьесе-сказке «Два клёна» (вопрос 3Б, стр.98. учебник часть 1) | Р.р. | Классное изложение. Лексическая работа: | Портретная галерея. Иллюстрации. Учебник литературы. | Текущий: письменная работа. | |||
13. | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Реальное и чудесное в сказке. | традиц. комбин. | Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Лексическая работа: смысл категорий: добро – зло; жизнь – смерть; власть; Смысл слов: повелевать, удовольствие. | Компьютер, Портретная галерея. | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения. | |||
14. | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Значение мечты в реальной жизни. | нетрадиц. с применением компьютера (просмотр фрагмента мультфильма) | Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. Лексическая работа: смысл категорий: мечта – фантазия; жизнь – смерть; добро – зло. | Компьютер, Портретная галерея. | Текущий: создание рисованного фильма (работа в группах). | |||
15. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои. | традиц. комбин. | Слово о писателе. Сюжет повести. Образы героев. Лексическая работа: смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка – реальность. | Портретная галерея. Иллюстрации. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения. | |||
16. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои. | традиц. комбин. | Фантастическая повесть. Изображение быта в повести. Лексическая работа: смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка - реальность | Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения, выразительное чтение по ролям. | |||
17. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Художественные средства. Юмор. | нетрадиц. с применением ИКТ видеофильм | Художественные средства в повести. Юмор. Волшебные и фольклорные основы повести. Лексическая работа: смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка – реальность. | Компьютер, Портретная галерея. | Текущий: инсценировка, чтение наизусть. | |||
18. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Специфика жанра. Образы героев. М.М. Пришвин и Ярославский край. | нетрадиц. урок-экскурсия с применением ИКТ (виртуальная экскурсия) | Слово о писателе. Специфика сказки-были. Образы героев. Понятие краеведения. Лексическая работа: смысл слов и понятий: родина, родня, отчизна, любовь к ближнему, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание, милосердие, страдание, сострадание, сочувствие. | Компьютер, Портретная галерея. Толковый, орфографический словари. | Текущий: пересказ любимых эпизодов. | |||
19. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная проблематика. М.М. Пришвин и Ярославский край. Прототипы героев произведений М.М. Пришвина. | традиц. комбин. с применением ИКТ видеозапись встречи с прототипами героев сказки-были | Сказочные элементы в произведении. Нравственная проблематика. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость, патриот, гражданин. | Компьютер. Портретная галерея. Иллюстрации. Учебник литературы. | Текущий: пересказ любимых эпизодов, выразительное чтение эпизода. Творческая работа: викторина, кроссворд по произведению. | |||
20. | Р.р.№2 Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина. «Кто прав: Настя или Митраша?» | Р.р. | Обучение сочинению-рассуждению: структура, умение выбрать цитату. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость: составление рядов однокоренных слов. | Учебник литературы. Толковый, орфографический словари. | Текущий: письменная работа. | |||
21. | В.М. Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». Специфика жанра. | традиц. комбин. | Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность. Лексическая работа: Смысл жизни. Счастье. Быть полезным и нужным. Служить людям «Моя хата с краю…». | Портретная галерея. Иллюстрации. Учебник литературы. | Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя. | |||
22. | Внеклассное чтение №2 В. Гауф. Сказка «Холодное сердце». | Вн.чт. с применением ИКТ | Конкурс «Знатоки сказки Гауф» (по принципу «вертушки»). Лексическая работа: добро-зло; смысл жизни; счастье; быть полезным и нужным. | Компьютер, Портретная галерея. Иллюстрации. Учебник литературы. | Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя; творческое задание; индивидуальное задание. Тематический: тесты в двух вариантах «Авторская сказка». | |||
Легенда 6+1Вн.чт. Дать определение легенды; познакомить с разными видами: историческая, философская, бытовая легенда. Развивать интерес к прошлому страны, к истокам литературы. Воспитывать нравственные качества. | ||||||||
23. | А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». Специфика легенды. Отличие от сказки. Добро и зло в человеке и в мире. | традиц. комбин. | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Стихотворение «Анчар». Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: смысл слов: анчар, добро – зло, власть, раболепие. | Портретная галерея. Иллюстрации. Учебник литературы. Толковый, словарь. Энциклопедия «Тайны живой природы» - М.: «РОСМЭН», 2000 г. – на с.38 (сведения об анчаре). | Текущий: выразительное чтение стихотворения; чтение наизусть, ответ на вопрос учителя; индивидуальное задание; выполнение задания по словарю. | |||
24. | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописная основа произведения. | традиц. комбинир. | Летописная основа произведения. Лексическая работа: значение слов-понятий: летопись, рок, судьба, вещий, кудесник. | Учебник литературы. Толковый, словарь. Иллюстрации. | Текущий: выразительное чтение стихотворения; ответ на вопрос учителя; индивидуальное задание (вопрос Ж, стр.229); выполнение задания по словарю | |||
25. | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Вымысел и реальность. Человек и судьба. | нетрадиц. с применением ИКТ | Легендарное и художественное. Человек и судьба. Поэтический мир произведения. Викторина «Знаток устаревших слов» Лексическая работа: рок, судьба, вещий, кудесник, волхвы, отроки, внемлет, презреть | Компьютер, диск «КиМ» Аудиозапись. | Текущий: чтение по ролям, чтение наизусть, ответ на вопрос учителя; работа с иллюстрациями (вопрос Д, стр. 234). | |||
26. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Проблема жизненного выбора. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: значение слов-понятий: жизненный выбор. | Портрет писателя. Учебник литературы. Иллюстрации к произведению. | Текущий: выразительное чтение стихотворения; ответ на вопрос учителя. Творческая работа: рисунки и поделки к стихотворению. | |||
27. | «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей»). | традиц. комбинир. | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. «Основание Киева» из сказаний о князьях Олеге, Игоре и княгине Ольге. Лексическая работа: Мудрость, Честность. Междоусобица, Вражда, Ненависть. | Сборник «Повесть временных лет». Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: чтение с комментариями учителя; ответ на вопрос учителя. | |||
28. | «Повесть временных лет» («Создание славянской азбуки»). | традиц. комбинир. | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. Основы создания азбуки, авторы славянской азбуки. Лексическая работа: мудрость, искусный философ. | Сборник «Повесть временных лет». Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: чтение с комментариями учителя; ответ на вопрос учителя. | |||
29. | Внеклассное чтение №3. «Легенда о Томасе Лермонте». | Вн.чт. | Текущий: чтение басен. | |||||
Басня. 2ч.+1Вн.чт. Обобщить сведения по теме «Басня». Дать сведения о других баснописцах. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и развитию творческих способностей учащихся. | ||||||||
30. | Басня. Специфика жанра. И.А.Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Слон и Моська». | нетрадиц. с применением ИКТ | Слово о писателе. Басни, особенности жанра. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. Лексическая работа: лесть, подхалимство, наивность, глупость, невежда, неблагодарность, отсутствие авторитетов, бесшабашность. Анализ слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Компьютер, диск КиМ (презентация, мультфильм). | Текущий: чтение наизусть (по выбору учащихся); ответ на вопрос учителя; чтение по ролям; инсценировка. | |||
31. | И.А.Крылов. «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак» | традиц. | И.А.Крылов. Басни «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська». Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. Лексическая работа: навязчивость, угодливость, дружба, несогласие, непонимание | Сборники басен. Иллюстрации к произведениям. Толковый словарь. | Текущий: чтение наизусть (по выбору учащихся); ответ на вопрос учителя; чтение по ролям; инсценировка творческая работа: рисунки, поделки «Герои басен». | |||
32. | Внеклассное чтение №4.Эзоп, Жан де Лафонтен | Вн.чт. с применением ИКТ | Представители басенного жанра. Обсуждение «похожих» басен. Лексическая работа: лесть, подхалимство, наивность, глупость, невежда, навязчивость, неблагодарность, отсутствие авторитетов, бесшабашность, угодливость, дружба, несогласие, непонимание. | Учебник литературы. Компьютер. Диск КиМ. Портреты баснописцев. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; чтение по ролям; индивидуальное задание: рассказ о баснописцах; устная работа: сравнение басен Крылова, Эзопа и Лафонтена. | |||
Лирическое стихотворение. 11+1Р.р.+1Вн.чт. Дать понятие лирического произведения, стихотворения, лирического героя. Узнать новых поэтов-лириков и их стихи, приёмы создания художественных образов. Развивать эстетическое чутьё, умение увидеть прекрасное в обыденном. Воспитывать доброе отношение к окружающему, уважение к культурному наследию, прежде всего, родного края. | ||||||||
33. | А.С.Пушкин «Няне», «И.И.Пущину» | традиц. комбинир | Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: Озарение души. Сокровенные чувства: любовь, дружба, душевная близость, признательность. | Учебник литературы. Иллюстрации к стихотворениям. | Текущий: ответ на вопрос учителя; чтение наизусть; индивидуальное задание. | |||
34. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром. | нетрадиц. (виртуальная экскурсия «По лермонтовским местам») | Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: Судьба, одиночество, отчаяние, трагизм. | Компьютер, диск. Презентация. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; исследовательская работа в группах: изобразительно-выразительные средства стихотворения. | |||
35. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва». Стремление человека к гармонии с миром. | традиц. комбинир. | Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: душевные невзгоды, надежда, вера, исцеление. | Учебник литературы. Аудиозапись. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение. | |||
36. | А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…». Лирические переживания человеком мира | традиц. комбинир. | Слово о поэте. Стихотворения Фета. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Лексическая работа: семейный покой, счастье, покой. | Портрет поэта. Учебник литературы. Аудиозапись. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть. | |||
37. | А.А.Фет. Стихотворения «Мотылёк Мальчику». Лирические переживания человеком мира | традиц. комбинир. | Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Лексическая работа: семейный покой, счастье, покой. | Учебник литературы. Аудиозапись. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение. | |||
38. | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы. Человек и природа. | нетрадиц. с применением ИКТ | Слово о поэте. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: Пробуждение. Обновление. Вера в лучшее. | Компьютер, диск КиМ. Презентация о поэте. Аудиозапись. Иллюстрации. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; чтение наизусть. | |||
39. | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы. Человек и природа. | традиц. комбинир. | Слово о поэте. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: Восприятие человеком природы. Природный храм. | Аудиозапись. Иллюстрации. Учебник литературы. | Тематический: мини-тесты в формате ЕГЭ в шести вариантах. | |||
40. | Н.А.Некрасов. Некрасов и Ярославский край. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике. | нетрадиц. с применением ИКТ виртуальная экскурсия | Слово о писателе. Поэт-земляк. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: крепостничество, крепостные, воля, свобода, уважение к человеку, труду. | Компьютер, диск КиМ. Презентация о поэте. Портреты поэта. Учебник литературы. Аудиозапись. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; индивидуальное задание. | |||
41. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения. | традиц. комбинир. | Стихотворение «Крестьянские дети». Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: крепостничество, крепостные, воля, свобода, уважение к человеку, труду. | Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть. | |||
42. | И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Композиция. Образ природы. | традиц. комбинир. | Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: патриот, чувство родины. | Портрет поэта. Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть. | |||
43. | С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза». Образ природы. | нетрадиц. с применением ИКТ виртуальная экскурсия | Слово о писателе. Стихотворение «Берёза». Образ природы. Поэтический мир стихотворения Лексическая работа: самобытность, любовь к природе, родине. | Компьютер, диск КиМ. Презентация о поэте. Портреты поэта. Учебник литературы. Аудиозапись. Иллюстрации | Текущий: ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть; индивидуальное задание. | |||
44. | Р.р.№3 Обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся) | Р.р. | Структура подобного сочинения, отличие от сочинения по рассказу; выбор стихотворения и поэта; самостоятельная работа. Лексическая работа: самобытность, любовь к природе, родине, патриот, чувство родины, уважение к человеку, труду, восприятие человеком природы, пробуждение, обновление, вера в лучшее, душевные невзгоды, надежда, вера, исцеление, семейный покой, счастье. | Учебник литературы. Иллюстрации. Памятки. Карточки с заданиями. | Текущий: письменная работа. | |||
45. | Внеклассное чтение: Г.Гейне. «На севере диком…». | традиц. комбинир. | Разные варианты перевода стихотворения «На севере диком». Особенности поэтического восприятия Лексическая работа: трагическое, уродливое, истина, невозможность воплощения мечты. | Портрет поэта. Сборники стихов. | Работа в парах: сравнительная характеристика стихотворений; ответ на вопрос учителя; выразительное чтение. | |||
Роман, повесть, рассказ. 17 часов+3Р+1Вн. Дать представление о различных эпических жанрах. Раскрыть понятие «образ героя». Развивать умение работать с большими текстами. Способствовать воспитанию доброго, порядочного, честного, готового прийти на помощь, любящего себя и близких человека. | ||||||||
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II,V, X). Лексическая работа: настойчивость, нарушение сыновьего долга, наказание, стыд, раскаяние, «Виновник собственных несчастий», отчаяние, смекалка, находчивость. | Портрет поэта. Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; чтение по ролям. | ||||
47. | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVI, XXVII). Воля и труд. | традиц. комбинир. | Роман «Робинзон Крузо». Воля и труд (главы XXVI, XXVII). Лексическая работа: смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд. | Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; чтение по ролям; пересказ понравившихся эпизодов; ролевая игра. | |||
48. | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVIII, XXX). Воля и труд. | традиц. комбинир. | Роман «Робинзон Крузо». Воля и труд. Способы выживания человека в экстремальных условиях (главы XXVIII, XXX). Лексическая работа: смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд, желание жить. | Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; чтение по ролям; творческая работа: рисунки, поделки; составление кроссворда «Робинзон Крузо и Пятница» или викторины «Внимательный ли ты читатель?» | |||
49. | Р.р.№4. Обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?» | Р.р. | Совместное обсуждение вопроса, составление плана, подбор рабочих материалов, цитат; самостоятельная работа. Лексическая работа: смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд, желание жить | Учебник литературы. Памятки. | Текущий: письменная работа. | |||
50. | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика. Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные, сильные мужчины и надёжные, искренние женщины. | Портрет поэта. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выполнение задания по словарю; пересказ. | |||
51. | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». Проблема испытания и преодоления. | традиц. комбинир. | Повесть «Зелёная лампа». Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика. Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные. | Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; выполнение задания по словарю; пересказ. | |||
52. | Р.р.№5. Обучающее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?» | Р.р. | Обсуждение в группах, аргументация тезиса; самостоятельная работа. Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные. | Текущий: письменная работа. | ||||
53. | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя. Лексическая работа. | Портрет писателя. Учебник литературы. Толковый словарь. | Текущий: ответ на вопрос учителя. | |||
54. | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации. | традиц. комбинир. | Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Проблема испытания силы духа. Образ главного героя. Лексическая работа. | Учебник литературы. Толковый словарь. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов. | |||
55. | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. | нетрадиц. с применением ИКТ, виртуальная экскурсия | Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев. Лексическая работа. | Компьютер Презентация о писателе. Портрет писателя Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов. | |||
56. | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Лексическая работа. | Учебник литературы. Иллюстрации. | Текущий: ответ на вопрос учителя; составление плана рассказа; чтение по ролям. | |||
57. | Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Внутренний мир человека. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. Лексическая работа. | Портрет писателя. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ; выборочное чтение. | |||
58. | Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Человек и природа. Характер главного героя. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя. Лексическая работа. | Портрет писателя. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов; выборочное чтение. | |||
59. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. | нетрадиц. с применением ИКТ, виртуальная экскурсия | Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя. Лексическая работа. | Компьютер, диск. Портрет писателя. Презентация. Фрагменты фильма. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов. | |||
60. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя. | нетрадиц. ролевая игра«Наши открытия» | Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Природа – наш друг или враг? Лексическая работа. | Карточки с заданиями Учебник литературы | Текущий: работа в группах; ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов | |||
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя. | традиц. комбинир. | Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя. | Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов; изготовление поделок, рисунков; составление викторин и кроссвордов. | ||||
62. | Р.р.№6. Обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.Астафьева» | Р.р. | Обдумывание темы, составление плана, подбор цитат, обучение цитированию, написание сочинения. | Кластер «Васютка». Таблицы для записи материалов к сочинению. | Текущий: письменная работа. | |||
63. | О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». Необычная ситуация. Комическое. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое. | Портрет писателя. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов; выразительное чтение; чтение по ролям. | |||
64. | М.М.Зощенко. Рассказ из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое. | традиц. комбинир. | Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка». | Портрет писателя. Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов; выразительное чтение; выборочное чтение. | |||
65. | М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Галоши и мороженое», «Золотые слова». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое. | традиц. комбинир. | Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Золотые слова», «Галоши и мороженое». | Учебник литературы. | Текущий: ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов; выразительное чтение; выборочное чтение. | |||
66. | Внеклассное чтение №6 «Мы помним» | Вн.чт. с применением ИКТ урок-концерт | Произведения о Великой Отечественной войне. | Компьютер, диск. Иллюстрации. Магнитофон. Аудиозаписи стихов и песен. Фрагменты фильмов. | Текущий: Чтение наизусть стихов и прозы; Инсценирование; Развёрнутые высказывания-рассуждения | |||
Обобщение изученного. 2 часа Обобщить знания, полученные в 5 классе. | ||||||||
67. | Контрольная работа | традиц. | Ответы на вопросы и выполнение заданий. | Вопросы на листах. | Итоговый: письменная работа. | |||
68. | Вн.чт №7 Читательская конференция (с приглашением родителей, классного руководителя). | Вн.чт. с применением ИКТ | Итоги изучения литературы в 5 классе. Обсуждение вопросов. Ответы на вопросы анкеты. | Презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 5 классе. Рисунки и поделки учащихся. Тематические портфолио, творческие работы, сочинения. Выставка книг. Иллюстрации учебника. | Текущий: ответ на вопрос учителя; отзыв о любимых произведениях; выразительное и выборочное чтение, пересказ любимых эпизодов; «защита» творческих работ. | |||
Эту часть необходимо приложить справа к предыдущей, получится развернутая схема плана
№п/п | Тема урока | Повторение | Теория литературы | Словарная работа | Работа по развитию речи | Домашнее задание |
1. | Литература как искусство слова. Реальность и вымысел. | Учебный предмет «Чтение». Жа |