Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
Деркунская Вера Александровна -к.пед.н.,
доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Методы совместной деятельности(младший дошкольный возраст):
• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• Организация сюжетных игр;
• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ.
К определению метода:
• Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
• Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Принципы организации игр-экспериментирований:
• учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
• доступности содержания игр;
• сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
• ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
• адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
• постепенного усложнения игр;
• цикличной организации игр.
Примеры игр-экспериментирований:
«Мокрые рукава и полотенце»
Цель: показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материал: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание: Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.
-Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым).
Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках.
«А варежки последние» Цель: закрепить последовательность вещей в ходе одевания, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.
Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.
Описание: Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это неудобно, поэтому мы их надеваем последними при одевании. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную и холодную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников:
• Основные действия – отгадывание и поиск.
• Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
• Использование простейших загадок
Работа с загадками для младших дошкольников:
• На столе раскладывается несколько предметов разного цвета, формы, величины. Например, красная записная книжка, синяя тетрадь, зеленый мяч, красная бусинка, зеленый кубик, синий карандаш.
• Воспитатель: Я буду загадывать одну из этих вещей, а ты отгадывать и говорить, что я загадала. Пожалуйста, слушай: это зеленое, круглое, большое. Что это? Или: это прямоугольное, красное, большое…
Загадки с подсказкой ответа
Он зеленый, полосатый,
Как воздушный шар, пузатый,
А разрезали, смотри:
Мякоть красная внутри.
До чего хорош на вкус!
Называется…
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят…
Он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат, тоже просится в салат.
Догадался (ась)? Молодец!
Ну, конечно, …
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.Ну конечно, я - …
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?Потому что…
Игры с моделированием
• Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
• Например, чтение сказки: замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. • Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество.
Литература и игра (чтение)
Больная корова
Все утро сегодня чихала корова –
Она простудилась, она нездорова.
Давайте корову уложим в кровать.
Давайте скорее дадим ей микстуру,
Измерим термометром температуру –
И будет корова здорова опять.
К определению метода
Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.
Примеры игр-этюдов
Игра-этюд «Я сама!»
• Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится.
• Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)
- Пойдем, будем умываться…
- Я сама! Я сама! (Умывается.)
- Ну идем, хоть причешу я.
- Я сама! Я сама! (Причесывается.)
- Ну давай, хоть накормлю я.
- Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)
• Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?
Ядро проблемной ситуации
Проблемные вопросы, которые могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности осуществляемого действия, развитию сообразительности у детей.
Ситуационные задачи
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Логика ситуационной задачи:
Ознакомление – Понимание –Применение – Анализ – Синтез – Оценка
Ядром задачи становится проблемный вопрос
Типы ситуационных задач
- построение задач на основе программного содержания по ОО;
- практико-ориентированные задачи, требующие экспериментирования и прикладных действий от дошкольников;
- из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице, в помещении, дома;
- на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.
Понимание
- объясни причины того, что…
- что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)…
- покажи связи, установи связи…
- что будет дальше, как ты думаешь…
- расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж…
- приведи пример того, что…
- составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестрички)…
- из взрослых ты остался один в садике, составь меню для маленьких детей (своего маленького братика, сестрички)…
- изобрази как это будет…
- смоделируй ситуацию…
- предложи способ, позволяющий…
- сравни и объясни разницу или общее…
- давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе…
- давай проведем эксперимент, подтверждающий что…
- объясни младшему брату или сестренке как себя вести, что делать в этой ситуации…
Анализ
- составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.
- разложи по группам, по ячейкам картинки…
- сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…
- найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке, и т.д.)…
- послушай, пожалуйста, один персонаж говорит так…, а второй по-другому, вот так…, чье мнение тебе правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…
Синтез
- предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.
- найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестнице, не толкаться и т.п.
- придумай игру, которая…
- покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если не лечить его, если не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой, спать днем, убирать игрушки…
- представь, что ты самый умный, самый-самый всезнайка, что ты скажешь по этому - поводу… (выскажи свое мнение).
Оценка
- какое из решений, предложенных ребятами, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья…
- что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься…
- проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе…
- как узнать накормлены ли рыбки, попугай…сыт ли ты сам…
- как узнать, правильно мы сделали или нет…
Метод проектов
Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
- Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Примерная тематика детских проектов
«Что внутри у человека?»,
«Азбука здоровья»,
«Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом»,
«Создаем меню для малышей»,
«Сладкая, но полезная»,
«Накорми меня правильно или Книга полезных советов»,
«Надо, надо умываться»,
«Что и как мы едим?»,
«Как увидеть красивые сны?»,
«Хочу быть спортсменом»,
«Энциклопедия спорта»,
«Наши друзья - витамины»,
«Чистота в нашей группе», «Жизнь живого»
Литературно-игровые формы
- Сочинение с детьми загадок.
- Стихотворные игры.
- Сочинение с детьми лимериков.
Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Структура лимерика
- Всегда состоит ровно из пяти строк.
- Первая строка представляет героя или героиню и заканчивается названием города или местечка, откуда тот родом (кто и откуда).
- Следующие строки рассказывают о каком-нибудь странном их поступке (что сделал).
- А последняя строчка повествует о реакции окружающих на этот поступок (что из этого вышло).
- В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
Примеры лимериков
Одна старушонка из Лоха
Себя развлекала неплохо:
Всё утро сидела
И в дудку дудела
На кустике чертополоха.
Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме.
Жила на горе старушонка,
Что учила плясать лягушонка.
Но на все "раз-и-два"
Отвечал он: "Ква-ква!"
Ох, и злилась же та старушонка!
Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки
И дохли селедки
И сыпалась пыль со стропил.
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
"До чего ж эта дама приятная!"
Пример стихотворной игры«Чужое слово»
игровой контекст: в стихотворении, которое я тебе сейчас прочту, одно слово - чужое. Оно убежало из другого стихотворения. Найди пожалуйста это слово и угадай, чье место оно заняло.
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома.
Это значит, началась
В городе осень.
Вопросы:
- Где чужое слово?
- Как ты догадался?
- А еще почему оно не подходит?
По лесу без дорожек
Колючий ходит дикобраз.
Из района Тропарево
Шла на северо-восток
Веселая корова
И во рту несла цветок.
Януш Корчак
"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
Деркунская Вера Александровна -к.пед.н.,
доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Методы совместной деятельности(младший дошкольный возраст):
• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• Организация сюжетных игр;
• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ.
К определению метода:
• Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
• Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Принципы организации игр-экспериментирований:
• учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
• доступности содержания игр;
• сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
• ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
• адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
• постепенного усложнения игр;
• цикличной организации игр.
Примеры игр-экспериментирований:
«Мокрые рукава и полотенце»
Цель: показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материал: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание: Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.
-Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым).
Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках.
«А варежки последние» Цель: закрепить последовательность вещей в ходе одевания, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.
Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.
Описание: Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это неудобно, поэтому мы их надеваем последними при одевании. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную и холодную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников:
• Основные действия – отгадывание и поиск.
• Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
• Использование простейших загадок
Работа с загадками для младших дошкольников:
• На столе раскладывается несколько предметов разного цвета, формы, величины. Например, красная записная книжка, синяя тетрадь, зеленый мяч, красная бусинка, зеленый кубик, синий карандаш.
• Воспитатель: Я буду загадывать одну из этих вещей, а ты отгадывать и говорить, что я загадала. Пожалуйста, слушай: это зеленое, круглое, большое. Что это? Или: это прямоугольное, красное, большое…
Загадки с подсказкой ответа
Он зеленый, полосатый,
Как воздушный шар, пузатый,
А разрезали, смотри:
Мякоть красная внутри.
До чего хорош на вкус!
Называется…
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят…
Он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат, тоже просится в салат.
Догадался (ась)? Молодец!
Ну, конечно, …
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.Ну конечно, я - …
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?Потому что…
Игры с моделированием
• Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
• Например, чтение сказки: замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. • Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество.
Литература и игра (чтение)
Больная корова
Все утро сегодня чихала корова –
Она простудилась, она нездорова.
Давайте корову уложим в кровать.
Давайте скорее дадим ей микстуру,
Измерим термометром температуру –
И будет корова здорова опять.