Обобщающее повторение по сказке.
- Вот и подошло к концу наше знакомство с Маленьким принцем. Кто-то будет рад этому расставанию, кто-то огорчен разлукой с ним, но думаю, что образ необычного, наивного и доброго Маленького принца останется с нами навсегда.
- Расскажите о герое сказки А.Экзюпери.
- Чему можно поучиться каждому из нас у этого странного мальчика?
- Перечислите философские высказывания Маленького принца, поясните их несколькими фразами.
3)Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
4)Мы в ответе за тех, кого приручили.
5)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной.
6)Себя судить трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
7)Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
8)Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
9)У каждого человека свои звезды.
- Надеюсь, что многие из этих высказываний дойдут и до ваших сердец и станут вашими правилами в жизни.
- Предлагаю вам поразмышлять над последним высказыванием «У каждого человека свои звезды»в письменной форме.
Подготовка к сочинению - анализу эпизода.
(Учебник литературы 6 класс Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной 2 часть с.187-188 от слов «Но он сказал: сегодня ночью ….» до слов «Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов».
- Прочитайте внимательно эпизод сказки.
- О чём беседуют герои? (о звездах, их роли в жизни человека, о смехе).
- Почему так важно было поговорить рассказчику о звёздах? Почему человек так часто поднимает свой взор к небу? Что он хочет там увидеть? Какие вопросы задаёт? (Человек всегда стремится к чему-то неизвестному, стремится в небо, хочет летать и жить свободно, как птица. Так было всегда.)
- Как по-взрослому мальчик говорит о звездах в жизни людей, прочитайте, поясните.
- Соотнесите высказывание героя с темой сочинения.
- Какое значение будет иметь слово «звезда» в жизни рассказчика после слов Маленького принца?
- В какой момент развития сюжета происходит разговор между героями? Как относится Маленький принц к своему скорому исчезновению? С каким настроением произносит он свои реплики, почему? (И с грустью, и с болью, но не показывает этого, старается говорить только весёлое, ни на минуту не показывая своего страдания).
- Какое значение имеет этот эпизод в содержании всей сказки? (Это последний диалог героев, еще можно убедить Маленького принца остаться на этой планете, но автор обманывается его внешним видом, настроением).
- А что вы видите, когда смотрите на звезды?
Написание сочинения.
- Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному эпизоду «У каждого человека свои звезды».При написании сочинения придерживайтесь композиции рассуждения:
- тезис;
- доказательство;
- вывод.
- Тезис – это либо многозначное утверждение, либо яркий вопрос, требующий неоднозначного ответа. В данном сочинении тезисом является утверждение Маленького принца «У каждого человека свои звезды».Вы можете начать свое сочинение с вопроса: «Почему маленький принц утверждает, что у каждого человека свои звезды?».
- Во второй части сочинения приведите доказательства утверждения героя или дайте доказательные ответы на вопрос, заявленный в тезисе. В ходе приведения доказательств свои слова подтверждайте цитатами из текста сказки. Например, вы утверждаете, что звезды – это объект исследования для ученых. Подтвердите это высказывание слова из текста: Маленький принц не по-детски рассуждает о значении звезд в жизни человека: «Для ученых – как задача, которую надо решить…».
- Вывод вашего сочинения должен содержать информацию о роли данного эпизода, высказывания во всем произведении, о вашем отношении к анализируемому высказыванию.
Итог урока.
Система уроков внеклассного чтения в 6 классе
Название раздела | Произведение | Количество часов |
Классические образцы поэзии и прозы | Л.Н.Толстой «Юность» (гл.XLV) «Я проваливаюсь» | |
О чём и о ком рассказывает литературное произведение | Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня» | |
Тема литературного произведения | А.Тукай «Пара лошадей», «Совет» | |
Литература: мир вопросов и ответов | В.Гюго. Стихотворение «Впустите всех детей…» (пер.А.А.Ахматовой) | |
Как человек относится к людям и ко всему живому | И.С.Тургенев «Муму» | |
Отражение социальных проблем в литературе | «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) |