Школьников при изучении произведений Н.С.Лескова
Духовность и нравственные идеалы русской классической литературы XIX века до сих пор восхищают читателей всего мира. И это не случайно, ибо «корни художественности, – как заметил великий отечественный мыслитель и литературный критик И. А. Ильин, – кроются в тех глубинах человеческой души, где проносятся «веянья Божьего присутствия». Феномен русской литературы заключается в постановке «вечных вопросов» бытия, ответ на которые пытались дать в своем творчестве почти все отечественные писатели.
В настоящее время современное общество обращается к поискам вечных истин, к истокам и родникам подлинной духовности, прежде всего, к духовной литературе.
Искусство слова формирует духовно-нравственную сферу личности.
Наши православные предки понимали под духовностью незримую связь человека с Богом, возможную потому, что человек имеет бессмертную душу.
"Высшая идея на земле лишь одна, а именно – идея о бессмертии души человеческой, – писал Ф.М. Достоевский, – ибо все остальные "высшие идеи" жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают"1.
Православные основы представлений о человеке и мире многообразно и устойчиво отражаются в русской литературе. И первое, о чем необходимо упомянуть, – воссоздание в ней духовной личности.
Николай Семёнович Лесков вошел в историю мировой литературы, как великий писатель, тонко и проникновенно показавший коренные черты русского человека, сумевший приоткрыть «тайну русской души». Как личность с крепким духовно нравственным стержнем он охватывал внутренний мир человека незамутнённым чистым взором. Это видение человеческой души есть особый дар Божий, и им владел в совершенстве Николай Семёнович Лесков.
Проза Н.С. Лескова – одно из ярких явлений в русской литературе второй половины XIX столетия. Среди русских классиков именно Лесков с величайшим напряжением всех сил своего таланта стремился создать «положительный тип» русского человека, найти среди «грешных» мира сего кристально чистого человека, «праведника».
Н.С. Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии, принадлежавшем его родственникам со стороны матери, в семье небогатого орловского чиновника. Само происхождение Лескова и его семейное окружение способствовало глубокому познанию жизни всех сословий тогдашней России: дед Лескова со стороны отца - священник, бабушка со стороны матери - купчиха, отец - чиновник Орловской уголовной палаты, дослужившийся до получения права на потомственное дворянство, мать - дворянка из известного, но обедневшего дворянского рода.
Обаяние родной стороны овладевало воображением мальчика. Навсегда запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, крестьянских поверьях, которые слышал он от нянюшек и дворовых. На всю жизнь проникся будущий писатель народным миропониманием. Лесков, по воспоминаниям современников, «верил в народные приметы, хотя и старался этого не показывать». Всю жизнь он испытывал глубокий интерес к народному творчеству, без которого невозможно ощутить полноту духовности народа. Постижение народной жизни рождалось, прежде всего, в самом непосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами.
Творчество Лескова трудно сопоставить с произведениями русских писателей XIX века, – и это не потому, что его талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смотрит на жизнь под другим углом, пытается уловить в ней что-то свое, иное, нежели его предшественники и современники. Л.А. Аннинский так говорит об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике... неколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор: он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос». Но может быть, и не в этом цель художественного изображения? Своеобразие творческого подхода писателя в том, что он не пытается заковать образ в рамки той или иной традиции, он смотрит на жизнь гораздо шире.
Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики.
Но и это ещё не конец. Лесков с его обостренным интересом к национальной культуре и тончайшим ощущением всех оттенков народной жизни создал удивительно своеобразный художественный мир и разработал самобытный, неповторимый – «лесковский» – способ изображения. В художественном мире Н.С. Лескова отразилось движение общественной мысли, суть его заключалась в поисках такого развития России, которое позволило бы опереться в первую очередь на национальные традиции и культурные ценности.
Как никто другой, Н.С. Лесков сумел прочувствовать, промыслить и проанализировать мельчайшие движения души человека, как богатого, так и нищего, как грешного так праведного. Писатель не разделял людей на богатых и бедных, на злых и добрых. Для него важен был сам человек, какой бы он ни был, с его достоинствами и недостатками, с его правдой и неправдой, с его возвышениями и падениями. В своих произведениях он, по примеру Господа, даёт жизнь, надежду на спасение даже самой погибающей душе. Он как будто живёт жизнью каждого героя, пытается его понять, помочь. Пропуская своих героев, их судьбы через сердце, он старается донести людям правду жизни, смысл жизни, смысл временного страдания для вечной радости.
Вот так отзывается о Лескове современный исследователь русского фольклора Б.Н. Путилов: «В качестве одного из далеких предшественников современного подхода к фольклорному жанровому фонду следует назвать Н. С. Лескова. Писатель, невероятно жадный до впечатлений, до проникновения в самые разные уголки русской действительности, он всю жизнь осваивал богатства народной культуры, которые в совокупности представили, говоря словами современного исследователя, «огромный континент народной жизни».
Важнейшими слагаемыми здесь были для Лескова различные проявления Слова в единстве с обычаями, обрядами, воззрениями, бытовой практикой. То, что мы называем фольклорным полем, было для писателя «областью синтеза национального умственного предания... и современного духовного творчества», сосредоточенной в устном слове. Лесков одинаково воспринимал слово, закрепленное традицией в ясных жанровых формах, и слово, которое в табели жанров не значилось. Самая степень эстетической наполненности слов, весьма различная, не имела существенного значения – все слова проходили через творческую лабораторию писателя прежде всего со знаком культуры.
Как отмечает А.А. Горелов, «в лесковском искусстве оказываются представленными практически все жанровые виды русской народной поэзии». Стоит еще добавить, что «тексты» извлекались Н.С. Лесковым в самой разнообразной среде – крестьянской, городской-простонародной, купеческой, армейской, интеллигентской, чиновничьей, монашеской, у представителей разных профессий».
Тема праведничества у Н.С. Лескова – это страницы истории духовной жизни русского народа. Православная русская земля, где находятся истоки нравственности и духовности, есть праведничество – поиски духовной правды, безвозмездное служение людям, Богу, любовь к миру, стремление к чистоте и добру, соблюдение моральных законов.
В своих произведениях Лескову свойственно признание сверхличностных ценностей. С необычной силой он выражал веру в нравственное достоинство человеческой личности и создал целую галерею «праведников».
Творчество Лескова достойно большего внимания в нашем школьном образовании. Невозможно отказаться от огромного воспитательного воздействия произведений писателя, от того нравственно-этического потенциала, который они содержат. Без Лескова, без его «очарованной» Руси, без его «праведников» и страдальцев, богатырей и убогих, «блажных» и «блаженных» наше представление о собственной истории, национальное самосознание остаются неполными. Неслучайно Лесков был одним из любимых писателей М. Горького с его тягой к героическому, к подвигу во имя человека. Это свойство таланта Лескова, вероятно, имел в виду Л. Н. Толстой, называя его писателем будущего. Воспитывая же в школе наше будущее – детей, невозможно обойтись в этом важнейшем деле без такого мощного подспорья, как творчество Лескова.
Тема праведничества – магистральная в творчестве Лескова. Идея цикла «Праведники» (1879 - 1889) кристаллизовалась с самого начала творческого пути художника. Почти в каждом его произведении, начиная с ранних, оживают типы людей «высокой пробы» всех сословий и званий, которые представляют собой «отрадные явления русской жизни». В этом отношении Лесков - уникальная фигура в истории русской словесности. Писатель, «как очарованный, сподобился всю жизнь стоять перед чудом человеческого подвига и подвижничества, и до конца понял и схватил эту героическую стихию». Праведники, написанные по внутреннему заданию «оправдать Русь», своеобычные, колоритные, иногда причудливые, воспроизводят светлые явления русской жизни.
Лесков не устает восхищаться характерами, хранящими в себе особенные, оригинальные и высоконравственные черты, «живой дух веры». Персонажи, принадлежащие к праведническому типу, как характеры живые, полнокровные наделены индивидуальной неповторимостью: каждый из героев воплощает собственное духовно-субстанциональное начало, отражённое в различных явлениях социально-этического порядка. Таковы, например, неподкупность «неберущего квартального»Рыжова («Однодум»), бессребреничествоНиколая Фермора, стремление к святости Брянчанинова и Чихачёва («Инженеры-бессребреники»), совестливость, благородство, участливость Перского, Боброва, Зеленского и отца-архимандрита («Кадетский монастырь»), духовный свет «русских богоносцев»-священнослужителей («Некрещёный поп», «Владычный суд», «На краю света»), патриотизм и талантливость левши («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», где Лесков достигает таких вершин мастерства узорчатой сказовой речи, в которой «русский дух» и «Русью пахнет», что перевод этого художественного шедевра на иностранные языки становится неразрешимой проблемой ). Готовы на подвиг самоотвержения во имя высокого человеколюбия герои рассказов «Павлин», «Пигмей»,«Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник»,«Человек на часах», «Пугало», «Дурачок»,«Томление духа», «Фигура» и других.
Лесков поднимает вопрос о праведническом подвижничестве на религиозно-философский уровень, связывая основополагающие принципы религии с насущными задачами социальной жизни. Его «маленькие люди с просторными сердцами» не канонические святые, но их «тёплыми личностями» согревается жизнь. Праведность возвышается «над чертой простой нравственности», и потому сродни святости, – размышлял писатель в «Русских антиках» (1879). В статье «Два слова о редстокистах» (1876) он говорил «об оправдании живою, действенною верою, т. е. верою и делами»: «Нужны подвиги, подвиги благочестия, правды и добра, без которых не может жить в людях дух Христов, а без него суетны и тщетны и слова, и поклонения».
Проникая в существо лесковского художественного феномена праведничества, Б. К. Зайцев – христианнейший писатель XX века – подчеркнул, что это «рука, протянутая человеком к человеку во имя Бога».
Своеобразие писателя прежде всего связано с его духовно-нравственными воззрениями, во многом определившими идейно-тематическое содержание творчества, его уникальную художественно-образную систему, а также независимую писательскую позицию в различных общественных вопросах. Лесков был убеждён в том, что книги должны «не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям». Это «доброе направление» писатель связывал с христианством, отмечая: «я имел в виду <...> важность Евангелия, в котором, по моему убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни». «Истина, добро и красота» (V, 88) – в этой триединой формуле Лесков выразил идеал, к которому необходимо стремиться.
Обладая редкостным художественным диапазоном, незаурядным по широте охвата явлений действительности, писатель сумел эстетически воплотить многокрасочную полноту мира. Как былинного богатыря русского эпоса, Лескова, по его словам, ««тяготила тяга» знания родной земли» (XI, 321), которая получила завершённое художественное выражение в создании объёмно-стереоскопической, порой мозаично пёстрой картины жизни России. Писатель «насквозь русский», знавший русского человека «в самую его глубь», воплотил в своих героях – с их речью, мироощущением, душевными порывами – все существенные особенности национального характера. В прозе Лескова, «как ни у одного другого писателя нашей земли», открывается «целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где Русью пахнет – и сладко, и горько, и нежно, и дымно».
Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова» – актуальна, так как произведения писателя – это страницы истории духовной жизни русского народа, имеющие воспитательное значение для молодого поколения. Русская земля – православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество – бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Обращение к теме праведничества актуально в наши дни, когда дурные поступки и нарушение нравственных законов не воспринимаются как грех и порок. Герои Лескова – грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников.
Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» [4,стр.39]. Ведь праведники Н.С. Лескова носят в своём сердце Христову любовь.
Особое внимание в воспитании молодежи сейчас уделяется духовно-нравственному аспекту. Произведения классиков, таких как Н.С.Лесков, формируют у подрастающего поколения взгляд на окружающий мир, прививают духовность, учат осознанному чтению литературы.