I Проблема нравственного развития личности средствами литературы

Содержание

Введение……………………………………………………………3

I. Проблема ДУХОВНО-нравственного развития

личности ШКОЛЬНИКА средствами литературы……………6

1.1. Проблема духовно-нравственного образования в педагогике,

психологии, методике преподавания литературы…………………………6

1.2. Определяющая роль литературы в духовно-нравственном

становлении личности школьника…………………………………………14

Ii. ДУХОВНО-Нравственное образование НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.С.ЛЕСКОВА……………………………..21

2.1. Формирование духовно-нравственных представлений школьников

при изучении творчества Н.С. Лескова …………………………………21

2.2. Духовно-нравственное воспитание школьников при изучении

произведений Н.С.Лескова «Однодум», «Кадетский монастырь» …….37

Заключение……………………………………………………………..49

Список использованных источников……………………….51

ВВЕДЕНИЕ

Идеологические, экономические и социально-политические перемены, которые происходят в современном обществе, привели к резкой актуализации проблем воспитания, к переоценке роли обучения в становлении новых поколений россиян.

«Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на подрастающее поколение, особо выделяются: отчуждения личности от общества, от национальных и культурных традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; ухудшение здоровья населения; социально-политические и экономические противоречия. Не менее опасен психологический настрой, характерный для определенной части молодежи: пессимизм, сигнальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем в связи с потерей жизненных ориентиров в будущем» [Зосимовский, 1992: 22].

В последнее время особенно усилились дискуссии о современном преподавании литературы в школе. И это вполне объяснимо по многим причинам. Литература, как известно, играет определяющую роль в познании внутреннего мира человека, в формировании нравственного и эстетического мировоззрения, в обогащении духовного мира человека.

Литература является единственным предметом, главной задачей которого является духовно-нравственное обогащение личности школьника.

Литература в совокупности с другими предметами школьного курса должна сформировать и обогатить область духовно-нравственного мира ученика, учитывая свою специфику и особенности. Словесник, в руках которого литература становится не просто учебным предметом, а своеобразной духовной потребностью, должен дать почувствовать своим ученикам в каждом литературном произведении человеческое, чтобы они знали и понимали, что каждое произведение нужно им не просто для ответа на экзамене, а для более большего – для постижения главного качества в человеке, которое называется «человечностью».

Литература, бесспорно, является одним из мощнейших средств воздействия на человека. Ее по праву можно назвать «учебником жизни». Особенно в наше сложное время, время социальных противоречий, литература служит своеобразным путеводителем в жизни. Она ставит важные для нравственного воспитания учащихся проблемы, уделяет большое внимание личности школьника, его восприятию литературных явлений.

Актуальностьработы определяется тем, что проблема нравственного формирования личности школьников в целом недостаточно разработана, хотя большинство исследователей в разной мере, но обязательно касаются этой проблемы, подчеркивая ее актуальность. В педагогических кругах эта проблема остается до конца нерассмотренной и спорной. Ученые-педагоги стремятся уйти от острых проблем нравственного развития современного человека.

Цель исследования: показать роль литературных произведений Н.С.Лескова в нравственном становлении личности; изучить факторы, влияющие на уровень нравственного сознания школьников.

Задачи исследования:

1. Отразить процесс воздействия учебного материала по творчеству Н.С.Лескова, предусмотренного школьной программой, на становление нравственного сознания учеников.

2. Раскрыть сущностную характеристику нравственных ценностей на примере конкретного произведения.

3. Показать особенности освоения нравственных норм школьниками.

Исходя из заданной цели и поставленных задач, работа будет следующего содержания:

Введение, первая глава, вторая глава, заключение и список использованной литературы.

В первой главе будет представлен теоретический материал, на основе которого будет построено наше дальнейшее исследование, а именно нравственное воспитание личности школьника. Определение роли литературы в процессе формирования нравственного потенциала школьника; роль и место данной проблемы в педагогике, психологии и методике преподавания литературы.

В следующей главе рассматривается проблема постижения нравственного мира героев Н.С.Лескова на примере конкретных произведений – «Однодум», «Кадетский монастырь».

Задачи урока

Образовательная: раскрыть смысл названия произведения, понятия “праведность”, “праведник”; выявить особенности изображения русского национального характера; формировать умения анализировать художественное слово произведений Н.С.Лескова.

Развивающая: логическое мышление, осознанную речь, память.

Воспитывающая: прививать интерес к художественному слову, прививать чувство патриотизма, гордости за русскую нацию, уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к произведению, карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на урок. Он сегодня у нас необычный. Речь пойдет о самом сокровенном: о жизни, об истине, о душе человеческой.

II. Вступительное слово

Находясь наедине с самим собой, мы размышляем, что такое жизнь, как её нужно прожить, чтобы не сбиться с истинного пути?

И уходим, много не поняв и не осмыслив, а под конец жизни вздыхаем: “Прошла жизнь, о, если бы это было прожито начерно, а теперь бы начать жизнь заново, и жить бы её начисто!..”.

- Это вечные вопросы, которые будут всегда интересовать нас, “пока человек будет томиться на земле…”

- А как эти мысли отражаются в творчестве Лескова? (Истину жизни постигал писатель и пытался выразить в своем творчестве.)

III. Сообщение тему урока.

В 1889 году Лесков издал сборник-цикл “Три праведника и один Шерамур”. В него вошли 10 произведений: “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь”, “Русский демократ в Польше”, “Несмертельный Голован”, “Инженеры- бессребреники”, “Левша”, “Очарованный странник”, “Человек на часах”, “Шерамур”. В предисловии к сборнику автор помещает диалог с умирающим “русским писателем” Писемским, в котором Николай Семенович ставит себе целью одобрить, воодушевить Русь , поэтому начинает создавать для России галерею самобытных народных характеров: святых и праведников.

- Какой обет дает Лесков?

“Без трех праведников несть граду стояния”.

-Как вы их понимаете? Давайте возьмем их за эпиграф к нашему уроку.

Первым из задуманных Лесковым рассказов цикла - “Однодум”. В 1879 году в газете “Еженедельное новое время” рассказ был опубликован под общим заголовком: “Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках). Однодум. (Очерк)”

IV. Словарная работа.

- Ребята, как вы считаете, кто такой праведник?

Праведник, или праведный- название святых, праведно живущий, во всем по закону Божию поступающий, безгрешник, вещающий Божию правду. (Словарь Даля)

Антик- старинный, древний, помнящий о древности. Они всегда связаны на прямую с сугубо церковной жизнью, а живут в миру, в центре человеческих радостей и горестей, но живут по своим праведным законам.

- В жизни, в литературе встречали таких героев?

V. Постановка задачи урока.

- Итак, давайте определим проблему нашего урока. Анализируя произведение Н.С.Лескова “Однодум”, на что будем обращать внимание?

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником?

2. Кто он такой “Лесковский праведник”? Образ главного героя.

VI. Анализ произведения.

- Кто является первым праведником? Что мы знаем о нем, о его происхождении? (Родился в семье приказного Рыжова в Солигаличе. Отец рано умер, жили трудом.)

- Каким автор нам представляет героя? Зачитайте описание героя.

- Расскажите, как начинается его самостоятельная жизнь в 14 лет. (Охочим ходоком с почтою)

- Почему не было желающих на эту должность? (Полтора рубля в месяц “на своих харчах и при своей обуви”)

- А почему же эта должность Алексашке пришлась по вкусу? Зачитайте.

- Что помогало Рыжову в нелегком пути? (Библия)

- Расскажите, как А.Рыжов познает Библию. (Не только умом познал Библию, но “дышал любовью и дерзновением”. Библия прошла через сердце, совесть).

- Какие он создал правила на библейской почве? Что это за правила?

Проверка домашнего задания

1. “Устыдить крепчайших”.

2. “Бог всегда со мной, а кроме него никого не страшно”.

3. “В поте лица ешь хлеб твой”.

4. “Мзду брать Бог запрещает”.

5. “Даров не приемлю”.

6. “Одеваюсь по простоте”.

7. “Дело не в платье, а в рассудке и совести”.

8. “Ложь заповедью запрещена- я лгать не стану”.

- Где он применяет все эти правила? (В новой должности, получил чин квартального) - Изменилось ли отношение Рыжова к жизни, к людям, ведь его поставили на высокую должность? (Не изменилась).

- Расскажите о его службе? (Честно служил, никому не угождал, верил людям, отчитывался Единому, служил верою и правдою, был исправен, везде хозяйский догляд, не был горд, не зазновался).

- А как же люди оценивали его отношение к службе? (Называли “библейским чудаком”; говорили, что “живет по- библейски”).

- Что значит “жить по- библейски”? (Жить по совести, свято исполнять свой долг).

- Какой случай приводили в пример? (Случай с губернатором).

- Перескажите историю с губернатором в церкви. Целевой вопрос: чем можно объяснить такое поведение Рыжова? (Дышал любовью к Богу, хотел устыдить крепчайших).

- А как губернатор реагирует на поступок Однодума? Похож ли Ланской на Гоголевского губернатора из комедии “Ревизор”? Почему?

Карточка 1: найдите и зачитайте описание Рыжова при встрече с губернатором (глава 11). Целевой вопрос: с кем автор сравнивает героя? (Триумфатор, богатырь, гигантская фигура) Какое изобразительно-выразительное средство использует Лесков при описании героя? (Использует гиперболу, чтобы показать героя как необыкновенного человека).

- Окружающие люди воспринимают героя по-разному. Заполните таблицу:

Карточка 2: общественное мнение о Рыжове (глава 12).

Автор- повествователь Ланской Простецы- простолюдины Городничий
Чудак Однодум, этот чудак, Солигалический антик Чудак, удивительный человек Такой, некий, этакой “Дурак”, “этакий дурак”

- Каким в глазах людей представляется Рыжов? (Не такой, как все, странный человек, многие его не понимают, поэтому одинок среди людей)

- Какое автор даёт прозвище своему герою? Почему? (Однодум. Герой любил оставаться один, думать, размышлять. Сам Рыжов назвал свою тетрадь с синими листами, в которую вписывает свои пророчества).

- Какую форму повествования выбирает Лесков? Что такое сказ?

-Кто рассказал историю об Однодуме? Каким вы себе представляете рассказчика? Как он относится к Однодуму? (Приводят примеры из текста). Рассказчик и Н.С.Лесков- это одно лицо? (Нет, но Лесков так же, как и повествователь, горд за Однодума).

- Как люди отплатили А.Рыжову за его службу?

VIII. Обобщение

- А что дает праведничество самому человеку? Был ли счастлив А.Рыжов в своей жизни? Как вы определили? (Счастье праведное было у героя, так как ум в ладу с сердцем, был кроткий духом.)

- А как вы думаете, почему Н.С.Лесков в качестве эпиграфа к циклу “Три праведника и один Шерамур” взял слова “Без трех праведников несть граду стояния”? (Н.С.Лесков считал, что на Руси есть праведники, именно они спасут Россию).

- Эта фраза имеет библейское происхождение.

Карточка 3: рассказ о Содоме и Гоморре.

Узнал Господь о беззакониях жителей Содома и Гоморры, решил проверить, сколь тяжел их грех, и наказать нечестивых, Авраам воззвал к нему: “…неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме 50 праведников, то Я ради них пощажу все место сие”. Авраам, зная моральный уровень своих соплеменников, продолжал вопросы, уменьшая число праведников. И каждый раз обещал Господь, что если осталось 40, 20, 10 праведных, город будет спасен. Но не нашлось в Содоме праведников, кроме одного Лота, которому и повелел Господь вместе с семьей покинуть город, чтобы не погибнуть от его беззаконий. “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии… и всех жителей городов сих.”

Отсюда и закрепилось в народном сознании убеждение: пока есть на земле праведники, не повторит страна судьбы Содома и Гоморры, ибо “…много может усиленная молитва праведного”. (Иак. 1,6).

IX. Домашнее задание: написать эссе на тему: “Актуальна ли тема праведничества сегодня”.

X. Вывод. В заключение урока хочется подарить вам сердечки, на которых написано изречение об одной из праведных черт- жизнь по совести. Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвованию, приводит к очищению. Изживает из души ложь, лицемерие, пустословие.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

I. Проблема ДУХОВНО-нравственного развития

личности ШКОЛЬНИКА средствами литературы……………6

1.1. Проблема духовно-нравственного образования в педагогике,

психологии, методике преподавания литературы…………………………6

1.2. Определяющая роль литературы в духовно-нравственном

становлении личности школьника…………………………………………14

Ii. ДУХОВНО-Нравственное образование НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.С.ЛЕСКОВА……………………………..21

2.1. Формирование духовно-нравственных представлений школьников

при изучении творчества Н.С. Лескова …………………………………21

2.2. Духовно-нравственное воспитание школьников при изучении

произведений Н.С.Лескова «Однодум», «Кадетский монастырь» …….37

Заключение……………………………………………………………..49

Список использованных источников……………………….51

ВВЕДЕНИЕ

Идеологические, экономические и социально-политические перемены, которые происходят в современном обществе, привели к резкой актуализации проблем воспитания, к переоценке роли обучения в становлении новых поколений россиян.

«Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на подрастающее поколение, особо выделяются: отчуждения личности от общества, от национальных и культурных традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; ухудшение здоровья населения; социально-политические и экономические противоречия. Не менее опасен психологический настрой, характерный для определенной части молодежи: пессимизм, сигнальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем в связи с потерей жизненных ориентиров в будущем» [Зосимовский, 1992: 22].

В последнее время особенно усилились дискуссии о современном преподавании литературы в школе. И это вполне объяснимо по многим причинам. Литература, как известно, играет определяющую роль в познании внутреннего мира человека, в формировании нравственного и эстетического мировоззрения, в обогащении духовного мира человека.

Литература является единственным предметом, главной задачей которого является духовно-нравственное обогащение личности школьника.

Литература в совокупности с другими предметами школьного курса должна сформировать и обогатить область духовно-нравственного мира ученика, учитывая свою специфику и особенности. Словесник, в руках которого литература становится не просто учебным предметом, а своеобразной духовной потребностью, должен дать почувствовать своим ученикам в каждом литературном произведении человеческое, чтобы они знали и понимали, что каждое произведение нужно им не просто для ответа на экзамене, а для более большего – для постижения главного качества в человеке, которое называется «человечностью».

Литература, бесспорно, является одним из мощнейших средств воздействия на человека. Ее по праву можно назвать «учебником жизни». Особенно в наше сложное время, время социальных противоречий, литература служит своеобразным путеводителем в жизни. Она ставит важные для нравственного воспитания учащихся проблемы, уделяет большое внимание личности школьника, его восприятию литературных явлений.

Актуальностьработы определяется тем, что проблема нравственного формирования личности школьников в целом недостаточно разработана, хотя большинство исследователей в разной мере, но обязательно касаются этой проблемы, подчеркивая ее актуальность. В педагогических кругах эта проблема остается до конца нерассмотренной и спорной. Ученые-педагоги стремятся уйти от острых проблем нравственного развития современного человека.

Цель исследования: показать роль литературных произведений Н.С.Лескова в нравственном становлении личности; изучить факторы, влияющие на уровень нравственного сознания школьников.

Задачи исследования:

1. Отразить процесс воздействия учебного материала по творчеству Н.С.Лескова, предусмотренного школьной программой, на становление нравственного сознания учеников.

2. Раскрыть сущностную характеристику нравственных ценностей на примере конкретного произведения.

3. Показать особенности освоения нравственных норм школьниками.

Исходя из заданной цели и поставленных задач, работа будет следующего содержания:

Введение, первая глава, вторая глава, заключение и список использованной литературы.

В первой главе будет представлен теоретический материал, на основе которого будет построено наше дальнейшее исследование, а именно нравственное воспитание личности школьника. Определение роли литературы в процессе формирования нравственного потенциала школьника; роль и место данной проблемы в педагогике, психологии и методике преподавания литературы.

В следующей главе рассматривается проблема постижения нравственного мира героев Н.С.Лескова на примере конкретных произведений – «Однодум», «Кадетский монастырь».

I Проблема нравственного развития личности средствами литературы

1.1 Проблема нравственного образования в педагогике, психологии, методике преподавания литературы

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Поэтому проблема нравственности является в настоящее время наиболее актуальной.

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества - принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Сущность духовно-нравственного воспитания в современной школе позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если более развернуто, духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу - к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.

А.И. Шендрик в книге «Нравственное воспитание: поиски новых подходов» определяет это понятие так: «Нравственность – это та сфера, в которой каждый из нас воспитывает всех и все воспитывают каждого» [Шендрик, 1988: 24]. В сложившихся современных условиях перед человеком встает сложный выбор между различными общественными системами, каждая из которых имеет свои нравственные ценности. Помочь человеку сделать выбор, определить его поведение призвано прежде всего воспитание, а оно, безусловно, должно быть нравственным.

В понятие нравственности вложено общесоциальное, политическое, даже идеологическое понятие, а не только специфически нравственное. Специфически нравственное содержание состоит в том, что человек свободен даже в выполнении своего долга. Он его может выполнить или не выполнить. То есть это добровольность. Это желание быть нравственным, выбор морали, уважение к самой морали, а не к чему-то социально-утилитарному.

Во все времена проблема нравственного образования занимала важное место в общественной жизни.

«Нравственность – наивысшая сфера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, в обмен на обыкновенное чувство благодарности [Битинас, 1993: 36]. Недаром Чарльз Дарвин в поисках коренного различия между людьми и животными остановился на этом качестве. «Нравственным существом мы называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые и будущие проступки и побуждения, одобрять одни и осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо, которое с полной уверенностью может быть определено таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и низшим животным» [Битинас, 1993: 58].

Нравственные качества человека – продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой практики народа и воспитываются в каждом индивидууме.

Выбор нравственных принципов, по которым мы собираемся жить, очень важен для каждого из нас, ведь от него зависит формирование нашего характера, нашей личности.

Нравственность и этика объединяют все ценности и принципы, которые формируют личность, определяют, какими людьми мы становимся. Каждый день мы принимаем бесчисленные нравственные решения, даже не осознавая этого. Решения, поиски выбора, какими бы незначительными они нам не казались, оказывают решающее влияние на формирование личности.

Уровень нравственности имеет большое значение, если мы хотим стать зрелой личностью, уважающей себя и других людей.

Степень нравственного образования личности зависит от характера человека. Греческий философ Аристотель определял хороший характер как склонность к добропорядочному поведению – как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

Современный философ Майки Новок определяет характер как совокупность ценностей, созданных религиозными традициями, художественной литературой, старинными сказаниями и примером выдающихся исторических деятелей. Основываясь на этих пониманиях, можно предположить такое понимание характера: характер состоит из оперативных ценностей, ценностей в действии. Используя такой подход, можно сказать, что характер состоит из трех взаимосвязанных составляющих: нравственного знания, нравственного чувства и нравственного поведения. Совокупность этих трех составляющих определяет нравственную жизнь и характеризует нравственно зрелого человека.

I. Нравственное знание.

Существуют различные виды нравственного знания. При формировании характера желательно достичь следующих целей:

1. Нравственное осознание.

Молодые люди должны знать, что их первая нравственная ответственность заключается в том, чтобы обдумывать любые обстоятельства с моральной точки зрения и только потом принимать тщательно взвешенные решения. Другая сторона нравственного знания – это не лениться и быть в курсе событий. Если у нас нет ни малейшего представления о международных событиях, мы, разумеется, не можем вынести нравственного суждения по поводу внешней и внутренней политики нашего правительства.

2. Знание нравственных ценностей.

Такие нравственные ценности, как уважение к жизни и свободе, ответственность перед окружающими, честность, порядочность, терпимость, вежливость, самодисциплина, доброта, сострадание и мужество лежат в основе всех хороших поступков, определяют понятия «нравственный человек». Взятые вместе, они составляют то нравственное наследие, которое одно поколение передает другому. Нравственное образование должно быть своего рода «переводом», то есть помогать молодежи переводить абстрактные понятия уважения и ответственности на язы конкретного достойного поведения в житейских ситуациях.

3. Широта взглядов.

Эта способность означает умение встать на чужую точку зрения. Увидеть ситуацию чужими глазами, представить себе, как другие люди могут думать, реагировать и чувствовать. Одна из основных задач нравственного образования – научить школьников видеть мир с позиции других людей, особенно тех, кто существенно от них отличается.

4. Нравственные рассуждения.

Нравственное мышление включает поиск ответов на вопросы – что значит быть нравственным, и почему следует быть нравственным. Нравственное развитие происходит постепенно – дети начинают понимать, что можно считать нравственным обоснованием какого-либо поступка, а что нельзя.

При высоком уровне развития нравственное мышление предполагает и осознание классических нравственных принципов, которые направляют нравственные поступки во многих обстоятельствах: «Уважай чужую индивидуальность», «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали все другие люди при подобных обстоятельствах».

5. Принятие решений.

Способность видеть решение жизненных задач через призму нравственных ценностей означает умение размышлять в момент выбора.

6. Самопознание.

Это самый сложный вид нравственного знания. Быть нравственным человеком означает привычку критически оценивать свое поведение. Мы должны знать свои сильные и слабые стороны, уметь справляться со своими недостатками.

Понимание нравственных ценностей. Знание человеческого характера, нравственное мышление, умение принимать решения, самопознание – вот те свойства разума, которые определяют нравственное знание и формируют характер личности.

II. Нравственное чувство.

В обсуждении проблем нравственного воспитания часто незаслуженно пренебрегают эмоциональной стороной характера, забывая о том, что она играет очень важную роль.

1. Совесть.

Совесть имеет два аспекта: сознательный – понимание того, что правильно, и эмоциональный – ощущение необходимости поступать в соответствии с этим пониманием правильного. Множество людей прекрасно понимают, что следует делать, но это никак не влияет на их поступки. Совесть позволяет многим поступать неправильно, хотя они прекрасно знают, что так делать не следует.

Становление нравственно зрелой личности – это длительный процесс, и, может быть, самая важная задача учителя – помочь ученикам в этом. Для принципиальных людей мораль имеет большое значение. Они чувствуют себя обязанными жить согласно своим нравственным ценностям, и их поступки доказывают, что нравственные ценности глубоко укоренились в их характере. Эти люди не станут лгать или уходить от ответственности; они чувствуют себя некомфортно, если им приходится идти против своих убеждений.

2. Самоуважение.

Самоуважение помогает нам ценить себя. Хорошо относясь к себе, мы, скорее всего, станем хорошо относиться и к другим. Если мы не уважаем себя, вряд ли можно ожидать от нас доброго отношения к другим людям. Одна из главных задач воспитателей, учителей – сделать так, чтобы самоуважение детей было основано на таких ценностях, как ответственность, честность, доброта, и на вере в то, что они способны делать добро.

3. Эмпатия.

Эмпатия означает способность отождествить себя с другим человеком. Она представляет собой эмоциональную сторону важного свойства разума – понимания других людей.

4. Стремление к добру.

Ничего не может быть лучше для характера человека, чем постоянное стремление к добру. Достойный человек учится не просто отличать плохое от хорошего, но при этом ненавидеть первое и стремиться ко второму. Вот почему учителя традиционно обращаются к художественной литературе в поисках эмоционального восприятия хорошего и плохого. Читая хорошие книги, дети – вместе с книжными героями и злодеями – сами становятся как бы участниками происходящих в книге событий, неизбежно начиная ненавидеть зло и сочувствовать, стремиться к добру.

5. Самоконтроль.

Эмоции могут перевешивать разум. Это одна из причин, по которой самоконтроль – настоящее нравственное достоинство. Самоконтроль спасет нас от стремления во всем потворствовать своим желаниям. «Если искать корни современного нравственного беспорядка, их можно найти в привычке во всем себе угождать», - считал профессор Нолтер Нисчорский [Дмитриев, 1994: 51].

III. Скромность.

Скромность тесно связана с самопознанием. И то, и другое предполагает стремление к истине, готовность бороться с недостатками своего характера. Скромность помогает справиться с гордыней. Ранняя гордость питает гнев и убивает всякую способность к снисходительности и прощению. Совесть, самоуважение, эмпатия, любовь к добру, самоконтроль и скромность – вот что составляет эмоциональную сторону человеческой нравственности. Такое восприятие себя и других людей, а также знание нравственных ценностей создает нравственные мотивы поведения.

IV. Нравственное поведение.

Нравственное поведение включает в себя:

1. Компетентность.

2. Воля.

3. Привычка.

Основу нравственного воспитания составляют две величайшие нравственные ценности: уважение и ответственность. Эти ценности составляют ядро универсальной общественной морали. Уважение и ответственность должны стать главными предметами, которым школа должна обучать детей. Только при этом мы сможем воспитать в учениках те черты, которые помогут им стать гармоничными личностями и ответственными гражданами общества.

Конкретное нравственное значение этих основополагающих ценностей следующее: уважение означает признание достоинств кого-либо или чего-либо. Оно имеет три главные формы: уважение к себе, уважение к другим людям, уважение ко всем формам жизни и среде их обитания. Уважение к себе требует, чтобы мы относились к своей жизни и к своей личности как к обладающим внутренней ценностью. Уважение в другим требует, чтобы мы относились ко всем людям как к имеющим равное с нами достоинство. В этом заключается смысл «Золотого правила нравственности» («Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»).

Уважение ко всему сложному сплетению жизни на земле запрещает жестокость по отношению к животным и призывает нас бережно относиться к окружающей среде. Все другие формы уважения есть разновидности вышеуказанных. Таким образом, первой нравственной задачей школ является воспитание в детях уважения к себе, к другим людям, к окружающему нас миру.

Наши рекомендации