Э.Т.А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» (1 час)
Краткая биография писателя. Обратить внимание на разностороннюю одаренность Гофмана.
Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Обучение сопоставительному анализу эпизодов: Вставной элемент структуры сказки – «Сказка о твердом орехе». Сравнить со сказкой о Лутонюшке из «Двух кленов»: кто и зачем рассказывает (сюжетная мотивировка), на каком этапе произведения рассказаны, роль сказок в произведениях.
Задание Г (стр. 133) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы.
Примерные вопросы для сопоставления | Мари (примеры из текста) | Фриц (примеры из текста) |
Возраст героев | ||
Портрет героев | ||
Черты характера | ||
Отношение к окружающим | ||
Что ценит в жизни больше всего | ||
Мое отношение к герою |
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» (3 часа)
Краткая биография Гоголя.
Задачи: В этом произведении сказочного вымысла меньше по сравнению с предшествующими произведениями раздела, на это следует обратить внимание учащихся. При изучении повести основное внимание следует сосредоточить на соотношении в ней фантастического и реального. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать противопоставление Диканька – Петербург. Сделать итоговое обобщение, что описано реалистично, что – фантастично. Можно затронуть вопрос нравственной проблематики: героиня бросает вызов герою[7]. Другие аспекты проблематики повести на данной этапе обучения не следует затрагивать.
Методика: Обучение сопоставительному анализу эпизодов: эпизод Оксана перед зеркалом сравнить с эпизодом мачеха перед зеркалом в «Сказке о мертвой царевне». Сходство и различие героинь. Роль этих эпизодов в каждой сказке: в «Сказке о мертвой царевне».
Задание В.1. (стр. 175). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования важнейшего для речевой деятельности человека – умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста. Это задание можно дополнить творческим заданием сделать рисованный фильм по повести, проиллюстрировав основные эпизоды.
Сказка представляет сложность для учащихся с точки зрения лексики. На снятие этих проблем направлены задания рабочей тетради.
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» (2 часа)
Краткая биография Пришвина. Специфика его творчества.
Задачи: Это произведение – самое «реалистическое» в разделе. На его примере удобно показать соотношение реального и вымышленного. Реальное в произведении (реальное время – после войны, реальные герои – дети-сироты, реальное место – деревня). Сказочные элементы в произведении (путешествие в таинственное место – таинственная палестинка, герои-помощники – собака Травка, враг – волк Серый помещик).
Сопоставление образов главных героев (сходства и различия в характерах). Роль природы в произведении. Особое внимание обратить на эпизод сосны и ели, росших у большого плоского камня, составить с образами брата и сестры, их ссорой у того самого камня (часть IV). Роль природных пейзажей в передаче настроения героев. Животные и птицы, встречающиеся героям на пути. Вывод о единстве человека и природы для Пришвина. Подтвердить высказыванием Пришвина: «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Методика: В качестве творческого задания можно предложить учащимся сделать рисованный фильм по произведению, проиллюстрировав основные эпизоды.
Здание А (стр. 175). Выполнение задания перед текстом о М.М. Пришвине можно организовать как подготовку индивидуальных сообщений о писателях. Выступления учащихся могут сопровождаться демонстрацией компьютерных презентаций.
После изучения произведения целесообразно провести обощение, еще раз проговорив «убывание» вымысла.