Актуализация. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.

Вхождение в тему–знакомство с «отправным» прецедентом: «Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность< …> «Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» (Обращение Президента к Федеральному собранию (12.12.2012 г.)).

Словарно-информационная работа: знакомство с понятием прецедент.

Аналитический обзор-дайджест публикаций в Интернете с целью выявить преобладающую модальность высказываний молодых журналистов и блогеров:

1. «Это словосочетание как бы само являет собой пример странной скрепы — соединения несоединимого. И, конечно, отсылает к простой канцелярской скрепке и к небесной канцелярии. Образ сращения бюрократа и духовного лица, чиновничества и духовенства, духовная скрепа + канцелярская скрепка — все это стоит за сочетанием из трех слов, центральной в котором выступает та самая вынутая из языковых закромов “скрепа”. Кстати, этот казенно-духовный облик словосочетания тут же был считан и стал поводом для шуток: появился демотиватор про Уралвагонзавод, который готов наладить производство “духовных скреп”» (Духовные скрепы / Ксения Туркова. http://www.mn.ru/opinions/20121214/333069641.html).

2. «Актуальные смыслы архаического фразеологизма (духовные скрепы – Г.И.) выглядят примерно так: Солженицын назначил духовными скрепами язык, патриарх Кирилл – церковь. Путин гуманизировал термин, трактуя его расширительно – милосердие, сочувствие, сострадание друг другу. Ньюсмейкеры от ТВ предлагают свое прочтение. Это вообще отдельные люди. Они еще рта не раскрыли, а тот, кто смотрит телевизор, уже знает примерное содержание их речей. Возьмем, скажем, главного титана телевизионной мысли, Александра Проханова. Размышляя о ДС, он первым делом упомянет империю, вторым – страшный вред либерализма, третьим – державность» (Лучший отзыв на духовные скрепы. http://ivanov-73.livejournal.com/95075.html).

Аналитический комментарий к тексту:

Экспозиция. «Переводчики одной из главных газет мира бились над тем, как подобрать английский аналог неведомого словосочетания «духовные скрепы». Конечно, они как-то справились, но выбранный ими вариант – spiritual ties – только демонстрирует бедность английского языка по сравнению с нашим великим и могучим. Впрочем, за этот год, пока фразу «духовные скрепы» при любом удобном случае и с пафосом пытались произносить федеральные чиновники и журналисты центральных каналов, понимания того, что это, так и не появилось».

Иронически-ернический тон журналиста пронизывал весь диалог журналиста с профессором М.М. Мчедловой, что наблюдается в вопросах: «Но вы же понимаете, почему часто словосочетание “духовные скрепы” нельзя произнести без смеха?»; «Так и что, как россиянам эти ценности прикрепить?». «Журналист: А, по-моему, проблема вовсе не в прошедшем времени, а в том, что это (День народного единства – прим. Г.И.) сразу был симулякр, в который никто не верит, а только спекулирует на нем в меру возможностей.

М.М. Мчедлова: Я думаю, что недоверие общества к властям, а во-вторых, глубина художественного таланта сейчас далека от того, как им следует добираться до самых святых уголков нашей души. А что касается симулякров… Ну что ж, некоторые говорят, что у нас вообще весь мир уже давно живет в симулякрах. У нас очень дефрагментировано общество, очень низкий уровень доверия друг к другу. Вы, конечно, в силу возраста не помните, но я еще видела, какая у нас не так давно шла сильная волна негативации в обществе – в том числе и к Великой Отечественной войне» [3].

Наши рекомендации