Урок 2. «Поэтический мир стихотворения»
Ход урока
До начала урока учащиеся оформляют доску: выписывают трудные слова (д/з).
Этап 1– ритмическое чтение стихотворения учителем.
Задача: ввести в мир образов - до анализа стихотворения показать образы пустыни, анчара, владыки, раба.
1 часть: тембр голоса тяжкий, тягучий, аллитерация озвучивается (образ пустыни, анчара).
2 часть: темп ускоряется, тембр голоса властный (владыка) тихий, трагичный, торжественный (раб).
Перед чтением можно учащимся дать задание, например: посчитать количество образов, данных Пушкиным в стихотворении.
Этап 2 - Пошаговое комментирование стихотворения.
Задача: разъяснить значение непонятных слов, осмыслить прочитанное через работу с поэтическим словом.
Трудные слова предлагают дети и учитель.
Образ пустыни:
«чахлой» - вялой, увядшей, болезненной;
«скупой» - бедной;
«раскаленной» - докрасна;
«жаждущих»- желать в высшей степени.
Образ Анчара:
с 7-8 строки, 3 четверостишие напоминает описание яблочка, напитанного ядом, из сказки того же А.С.Пушкина (можно сравнить), но образ Анчара более сильный. Записываем противоположные по значению «жизнь» и «смерть» слова:
породила - день гнева,
зелень – мертвую,
напоила – ядом,
каплет – яд.
Образ «дерево смерти»:
«тлетворный – тлен (гниение, смерть) творит,
нелетит, нейдет (смерть несет),
«горючий» - от горе, горевать.
НО –противопоставление ( д/з «Б»(3)-деление на две части) образ пустыни, Анчара, мир природы и мир человека:
«Властным»,
«послушно потек», потек, а не пошел,
«пошел» предполагает волю человека,
«потек» - течет как река, безвольно, куда ей задано - образ раба, «послушно» усиливает этот образ,
«смертную», «хладными»,
«ПринесИ ослабел Илег….И умер…»- сравнить с вариантом чтения без И: Ирастягивает действие, отсутствие запятых сливает воедино – медленно, мучительно умирает раб
«бедный раб …непобедимого владыки» (владеет или хочет завладеть),
«послушливые» - гадливые, мерзкие, им нравится убивать, угождать хозяину и сеять смерть.
Сравнить с «послушно» (это проявление слабости или силы, послушание - это добродетель, противоположная своеволию).
Последнее четверостишие…
- Зачем «гибель разослал»?
Хочет владеть большим, боится потерять власть, а вместе с ней, вероятно, славу, богатство.
Можно ли назвать владыку «непобедимым», если он боится? (нет)
Почему у Пушкина владыка «непобедимый»?
(непобедимым себя считает и хочет видеть сам владыка, на самом деле, он трус, мужество проявляет «бедный» раб).
Вернемся к началу 2 части «…но человека человек»:
- Почему не владыка раба…?
(это было бы в порядке вещей, а вот человек посылает за смертью и на смерть такого же человека - в этом весь ужас, все зло).
Этап3 – Итоги комментирования, анализ.
Задача: выяснить, насколько понят материал стихотворения, какое впечатление произвела легенда; подвести итоги – какие могут быть пути решения проблемы зла в жизни человека.
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы».
- А что будет дальше? (соседи нанесут ответный удар). Таким образом, слово круговорот приобретает другой смысл – «бумеранг»- зло возвращается к тому, кто его послал. («Взявший меч от меча погибнет» Евангелие).
В результате комментированного чтения попутно выполнялись задания «В» (1,2), «Б» (2) выполнялось дома, комментировалось на уроке.
В качестве контрольного вопроса можно предложить творческое задание «Б»(1): подчеркни все прилагательные, которые встречаются в первых 5 строфах. Какая картина создается с их помощью? Какие чувства, какое настроение она вызывает?
Петрова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Каменниковская сош Рыбинский район
Урок по стихотворению А.С.Пушкина «Анчар» Откуда берётся зло?
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Литературоведческая страничка.
- В течение урока будем заполнять пустограф, в результате чего у нас создастся небольшой справочник по изучению легенды А.С.Пушкина «Анчар».
- Открытие первое: «Анчар» - это не просто стихотворение, это – легенда. Дома вы знакомились со статьёй учебника на с.214 и отмечали готовили ответы на вопросы. Проверяем выполнение домашнего задания и заполняем пустограф.
Литературная страничка.
- Подумаем над названием стихотворения «Анчар»: что это может быть?
- Второе открытие: из выступления ученицы узнаем о дереве анчар (индивидуальное домашнее задание; рассказ с выразительным чтением цитат):
В журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1786 году появилась переведённая с английского языка заметка голландского врача Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии». Фурш писал: «Он окружён со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно также никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. (…). За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. (…). Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падёт на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева».
Заметки о ядовитом дереве появлялись и позднее в различных газетах и журналах. Сведения о нём поэтически перерабатывали некоторые зарубежные писатели. А в 1828 году к этому сюжету обратился и А.С.Пушкин.
Беседа. Работа с учебником:
Почему Пушкин написал стихотворение именно в 1828 году? (ответ на с.215: первый абзац статьи учебника).
Из сообщения вы поняли, что дерево анчар существует. Что это за дерево? Опишите его.
А теперь посмотрите на изображение анчара и послушайте внимательно само стихотворение (диск Кирилла и Мефодия «Уроки литературы 9 класс», читает артист).
Понравилось? Что? Каким настроением проникнуто стихотворение? Кто герои?
Работа в парах. Задание: выписать в таблицу слова, характеризующие пустыню, первого человека и второго. Заполнить пустограф, работая со словарями.
Пустыня | Анчар | Первый человек | Второй человек |
Чахлая Скупая Зной Раскалённая почва Жаждущие степи | Грозный часовой Стоит, как грозный часовой Один во всей вселенной Мёртвая ядовитая зелень Ядовитые корни Вечером ядовитая смола на коре | Властный взгляд Непобедимый владыка Князь Послушливые стрелы Гибель разослал к соседям | Послушно потёк Бледное чело Ослабел, лёг и умер у ног владыки Бедный раб |
Где происходит действие? Какая это пустыня? Какое ощущение вызывает?
Это дерево природа породила в день гнева. Как понимаете? Какое зло несёт анчар? Это начало зла. Чтение детьми описание анчара, подчёркиваем ключевые слова.
Охарактеризуйте первого человека, каким вы его себе представили? Кто такой владыка? Докажите, что он владыка. Как показано бесчеловечие княжеской власти? Почему князю не понадобилось ни единого слова, чтобы послать раба на верную смерть? В четырёх последних строфах есть два однокоренных слова, найдите их. Что это, поэт не может подобрать другие слова? (усиление: всё послушно и подвластно владыке). Как понимаете последнюю строчку: «К соседям в чуждые пределы» (с соседями не хочет жить дружно, в согласии, они ему чужие, он хочет быть единым властителем, значит, другим – несвобода, зависимость).
Как вы себе представили раба? Зачем владыка послал раба за ядом? Как ведёт себя раб? Что значит потек? Как он потек? Почему? Автор называет раба бедным – это жалость или что-то другое? Что почувствовали? (да, жалость, но и негодование!). Раб – свободен? Что для вас есть свобода?
Чем заканчивается история? А её продолжение может быть? (возможно, зло, а значит и владыка, будут наказаны).
Чтение четырёх последних строф, отработка навыка выразительного чтения.
Здоровьесберегающие технологии на уроке литературы. Физкультминутка: изобразите, как сидел владыка (голова прямо, плечи расправлены), как он встал и указал рукой рабу. Теперь изобразим раба: как он стоит, как он «потек» в путь (голова опущена, плечи сведены, руки висят, ноги еле переставляет). А теперь покажите гордого человека, пройдитесь. (Все эти движения-изменения сопровождаются комментариями и вопросами: почему так? То есть разговор продолжается, но в другом «формате»).
Философская страничка.
Как построено стихотворение? (две части: описание пустыни и дерева, рассказ о людях).
Почему описание пустыни и дерева занимают пять строф-четверостиший, а повествование – четыре, т.е. меньше?
Каким словом соединяются две части? Почему такой союз употребляет поэт? (в природе ещё понятно, а как может человек так хладнокровно убивать себе подобных?!).
Почему Пушкин не называет людей сразу владыка и раб, а пишет «человека человек…»? Приведите примеры из вашей жизни, как одно зло порождает другое.
Проследим цепочку зла: природа породила дерево в день гнева (и оно не может быть добрым, хорошим) – человеку нужна власть (зло!), он отправляет другого человека за ядом, на верную гибель (зло!), тот не сопротивляется (тоже зло!) – человек воспользовался этим ядом и разослал ядовитые стрелы соседям (зло!) – люди погибнут – но зло к нему вернётся (закон бумеранга).
Вернёмся к началу нашего разговора. «Анчар» - это легенда. Вспомните, почему мы относим его к этому жанру. А если мы поднимаем проблемы, связанные с рассуждением об устройстве мира, о зле и добре, жизни и смерти, власти, свободе-несвободе, то, как можно назвать вид легенды (философской).
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение легенды, пользуясь памяткой в конце учебника на с.238;
индивидуальное задание (по желанию учащихся): рисунки или письменное рассуждение «Откуда берётся зло?
индивидуальное задание (по желанию учащихся): с.217 задание Ж.