В 9 – 11 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В настоящее время при организации учебных занятий большое внимание уделяется использованию педагогических технологий, которые являются условием повышения эффективности учебного процесса и гарантируют достижение запланированных результатов обучения.
В школьной практике учителями Ленинградской области используются следующие технологии:
● технология развития критического мышления через чтение и письмо;
● технология уровневой дифференциации;
● технология развивающего обучения;
● технология проблемного обучения;
● информационно-коммуникационные технологии;
● технология педагогической мастерской;
● технология модульного обучения;
● обучение в сотрудничестве;
● игровые технологии;
● проектные технологии;
● дебаты.
Перечисленные технологии характеризуются такими чертами, как сотрудничество, предоставление учащимся свободы выбора содержания и способов учения, свободы для принятия самостоятельного решения, диалогичность, сотворчество учителя и учащегося. Они направлены на организацию поисковой, исследовательской, творческой деятельности обучающихся и их личностное развитие; ориентируют как на практическое использование имеющихся у них знаний, так и на приобретение новых знаний, умений и навыков.
Федеральный государственный стандарт ставит перед учителем сложную задачу: средствами образовательной деятельности создать условия для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности. Педагогические технологии не только создают условия для развития у школьников качеств такой личности, но и обеспечивают достижение требований стандарта к метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы, а также способствуют развитию ключевых компетентностей выпускника средствами предмета «Литература».
В Примерной основной общеобразовательной программе основной общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС ООО указано, что предметными результатами изучения литературы являются:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Цель работы учителя литературы – воспитать грамотного, квалифицированного читателя, который воспринимал бы художественное произведение как произведение искусства, который в освоении художественного текста мог бы оценить самобытность писателя, понять позицию автора и интерпретировать его произведение.
Во ФГОС среднего общего образования указано, что изучение предметной области «Филология» должно обеспечить сформированность умений написания текстов по различным темам и навыков различных видов анализа литературных произведений. Результаты изучения учебного предмета «Русский язык и литература» на базовом уровне должны отражать:
1. владение умением анализировать текст с точки зрения содержания различного рода информации: явной и скрытой, основной и второстепенной;
2. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
3. сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
4. способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях;
5. владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Требования к результатам обученности школьников показывают, что анализ текста художественного произведения является важнейшей составной частью преподавания литературы в общеобразовательной школе и способствует успешной сдаче выпускниками экзамена по литературе.
Государственная итоговая аттестация по литературе в 9 классе осуществляется в форме основного государственного экзамена (по выбору обучающихся), ГИА по литературе в 11 классе включает в себя итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ, которое пишут все выпускники средней школы, и единый государственный экзамен по литературе (по выбору обучающихся).
Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса прописаны в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по литературе (кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОО для проведения ЕГЭ по литературе):
1. уметь анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;
2. уметь сопоставлять литературные произведения, их художественные, критические и научные интерпретации;
3. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
4. уметь аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
5. писать рецензии и сочинения различных жанров на литературные темы;
6. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учётом норм русского литературного языка.
Сформировать эти умения можно только путём постоянной, целенаправленной работы с художественным текстом на уроках литературы, начиная обучение школьников анализу художественного произведения с пятого класса основной школы. Именно учитель основной школы развивает эстетическую восприимчивость, воссоздающее воображение, ассоциативное мышление, память школьников, личностный подход к литературному произведению, формирует теоретико-литературные знания и объективные критерии оценки рассказа, повести, стихотворения.
В 2014 – 2015 учебном году в школу возвратилось обязательное для всех учащихся одиннадцатого класса экзаменационное сочинение, которое является допуском выпускника средней общеобразовательной школы к государственной итоговой аттестации (единому государственному экзамену, государственному выпускному экзамену).
Итоговое сочинение – это надпредметная форма проверки речевых компетенций, формируемых у школьников на большинстве из изучаемых ими предметов (безусловно, при определяющей роли русского языка и литературы как учебных дисциплин).
Такая итоговая письменная работа проверяет способность выпускника средней школы создавать развёрнутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной им из данного круга вопросов проблеме, что предполагает изложение обучающимся собственной точки зрения с опорой на одно или несколько литературных произведений отечественной или мировой литературы. Для аргументации собственного развёрнутого высказывания экзаменуемый может использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества.
Опора на литературное произведение подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, учащийся должен продемонстрировать умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему, привлекая художественное произведение для аргументации своей позиции. Он может показать разный уровень осмысления текста – от элементов смыслового анализа до комплексного анализа художественного произведения в единстве его формы и содержания.
Важной частью подготовки обучающихся к сочинению является совершенствование умений анализировать художественное произведение. Анализ текста предполагает выявление отдельных элементов художественной формы и содержания. К формальным элементам художественного текста относятся стиль, жанр, композиция, ритм. К содержательным элементам – тема, идея, пафос, фабула, конфликт, характер. Привлекая для аргументации произведение отечественной или мировой литературы, учащийся должен обязательно использовать элементы смыслового анализа текста.
Завершая изучение или повторение художественного произведения на уроке, учитель может предложить школьникам несколько контрольных вопросов, которые помогут выявить уровень осмысления ими текста произведения:
1. Перескажите сюжет произведения; выделите в нём завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку.
2. Охарактеризуйте конфликт (идеологический, социальный, психологический и др.).
3. Какова система персонажей в произведении, как соотносятся герои между собой (противопоставлены или сопоставлены)?
4. Перечислите основные проблемы, поставленные в произведении.
5. Определите авторскую позицию.
6. Перечислите основные черты стиля (поэтики) автора произведения.
На едином государственном экзамене по литературе предлагаются следующие типы заданий, связанные с анализом текста: задания 8, 9, 15, 16 проверяют способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности и предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления); задание 17 требует от выпускника написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему.
При выполнении задания 17 ЕГЭ и задания части 2 основного государственного экзамена по литературе в 9 классе для убедительного обоснования своих тезисов экзаменуемые должны обязательно привлекать тексты анализируемых произведений (в 11 классе – по памяти): они должны продемонстрировать умение построить развёрнутое высказывание на литературную тему, аргументируя свои суждения текстом. На уроках литературы, особенно на уровне основной школы, следует уделять серьёзное внимание формированию умения краткого пересказа и точной отсылки к эпизоду.
Существуют два способа обоснованного привлечения текста художественного произведения или критической статьи:
1. процитированному тексту даётся собственная интерпретация;
2. текст цитируется как доказательство собственного суждения.
Любое привлечение текста является уместным только тогда, когда ссылки на текст либо подтверждают, либо дополняют мнение, высказанное самим экзаменуемым. Типичные ошибки, допускаемые при использовании текстов художественных произведений в развёрнутых ответах:
1. замена анализа проблемы пересказом текста произведения или критической статьи;
2. отсутствие цитатного материала, особенно в сочинениях по лирике, или недостаточность его привлечения;
3. неуместное цитирование или пересказ содержания, не связанные с проблемой, предложенной в вопросе;
4. привлечение литературного контекста (произведения, не заявленного в теме сочинения), часто подобный контекст мешает ученику адекватно ответить на поставленный вопрос, полно и правильно раскрыть тему сочинения.
Таким образом, проблема анализа текста – одна из важнейших современных проблем преподавания литературы в школе и требует пристального внимания учителя русского языка и литературы и методиста.
В лингвистике и литературоведении XIX – XX веков разрабатывались различные подходы (направления, виды) к литературному анализу: сравнительно-исторический, историко-функциональный, историко-типологический, мифологический, герменевтический, формальный, психологический, структуралистский, социологический и другие. Анализ текста литературного произведения и в последнее десятилетие привлекает внимание литературоведов и методистов. Вот только несколько статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Литературе в школе» в 2015 году:
● Шашкова Е.В. «И вот они опять знакомые места…». Тема родного дома в стихотворении Н.А. Некрасова «Родина». 10 класс»;
● Головачёва А.Г. «Время и времена в «Вишнёвом саде»: некоторые культурные аналогии»;
● Золотусский И.П. «Я человек, Ваше сиятельство». Комментарий к «Похождениям Чичикова». Дорога и путь. Поэма о колесе».
Статьи посвящены различным аспектам анализа классических произведений русской литературы и дают образцы школьного анализа художественного произведения.
Школьный анализ литературного произведения имеет свои особенности. Его цель – совершенствование читательской деятельности обучающихся. Характерные черты школьного литературоведческого анализа:
● обращение к изучению читательского восприятия и опора на его результаты;
● формирование и развитие читательских качеств обучающихся: воображения, эмоциональной чуткости, эстетической оценки, умения осознавать свои впечатления, эмоционально и интеллектуально выразить их;
● использование разнообразных приёмов в процессе работы с художественным текстом;
● сотворчество учителя и ученика при изучении художественного произведения;
● разделение приёмов анализа текста на две группы: приёмы постижения авторской позиции в литературном произведении и приёмы выявления и активизации сотворчества читателя.
Основными проблемами школьного анализа художественного текста в настоящее время, думается, можно считать следующие проблемы: необоснованное увлечение анализом формы произведения при отсутствии анализа содержания; недостаточное использование на уроках сопоставительного и контекстуального анализов текста, отсутствие на уроках литературы работы по обучению сочинениям на свободную тему, недостаточное использование учебника в качестве инструмента анализа художественного текста. Опыт единого государственного экзамена по литературе также показывает, что проблемными для экзаменуемых являются задания, связанные с анализом лирических произведений.
В «Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по литературе» С.А. Зинина, Л.В. Новиковой, Л.Н. Гороховской указано: «Проектно-исследовательская деятельность, обращение к статьям учебника и литературоведческим источникам, привлечение справочной литературы, терминологические диктанты, создание различного вида схем и таблиц – эти и другие формы работы в сочетании с основной (чтение и анализ художественного текста) помогут повысить литературоведческую грамотность учащихся, подготовив их к требованиям ЕГЭ по литературе. Свободное владение понятийным словарём предмета (в том числе теми категориями и понятиями, которые представлены в кодификаторе элементов содержания) позволит выпускникам не только уверенно справиться с заданиями базовой части единого государственного экзамена, но и создать полноценные развёрнутые «тексты о тексте» в жанре сочинения и письменного ответа ограниченного объема» [2, 17].
ЛИТЕРАТУРА
1. Головачёва А.Г. Время и времена в «Вишнёвом саде»: некоторые культурные аналогии // Литература в школе. №3. 2015. С. 8 – 10.
2. Зинин С.А., Новикова Л.В., Гороховская Л.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по литературе // http://www.fipi.ru/
3. Золотусский И.П. «Я человек, Ваше сиятельство». Комментарий к «Похождениям Чичикова». Дорога и путь. Поэма о колесе // Литература в школе. №2. 2015. С. 7 – 12.
4. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е.Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2013.
5. Шашкова Е.В. «И вот они опять знакомые места…». Тема родного дома в стихотворении Н.А. Некрасова «Родина». 10 класс // Литература в школе. №4. 2015. С. 8 – 10.
Л.Д. Коновалова (Санкт-Петербург)