Подходы к проектированию современного урока русского языка в условиях фгос

Никогда, пожалуй, учитель не находился в такой сложной профессиональной ситуации, как в XXI веке. Динамичность жизни достигла невероятной скорости: за один день наш мозг получает столько информации, сколько в XVII веке он получал за год; уровень развития коммуникативных технологий и нейролингвистического программирования достиг таких высот, что нам его сложно оценить; компьютерные интернет технологии ежечасно пополняются новыми открытиями. Буквально на днях американский школьник взломал базу ФБР и получил личную секретную информацию о сотрудниках разведывательного управления. Думается, наши ученики тоже активно экспериментируют в своем исследовательском поле, зачастую для нас недоступном. Объективно оценивая данную ситуацию, стоит задать вопрос: кто кого может научить? Однако освоение современных технологий – это еще не становление полноценной личности, обладающей развитым духовно-нравственным миром, интеллектуальным потенциалом и личностными качествами. Значит, учитель и ученик по-прежнему нужны друг другу, только теперь как партнеры по обучению, саморазвитию и взаимообогащению.

Новые условия диктуют новые требования к современному уроку, на котором учитель вместе с учеником должны научиться быстро адаптироваться в меняющемся мире и обучаться, делать обдуманный и взвешенный выбор, находить нестандартные решения жизненных задач. Таким образом, педагогический процесс образования учителя и ученика представляет собой единство трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания и саморазвития. Урок становится событием (совместным бытием), основанном на равноправных человеческих отношениях в межличностном общении. По мнению А.В. Бояринцевой, «учитель ориентируется на ребенка как на субъекта своей жизнедеятельности, который нуждается прежде всего в поддержке своего неповторимого САМО. Независимость, самостояние, возможность позиции «Я лично!» и «На том стою!» обеспечиваются взаимодействием необходимых компонентов опыта ребенка, которые сами формируются с учетом важности влияния социальных сил и с учетом важности того, чем наделила его природа. Помощь осуществляется не как одолжение взрослого, А как заинтересованное взаимодействие двух партнеров, добровольно и заинтересованно объединивших свои усилия» [1].

Для организации эффективного обучения на уроках русского языка и литературы необходимо создание нового образовательного пространства (поля) урока, обеспечивающего саморазвитие ребенка, для которого требуется: смена или актуализация ценностных ориентаций педагогов, освоение ими дополнительных технологий, позволяющих строить взаимоотношения и взаимодействие с учащимися и коллегами на новом уровне. Требования, предъявляемые к современному уроку федеральным государственным стандартом, помогают учителю профессионально перестроиться и двигаться в новом направлении.

Одной из главных составляющих саморазвития личности является процесс целеполагания. Сегодня учитель Сегодня функцию формулировки цели урока учитель делегирует ребенку, также как и функцию оценивания эффективности достижения данной цели. Задача учителя – лишь помочь ребенку в том, чтобы он стал главной действующей силой урока, не повторял за педагогом существующие аксиомы, а совершал открытия. Учитель, сам не мысля своей жизни без саморазвития и непрерывного бучения, может лишь показать радость познания и открытия, сделать учение приятной привычкой, необходимым условием полноценной жизни.

Термин «обучение в течение всей жизни» (lifelong learning) появился еще в 60-е годы ХХ века, а в становлении самого концепта «непрерывное образование» прослеживается в работах И. Канта, И. Гердера, В. Вернадского. Непрерывное образование – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Именно такой образ жизни своим личным примером должен демонстрировать учитель, тогда его авторитет у учащихся не будет подвергаться сомнению [5].

Еще одним требованием ФГОС является реализация на современных уроках системно-деятельностного подхода. При таком подходе во главу угла ставится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решения актуальных проблем. Большое значение в этом случае отводится формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и координируется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

С методической точки зрения интерес представляет типология современных уроков М. И. Махмутова, на которой стоит остановиться подробнее [2]:

Наши рекомендации