Семантика неочевидного или педагогические возможности прочтения стихотворения н.заболоцкого

Цитирование общеизвестных строк перед профессионалами, – что может быть нелепей? С другой стороны, мы ведь слушаем по многу раз в году и в течение всей жизни одну и ту же мелодию, одну и ту же песню, … смотрим «Иронию судьбы», … и ничего, смиряемся, а иногда и благодарим за то, что столь давно известное, вдруг, опять вдохновило!
В конце концов, отнеситесь к моей декламации как относитесь к чтению наизусть вашего очередного ученика у доски...

Итак, «Среди других играющих детей...»

Самый простой смысл, который может извлечь из этого текста и учитель, и учащийся лежит, что называется, на поверхности: внешность обманчива. Прекрасная душа может быть заключена в непривлекательные формы. И нужно быть очень осторожным в своих эстетических предпочтениях, особенно когда мы говорим о людях – этих самых загадочных на земле существах…

Но у любого ученика (как, впрочем, и у любого педагога) может при этом возникнуть масса иных параллельных вопросов. Например, а почему вообще так случается, – почему люди эстетически неоднородны, и, причем, сильно? И значит ли это, что акценты расставленные Заболоцким, обрекают все формально красивое на осуждение? Неужели в моральном плане красивое всегда хуже некрасивого? Образно выражаясь, всегда ли красивая девочка, не заинтересовавшая поэта, – хуже некрасивой, – описанной им?!... Мне кажется, если начать говорить на эти темы, оттолкнувшись от данного поэтического первоисточника,
убежден, – это существенно раздвинет горизонты наших педагогических возможностей... В рамках своего выступления я попробую сделать это, посмотрев на заданные вопросы со своей «церковной колокольни». Очевидно, что педагогическая «колокольня» может быть и другой – не религиозной вовсе, – но лично у меня, вы уж простите, есть только такая...

Так что же на самом деле представляет собой красота? «И почему ее обожествляют люди?»

9 стих 2-ой главы книги Бытия, описывая один из этапов библейского космогонического процесса говорит, – «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи...». Обратите внимание на последовательность: во-первых, «приятное на вид» и лишь затем: «хорошее для пищи» ... Следовательно, КРАСОТА как онтологический признак созидаемого мира предшествует материальной функциональности. «Приятность вида» не отделена от практической пользы, но упоминается в этом рассказе как качество ПЕРВОСТЕПЕННОЕ.... Каков же вывод? Мир Бога – красив, а уже затем полезен... (А значит, и для нас, людей, Шекспир должен быть все-таки важнее сапог)...

Впрочем, мы это и так знаем, ибо не раз чувствовали...
Согласитесь, иными проявлениями прекрасного можно лишь благодарно восхищаться,
даже если мы не находим для них никакого серьезного утилитарного применения!

С христианской точки зрения ПРЕКРАСНОЕ в самой сути своей – даже после грехопадения, а точнее из-за него (ср. Быт. 3), – является неким отблеском первичной высшей… АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЫ!... Прекрасное в нашем мире – есть хотя и частичное, хотя и фрагментарное, но все-таки отражение Творца мира! ... Кстати, одно из имен Которого – КРАСОТА, по-славянски, – «доброта». Именно поэтому, видя красоту, узнавая ее, стремясь к ней, мы на самом деле стремимся к ее Первоисточнику... Оттого и обожествляем всякий Его отблеск! ... «Милый друг, иль ты не знаешь,/ Что все видимое нами:/ Только отблеск, только тени,/ От незримого очами...». Впрочем, это происходит не только в области нашего эстетического чувства, но и в области наших мыслей, наших обычных желаний и даже наших ежедневных поступков... Осознавая себя временными уязвимыми существами, мы так или иначе (под тем или иным видом) стремимся к целостной неразрушимой гармонии и поэтому никогда не способны до конца удовлетвориться или насытиться любой земной половинчатостью...

Помните знаменитые поэтические вопросы Марины Цветаевой? «Наше сердце тоскует о пире/ И не спорит и все позволяет. /Почему же ничто в этом мире/ Не утоляет?» [3]. Что ж? Марина Ивановна дерзновенно спрашивала, а Блаженный Августин, живший за сотни лет до нее, гениально ответил; и Церковь не переставая чтит этот пророческий ответ: «Ты сотворил нас для Себя Господи, и поэтому мятется сердце наше, до тех пор, пока не успокоится в Тебе...» [1].

Итак: Прекрасный Бог – прекрасного Отец, но... теперь-то наш «мир во зле лежит» ... Вошедший в мир грех… Причем вошедший сознательно, добровольно, помните филаретовский ответ А.С. Пушкину: «Сам я своенравной властью зло из темных бездн воззвал, сам наполнил душу страстью, ум сомненьем взволновал...» [2]. Так вот, этот самовольный грех исказил мир, сделал его больным, несовершенным, в том числе и в области красоты! ... И поэтому с одной стороны, Красота есть то, что лишает нас дара речи... Заставляет замирать в ликовании или плакать от восхищения... и одновременно – постоянно ускользает, увядает, улетучивается, – видим ли мы ее, говорим ли о ней... Как часто Красота очаровывает, чтобы вскоре разочаровать... Она вначале зовет, чтобы затем стать во всех отношениях неуступчивой... Словом, она двоящийся призрак «золотой антилопы» – и глаз не оторвать, и приручить не в силах....

И что с этим делать? Стоит ли после всего сказанного искать красоту, верить в нее, надеяться на ее обретение? – Конечно СТОИТ!!!!! Но нужно учитывать некую подвижность, дифференциацию в сфере красивого, чтобы понимать, с чем в данный момент мы имеем дело...

Позволю себе предложить вам некую условную схему иерархии прекрасного:

а). Во-первых, Красота бывает совершенна и по форме и по содержанию. Маурицио Карлотти говорил, что «Совершенная красота – это гармоничное сочетание взаимодействующих элементов; когда уже ничего не надо отнимать, прибавлять или менять». В религиозной жизни это Иисус Христос … Быть может, в музыке – Моцарт, в поэзии – Пушкин, в искусстве, – ну, например, «Пиета» Микеланджело, «Троица» Рублева... и т. д. Именно такая и только такая «КРАСОТА СПАСЕТ и уже СПАСАЕТ наш МИР»...

б). Во-вторых, Красота бывает таковой только по форме, – когда содержание уже утрачено... Такая красота очень часто корыстна, агрессивна, взбалмошна... (и в этом смысле о ней самой можно сказать: «Прекрасна, как Ангел Небесный, как демон коварна и зла..»)!

Мудрецы древности пытались вразумить носителей (еще чаще носительниц) такой красоты обидными сравнениями: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная» (Притч. 11: 22). Небольшой комментарий. Кольцо для носа – это обычное украшение женщин на Ближнем Востоке в библейский и постбиблейский период. В этом афоризме красивое дорогое украшение сравнивается с женским очарованием. Украшение на свинье (самом грязном животном) так же нелепо и безобразно, как и красота аморальной женщины. И, согласитесь, это утверждение не так уж и устарело... Я обычно представляю себе сквернословящую красавицу в каком-нибудь дорогом ресторане, на книжной выставке или в кинотеатре…

Такая – вторая неполная красота – мир не спасет точно! Прежде, чем кого-то спасать такая красота вначале сама должна быть спасена... Как? История преп. Мнона и Пелагеи...

в). Бывает еще Красота, в которой уже не осталось ни содержания, ни формы.
Этакая эстетика безобразия, красота инфернального, мир людей, запечатленный глазами дьявола...

Мы, как правило, живем в четвертом варианте. Формы, увы, нет, (никогда не было или уже нет), но, к счастью, возможно (причем возможно всегда) именно содержание... Мне кажется об этом, и только об этом говорит нам стихотворение Николая Заболоцкого...

Мать Тереза (старуха из к/ф Вий, если бы не ее светящиеся добротой глаза можно было бы сказать, что она некрасива), но она – мать Тереза и этим все сказано; да и кому теперь важно как она выглядела, важно, кем она была...

Амвросий Оптинский. Л. Толстой оставил о нем несколько воспоминаний

Время эти понятия не стерло... Найдем способы в андроидный век… На этом примере, если позволите, я и закончу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блаженный Августин. «Исповедь». Кн. I. Гл. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved.

2. Святитель Филарет, (Дроздов Василий Михайлович). Жизнь// http://www.manna-lib.com/poetry.

3. Цветаева М.И. Жажда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litres.ru/marina-cvetaeva/polnoe-sobranie-stihotvoreniy.

Е.С. Роговер (Санкт-Петербург)

Наши рекомендации