Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

Деркунская Вера Александровна -к.пед.н.,

доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

Методы совместной деятельности(младший дошкольный возраст):

• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

• Организация сюжетных игр;

• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ.

К определению метода:

• Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

• Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Принципы организации игр-экспериментирований:

• учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

• доступности содержания игр;

• сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

• ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

• адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

• постепенного усложнения игр;

• цикличной организации игр.

Примеры игр-экспериментирований:

«Мокрые рукава и полотенце»

Цель: показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

Материал: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.

Описание: Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.

-Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым).

Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках.

«А варежки последние» Цель: закрепить последовательность вещей в ходе одевания, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.

Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.

Описание: Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это неудобно, поэтому мы их надеваем последними при одевании. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную и холодную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников:

• Основные действия – отгадывание и поиск.

• Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

• Использование простейших загадок

Работа с загадками для младших дошкольников:

• На столе раскладывается несколько предметов разного цвета, формы, величины. Например, красная записная книжка, синяя тетрадь, зеленый мяч, красная бусинка, зеленый кубик, синий карандаш.

• Воспитатель: Я буду загадывать одну из этих вещей, а ты отгадывать и говорить, что я загадала. Пожалуйста, слушай: это зеленое, круглое, большое. Что это? Или: это прямоугольное, красное, большое…

Загадки с подсказкой ответа

Он зеленый, полосатый,

Как воздушный шар, пузатый,

А разрезали, смотри:

Мякоть красная внутри.

До чего хорош на вкус!

Называется…

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят…

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат, тоже просится в салат.

Догадался (ась)? Молодец!

Ну, конечно, …

Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.Ну конечно, я - …

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет.

Почему же? Почему же?Потому что…

Игры с моделированием

• Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

• Например, чтение сказки: замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. • Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество.

Литература и игра (чтение)

Больная корова

Все утро сегодня чихала корова –

Она простудилась, она нездорова.

Давайте корову уложим в кровать.

Давайте скорее дадим ей микстуру,

Измерим термометром температуру –

И будет корова здорова опять.

К определению метода

Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.

Примеры игр-этюдов

Игра-этюд «Я сама!»

• Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится.

• Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)

- Пойдем, будем умываться…

- Я сама! Я сама! (Умывается.)

- Ну идем, хоть причешу я.

- Я сама! Я сама! (Причесывается.)

- Ну давай, хоть накормлю я.

- Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)

• Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

Ядро проблемной ситуации

Проблемные вопросы, которые могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности осуществляемого действия, развитию сообразительности у детей.

Ситуационные задачи

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Логика ситуационной задачи:

Ознакомление – Понимание –Применение – Анализ – Синтез – Оценка

Ядром задачи становится проблемный вопрос

Типы ситуационных задач

- построение задач на основе программного содержания по ОО;

- практико-ориентированные задачи, требующие экспериментирования и прикладных действий от дошкольников;

- из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице, в помещении, дома;

- на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.

Понимание

- объясни причины того, что…

- что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)…

- покажи связи, установи связи…

- что будет дальше, как ты думаешь…

- расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж…

- приведи пример того, что…

- составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестрички)…

- из взрослых ты остался один в садике, составь меню для маленьких детей (своего маленького братика, сестрички)…

- изобрази как это будет…

- смоделируй ситуацию…

- предложи способ, позволяющий…

- сравни и объясни разницу или общее…

- давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе…

- давай проведем эксперимент, подтверждающий что…

- объясни младшему брату или сестренке как себя вести, что делать в этой ситуации…

Анализ

- составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.

- разложи по группам, по ячейкам картинки…

- сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…

- найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке, и т.д.)…

- послушай, пожалуйста, один персонаж говорит так…, а второй по-другому, вот так…, чье мнение тебе правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…

Синтез

- предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.

- найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестнице, не толкаться и т.п.

- придумай игру, которая…

- покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если не лечить его, если не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой, спать днем, убирать игрушки…

- представь, что ты самый умный, самый-самый всезнайка, что ты скажешь по этому - поводу… (выскажи свое мнение).

Оценка

- какое из решений, предложенных ребятами, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья…

- что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься…

- проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе…

- как узнать накормлены ли рыбки, попугай…сыт ли ты сам…

- как узнать, правильно мы сделали или нет…

Метод проектов

Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

- Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

- Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

- Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Примерная тематика детских проектов

«Что внутри у человека?»,

«Азбука здоровья»,

«Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом»,

«Создаем меню для малышей»,

«Сладкая, но полезная»,

«Накорми меня правильно или Книга полезных советов»,

«Надо, надо умываться»,

«Что и как мы едим?»,

«Как увидеть красивые сны?»,

«Хочу быть спортсменом»,

«Энциклопедия спорта»,

«Наши друзья - витамины»,

«Чистота в нашей группе», «Жизнь живого»

Литературно-игровые формы

- Сочинение с детьми загадок.

- Стихотворные игры.

- Сочинение с детьми лимериков.

Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

Структура лимерика

- Всегда состоит ровно из пяти строк.

- Первая строка представляет героя или героиню и заканчивается названием города или местечка, откуда тот родом (кто и откуда).

- Следующие строки рассказывают о каком-нибудь странном их поступке (что сделал).

- А последняя строчка повествует о реакции окружающих на этот поступок (что из этого вышло).

- В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимериков

Одна старушонка из Лоха

Себя развлекала неплохо:

Всё утро сидела

И в дудку дудела

На кустике чертополоха.

Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме.

Жила на горе старушонка,
Что учила плясать лягушонка.
Но на все "раз-и-два"
Отвечал он: "Ква-ква!"
Ох, и злилась же та старушонка!

Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки
И дохли селедки
И сыпалась пыль со стропил.

Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
"До чего ж эта дама приятная!"

Пример стихотворной игры«Чужое слово»

игровой контекст: в стихотворении, которое я тебе сейчас прочту, одно слово - чужое. Оно убежало из другого стихотворения. Найди пожалуйста это слово и угадай, чье место оно заняло.

Стала льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это значит, началась

В городе осень.

Вопросы:

- Где чужое слово?

- Как ты догадался?

- А еще почему оно не подходит?

По лесу без дорожек

Колючий ходит дикобраз.

Из района Тропарево

Шла на северо-восток

Веселая корова

И во рту несла цветок.

Януш Корчак

"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".

Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

Деркунская Вера Александровна -к.пед.н.,

доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

Методы совместной деятельности(младший дошкольный возраст):

• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

• Организация сюжетных игр;

• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ.

К определению метода:

• Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

• Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Принципы организации игр-экспериментирований:

• учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

• доступности содержания игр;

• сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

• ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

• адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

• постепенного усложнения игр;

• цикличной организации игр.

Примеры игр-экспериментирований:

«Мокрые рукава и полотенце»

Цель: показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

Материал: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.

Описание: Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.

-Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым).

Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках.

«А варежки последние» Цель: закрепить последовательность вещей в ходе одевания, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.

Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.

Описание: Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это неудобно, поэтому мы их надеваем последними при одевании. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную и холодную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников:

• Основные действия – отгадывание и поиск.

• Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

• Использование простейших загадок

Работа с загадками для младших дошкольников:

• На столе раскладывается несколько предметов разного цвета, формы, величины. Например, красная записная книжка, синяя тетрадь, зеленый мяч, красная бусинка, зеленый кубик, синий карандаш.

• Воспитатель: Я буду загадывать одну из этих вещей, а ты отгадывать и говорить, что я загадала. Пожалуйста, слушай: это зеленое, круглое, большое. Что это? Или: это прямоугольное, красное, большое…

Загадки с подсказкой ответа

Он зеленый, полосатый,

Как воздушный шар, пузатый,

А разрезали, смотри:

Мякоть красная внутри.

До чего хорош на вкус!

Называется…

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят…

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат, тоже просится в салат.

Догадался (ась)? Молодец!

Ну, конечно, …

Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.Ну конечно, я - …

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет.

Почему же? Почему же?Потому что…

Игры с моделированием

• Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

• Например, чтение сказки: замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. • Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество.

Литература и игра (чтение)

Больная корова

Все утро сегодня чихала корова –

Она простудилась, она нездорова.

Давайте корову уложим в кровать.

Давайте скорее дадим ей микстуру,

Измерим термометром температуру –

И будет корова здорова опять.

Наши рекомендации