Технология групповой работы на уроках русского языка и литературы
Федеральные государственные образовательные стандарты СПО третьего поколения основаны на модульно-компетентностном подходе к профессиональной деятельности.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование технологий активного обучения. Таким требованиям отвечают используемыемной на уроках русского языка и литературы технологии групповой работы. Эти методы в наибольшей степени соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для развития инициативы обучающихся. [3]
Актуальность проблемы продиктована трудностями овладения обучающимися навыками сотрудничества, несформированностью коммуникативных универсальных учебных действий: умение слышать, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками, работать с информационными источниками. [2]
Решение данной проблемы я вижу в использовании технологий, реализующих личностно-ориентированный подход: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «Портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики я выбрала обучение в сотрудничестве и метод проектов. [4]
Работа в малых группах – это один из самых популярных методов, так как он дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. [5]
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Данная технология уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, подлежащей изучению. Задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый обучающийся.
Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Основные принципы технологии обучения в сотрудничестве:
а). «Награды». Команда получаетоднуна всех в виде отметки, поощрения.
Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
б). Индивидуальная ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
в). Равные возможности каждого студента в достижении успеха – каждый студент приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. [9]
В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Обучающиеся делятся в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, разбитым на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. [8]
В качестве примера приведу систему занятий с использованием технологии сотрудничества. Так, в теме «Биография А.Н. Островского» можно как отдельные подтемы: ранние годы жизни, первые достижения, зрелое творчество, вклад на историю русской литературы, поэтика, театр Островского, использование пословиц и поговорок в тексте пьес.
Я рекомендую такие виды работы:
1) на первом этапе – доклады или сообщения обучающихся о пьесах Островского, названиями которых являются пословицы и поговорки (раскрытие смысла заглавия, краткий обзор содержания отдельных пьес);
2) на втором этапе – функциональный анализ пословиц и поговорок в связи с чтением и разбором драмы «Гроза»;
3) на заключительном этапе занятий в рамках вопроса о мастерстве драматурга – сообщения обучающихся об использовании пословиц и поговорок в речи персонажей пьес Островского.
На вступительном занятии, посвященном обзору литературно-театральной деятельности А.Н. Островского, наряду с моей лекцией слушаются и сообщения выступающих от имени группы обучающихся, кратко знакомящие с идейно-художественным содержанием отдельных пьес, озаглавленных пословицами или поговорками. При этом на интерактивной доске демонстрируются названия таких пьес: «Свои люди – сочтемся», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не все коту масленица», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и др. [2]
Задача обучающегося – дать представление о тематике, идейной направленности, основных образах пьес А. Н. Островского, а также показать, как в заглавиях-пословицах отражается главная мысль произведения. Сообщения невелики по объему, их цель – привлечь внимание к образности названия пьес, разнообразию их тематики.
На занятиях по драме А. Н. Островского «Гроза» по ходу развития действия обращаю внимание на функции пословиц, поговорок и афоризмов, встречающихся в речи персонажей. Предлагаю вопросы:
1. Кто и в каких ситуациях прибегает в своей речи к пословицам и поговоркам?
2.Какие меткие народные выражения используют персонажи «Грозы» и с какой целью вводит их автор в речь персонажей?
3.Как пословицы и поговорки вводятся Островским в речь персонажей?
Один из обучающихся готовит на эту тему обобщающее сообщение, которое слушается после анализа всей пьесы.
На заключительном занятии можно заслушать доклады малых групп о пословицах и поговорках в речи героев других пьес А. Н. Островского. Проводимая таким образом работа в большой мере способствует углублению анализа литературного произведения, проникновению в его художественную ткань. Вместе с тем разбираемые пословицы и поговорки актуализируются в речевой деятельности обучающихся, органически входят в контекст их устных выступлений
На уроках русского языка я использую метод сотрудничества при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания (в начале урока, как правило), при словарной работе, на этапе закрепления нового материала, а также на обобщающих уроках. [6]