Т.В. Дружинина (г. Сланцы Ленинградской области)
ФАКУЛЬТАТИВ «ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ»
В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССВ
Проблемы развития учащихся как читателей: читательская мотивация, читательские способности, читательское сотворчество – актуальны в эпоху информационных технологий. Особенно остро стоят эти проблемы для выпускников 9-х классов, когда происходит становление личности, выбор жизненного пути. Для 15-16-летних юношей и девушек необходимо «сладостное» чтение, которое укрепляет душу, которое вызывает интерес к чтению. Произведениями для такого чтения, на мой взгляд, являются произведения поэтов пушкинской поры. Изучая творчество Д.В.Давыдова, К.Н.Батюшкова, П.А.Вяземского, Д.В.Веневитинова, Е.А. Баратынского, А.А.Дельвига, Н.М.Языкова, В.К.Кюхельбекера (анализ произведений, подготовка докладов и сообщений, защита рефератов, участие в викторине «Умницы и умники» и др.), учащиеся могут показать шаг за шагом свой личностный рост, увидеть результат своей учебной деятельности. Идеями добра, благозвучием стихов поэтов «золотого века» можно и нужно «ставить на крыло» подрастающее поколение.
Рабочая программа факультатива «Поэты пушкинской поры» для 9 класса.
Пояснительная записка
Среди высоких и прекрасных талантов, которыми был щедро наделён А.С.Пушкин, есть один, особый – талант дружбы. Отношения Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатлённые в его стихах, остаются и сегодня прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности и постоянства.
В лирике Пушкина, в его письмах, в строчках дневниковых записей, обращённых к друзьям, приоткрывается душа поэта со всей её страстностью, юношеской пылкостью, трогательной доверчивостью и широтой. Жизнь сталкивала его с самыми разными людьми: с поэтами и писателями, с учёными и прославленными воинами, с выдающимися мыслителями, с весёлыми гусарами и беспечной золотой молодёжью. И среди всех этих столь разных людей Пушкин находил друзей, одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения.
Но и те, и другие, озарённые пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему – дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.
Цель факультативного курса:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры 19 века.
2. Развитие эмоционального восприятия поэтического текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, развитие устной и письменной речи учащихся.
3. Освоение текстов стихотворений в единстве формы и содержания, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий.
4. Овладение умениями чтения и анализа лирических произведений.
Задачи:
1. Формирование способности понимать и эстетически воспринимать лирические произведения 19 века.
2. Обогащение духовного мира путём приобщения к нравственным ценностям, утверждаемым П.Вяземским, Д.Давыдовым, А. Дельвигом и др.
3. Развитие и совершенствование устной и письменной речи.
Содержание курса (34 часа)
Понятия «поэты пушкинской поры», «золотой век русской литературы». Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и безыскусственность как стилистическая норма. Идеалы гуманности в русской литературе злотого века.
Предшественники Пушкина: Д.В.Давыдов («Современная песня»).
Наставники, ставшие литературными друзьями: К.Н.Батюшков («Мои пенаты», «Мой гений», «Воспоминанья»), П.А.Вяземский («Первый снег»).
Представители следующего литературного поколения: Д.В.Веневитинов («Поэт»), А.И.Полежаев («Песнь погибающего пловца»).
Собственно поэты пушкинской поры: Е.А.Баратынский («Две доли», «Финляндия», «Разуверение» и др. Поэма «Эда»). А.А.Дельвиг («Не осенний чистый дождичек…), «Вдохновение»). Н.М.Языков («Тригорское» и др.). В.К.Кюхельбекер. Стихотворения.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды учебной деятельности | Домашнее задание |
Введение. Понятия «поэты пушкинской поры», «золотой век русской литературы». Идеалы гуманности в русской литературе злотого века. | Конспектирование лекции учителя. Анализ эпиграфа урока: «Ужель их забуду, друзей души моей! А.С.Пушкин». | 1.Составить план лекции учителя. 2.Подобрать к уроку романтические стихотворения Пушкина, Батюшкова, Языкова, Баратынского и др. (По программе). | ||
Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и безыскусственность как стилистическая норма. | Конспектирование лекции учителя. Чтение и анализ стихотворений Пушкина , Батюшкова, Языкова, Баратынского, Дельвига и др. | Подготовить сообщение о Д.Давыдове. Подготовить материал о нравах и быте пушкинской эпохи: парад, пиры и застолья. На весь год деется работа: написание реферата. В течение года ведутся консультации. | ||
Д.В.Давыдов. Поэт, знаменитый партизан времён Отечественной войны 1812 года. «Современная песня», «Песня старого гусара» и др. Ритмы, разговорная интонация стихотворений. Лирический герой и образ автора. Приметы милой старины (нравы и быт пушкинской эпохи): Парад. Пиры и застолья. | Просмотр отрывков из худ. фильма С.Бондарчука «Война и мир». Чтение и анализ стихотворений. Выступление с сообщениями. | Подготовить сообщение о К.Е.Батюшкове. Подготовить материал о нравах и быте пушкинской эпохи: дворянское собрание, англий ский клуб. | ||
К.Н.Батюшков. Слияние романтического и классического (античного) начал в творчестве Батюшкова. «Мои пенаты», Мой гений», «Воспоминанья». Послание, элегия, ямб, лирический герой, поэтический язык. Приметы милой старины (нравы и быт пушкинской эпохи): В дворянском собрании. В английском клубе. | Составление хронологической канвы жизни и творчества поэта. Чтение и анализ стихотворений. | Сообщение о Вяземском, материалы о нравах и быте пушкинской эпохи «Трещат крещенские морозы». | ||
П.А.Вяземский. Слово о поэте (выступления учащихся). Стихотворения «Русский Бог», «Дорожная дума», «Первый снег». Стиль Пушкина и стиль Вяземского. Приметы милой старины (нравы и быт пушкинской эпохи): Балы, маскарады, гаданья, народные забавы. Пушкин и Вяземский. «Евгений Онегин» 5 глава. Рисунок Н.В.Кузьмина «Пушкин и Вяземский». -Почему художник ввёл в иллюстрацию изображение пота Вяземского? Что утверждает художник своим рисунком? (работа в группах) | Выступления учащихся. Чтение и анализ стихотворений поэта. Работа в группах (кейс-технология). | 1.Исследовательская работа: анализ одного из стихотворений Батюшкова. 2. Доп. материал: табель о рангах, российские награды 3.Прочитать 5 главу романа «Евгений Онегин». | ||
Контрольная работа (тест по образцу ОГЭ-9 кл.) | Выполнение тестовой работы. | Подготовить, используя Интернет-ресурсы, материалы о Д.В.Веневитинове. | ||
Д.В.Веневитинов. Дружеские послания, элегии. Стихотворение «Поэт». Тема поэта и поэзии в стихотворениях Пушкина и Веневитинова.Приметы милой старины (нравы и быт пушкинской эпохи): Общество безвестных людей. Дорожные жалобы. | Чтение и сравнительный анализ стихотворений. Выступления с докладами. | Подготовить материал о нравах и быте пушкинской эпохи: общество безвестных людей, дорожные жалобы. Анализ стихотворения «Поэт» Подобрать материал о А.И.Полежаеве. | ||
А.И.Полежаев. Жизнь и творчество. Стихотворение «Песнь погибающего пловца» и др. | Чтение и анализ стихотворений. Выступление с сообщениями. | 1.Выучить одно стихотворение Полежаева или другого изученного поэта наизусть. 2. Сообщение о Е.А.Баратынском. | ||
1.Е.А.Баратынский - поэт и философ. Муза Баратынского. Стихотворение «Муза» как автопортрет поэзии Баратынского. 2. Стихотворения Баратынского: «Две доли», «Финляндия», «Разуверение». Мужская и женская дактилические рифмы. 3,4 «Эдда». Финляндская повесть». Сопоставление эпилогов поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник» и «Эды». Сравнение финалов поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и «Эды».Приметы милой старины (нравы и быт пушкинской эпохи): Табель о рангах. Российские награды. | Составление плана -конспекта лекции учителя. Чтение и анализ стихотворений. Сравнительный анализ поэм. | Анализ стихотворений. Чтение и сравнительный анализ поэм. Сообщения о нравах и быте пушкинской эпохи. | ||
А.А.Дельвиг – русский поэт, ближайший друг Пушкина. Стихотворения А.А.Дельвига «Не осенний частый дождичек…», «Вдохновение» и др. основная тема произведений, лирический герой. Семинар «Мы все учились понемногу…» (2 ч.) | План-конспект лекции. Чтение и анализ стихотворений. Выступление на семинаре «Мы все учились понемногу…» | Анализ стихотворений. Подготовить выступление с презентацией на тему: «Мы все учились понемногу…» (воспитание дворянских детей). | ||
Н.М.Языков. Жизнь и творчество. Стихотворения «Родина», «Тригорское» и др. Поэтическая стилистика. Приметы милой старины (нравы и быт пушкинской эпохи): Дворянские гнёзда. В салоне. | Чтение и анализ стихотворений Сообщения о нравах и быте пушкинской эпохи. | Сообщения о нравах и быте пушкинской эпохи. Анализ стихотворения «Ау!» Прочитать роман Ю.Тынянова «Кюхля». Подготовиться по вопросам к конференции. | ||
В.К.Кюхельбекер – поэт, гражданин, лицейский друг А.С.Пушкина. Стихотворения «Поэты», «К Пушкину»», «19 октября 1828 года» и др. | Урок-конференция по книге Ю.Тынянова «Кюхля». Чтение и анализ стихотворений. | Подготовиться к к/р. | ||
Контрольная работа (тест по образцу ОГЭ-9кл.) | Выполнение тестовой работы | Подготовиться к викторине «Умницы и умники» | ||
Викторина «Умницы и умники» | Участие в викторине | Подготовиться к защите реферата. | ||
Защита рефератов | Выступления учащихся | |||
Урок – экскурсия «В Царскосельском лицее» | Поездка в г. Пушкин. | |||
Итоговый урок | ||||
Итого | 34 часа |
Примерные темы рефератов
●«Поэтов сладостный союз»: творческое взаимодействие А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова.
●Жанр песни в лирике Д.Давыдова и А.Дельвига.
●«Эда» Е.А. Баратынского и судьбы русской романтической поэмы.
●Тема поэта и поэзии в лирике Е. Баратынского и Д. Веневитинова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вацуро В.Э.Лирика Пушкинской поры. СПб., 1994.
2. Вересаев В.В.Пушкин в жизни. Л., 2007
3. Золотой век: Поэты пушкинской поры:1799-1837. М., 2001.
4. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1982.
5. Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М., 2001.
Лесохина А. М (Санкт-Петербург)