Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Сюжет комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» строится не на семейно-бытовой коллизии сватовства и не на любовном треугольнике, а на важном событии из жизни целого города. Особое значение придается завязке конфликта: она должна появляться с самых первых реплик героев и немедленно вовлекать в действие всех персонажей, так что «ни одно колесо не должно оставаться как ржавое или не входящее в дело» – говорил Гоголь. Это требование выполняется в «Ревизоре» - сначала возникает завязка («К нам едет Ревизор»), а затем экспозиция (мы знакомимся с чиновниками и от них узнаем, как обстоят дела в городе). Есть в комедии и любовный треугольник, и сватовство, но эта линия чисто пародийная и находится на периферии сюжета.
Действие комедии происходит в неком уездном городе-призраке, на самом деле не существующем, но представляющим собой типичный образ русских уездных городов. Для проезжих, а особенно для важных, значительных персон, в нем царит благополучие: «…улицы выметены, во всем порядок, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало…». Эту мнимую идиллию, в которой пребывают жители города, нарушает страшное известие – приехал ревизор. В суматохе перепуганные чиновники, старающиеся создать видимость порядка и своей честности, принимают за инкогнито проезжего петербургского регистратора, оказавшись сбитыми с толку его самоуверенностью и манерой поведения типичного столичного чиновника. Мнимый ревизор Хлестаков, такой, каким он представляется чиновникам города. Хлестаков, «находящийся на дружеской ноге с Пушкиным», имеющий один из самых знаменитых домов в Петербурге, «где собираются князья и графы, а иной раз и министр», Хлестаков, «которого сам государственный совет боится», – фантом. Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление. В рассказах этих нам предстает миражный мир Петербурга, его кривое отражение, город-призрак, город чиновников, взяточников, мошенников, плутов, картежников, город Хлестаковых и Тряпичкиных.
БИЛЕТ 18 вопрос 2
Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
Интерес Лермонтова вызывает эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этому времени посвящена историческая поэма "Песня про купца Калашникова". Но ее настоящим героем становится не царь, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса - былинным богатырям.
В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи. Он позорит ни в чем не повинную женщину, прекрасно понимает серьезность своего поступка. Этот поступок нельзя объяснить охватившей его страстью и молодостью. Здесь скорее вседозволенность и неограниченные права царского любимчика. Совершенно по-иному решен образ купца Калашникова. Он степенный человек, заботящийся о семье, смелый и гордый. Степан Парамонович выходит на кулачный бой защищать честь и достоинство жены. Алена Дмитриевна просит мужа быть ее заступником.
В «Песне…» описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом. Калашников бьется смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью…
Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы.
- Я вышел убить его,- говорит купец царю, не пытаясь оправдаться, объяснить свой поступок. Он не скажет о причинах, не станет позорить доброго имени жены. И в этом весь Калашников. Он предпочел смерть позору. Какова же царская милость? Степана Парамоновича казнили...
Современники поэта видели в "Песне про купца Калашникова" аналогию происходящему вокруг: зло таится в самой неограниченности власти, в деспотии.
БИЛЕТ 18 вопрос 3
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве»
вошел в галерею классических образцов русской литературы?
Ярославна — героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII в). Это реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича. Княгиня в тексте именуется по отчеству.
Образ тоскующей по мужу Ярославны — одно из ярчайших достижений «Слова». В Ярославне воплотился идеал женщины Древней Руси. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. В «Слове» показан новый взгляд на женщину и ее судьбу, в нем торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру — плачу.
Плач Ярославны — важнейший элемент поэмы. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, плачущая на высокой стене, заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру, Днепру и солнцу звучит упрек и призыв о помощи. Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Ярославны, жалобы которой автор «Слова» уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину.
Печальный голос Ярославны летит над землей – это своеобразная передача мужу своей энергетики, благодаря этому муж вернулся жив и здоров.
БИЛЕТ 19 вопрос 1
Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, который является собирательным образом. Автор замечает, что “он никак не уступал другим губернским городам”. Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные “дома в один, два и полтора этажа ”, на “почти смытые дождем вывески”, на чаще других встречающуюся надпись “Питейный дом”.
Постоянные балы, обеды, завтраки и закуски создают образ, наполненный страстями, суетой и хлопотами. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это бессмысленно и ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно. “Визитной карточкой” города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город, этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.
Жизнь города всецело зависит от многочисленных чиновников. Автор рисует выразительный портрет административной власти в России. Словно подчеркивая бесполезность и безликость чиновников города, он дает им очень краткие характеристики. Все они имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их людьми более или менее просвещенными. Таковы и губернские помещики. Те и другие связаны между собой почти родственными связями.
Чиновники — это своего рода вершители судеб жителей губернского города. От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения - явления постоянные и повсеместные.
При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Автор отдает должное вкусу губернских дам: “Это не губерния, это столица, это сам Париж!”, но одновременно с иронией подмечает “не виданный землею чепец”.
Все гоголевские герои мечтают достичь некоего идеала, который видится в образе жизни столицы, блистательного Петербурга. Создавая собирательный образ русского города того времени, автор совмещает черты провинции и характерные особенности столичной жизни. Так, упоминание о Петербурге встречается в каждой главе поэмы.
Все это вливается в общую характеристику города NN, а также подчеркивает его собирательность. Ведь все эти пороки были свойственны современной Гоголю России.
БИЛЕТ 19 вопрос 2
Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Характер Мцыри отражается в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. В битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы. Переживания Мцыри – это жизнь. Этот эпизод произвел на меня самое сильное впечатление.
Читая поэму, мы видим красоту и могущество природы Кавказа. В эпизоде борьбы с барсом чувствуется даже какая-то фантастичность кавказской природы. Каким мы видим барса? Красивым (на нем «шерсть отливалась серебром»), могучим и совсем неподозревающим об опасности. Для Мцыри он был опасным зверем. Увидев барса, Мцыри схватил рогатый сук, и «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы». И вот начался смертельный бой. События развивались очень быстро, и, чтобы показать ещё большую быстроту, Лермонтов пользуется выразительными глаголами и яркими эпитетами. Чувства, которые испытывает Мцыри,- это ожесточение, но и радость, ведь он сейчас на свободе. Мцыри рассказывает о барсе, как о своем друге: «Обнявшись крепче двух друзей, упали разом»,- ведь они оба свободны.
Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.
Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведет себя как человек.
БИЛЕТ 19 вопрос 3
Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Фонвизина «Недоросль»)
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» - проблема воспитания передовых людей.
Имя Митрофан переводится как «подобный матери, похожий на мать».
Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном. У него не было цели в жизни, он не думал о будущем и об учебе, у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятни да жениться.
«Не хочу учиться, а хочу жениться» - это его мечта…
К своим учителям он относился с пренебрежением. Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остается сама Простакова со своей «твердой логикой» и столь же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана (немец, преподающий французский) за то, что «он дитя не неволит». Госпожа Простакова говорит, что без наук люди живут и жили.
Няня Еремеевна, которая как могла воспитала Митрофанушку, терпела все оскорбления, но после всего этого Митрофан хотел, чтобы она его защищала от всех.
Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не помогает.
Митрофан был очень ленив, никогда не перетруждал себя. Ведь из избалованного сыночка он превращается в жестокого человека, предателя. Предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме. Он показывает свое действительное отношение к ней. Мне кажется, худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может.
Митрофанушка очень капризный и беспечный ребенок, он глуп и невежлив, не задумывается о своем будущем и о людях. В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия.
Если не воспитать должным образом ребенка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.
БИЛЕТ 20 вопрос 1
Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
У Чичикова есть прошлое. Это и первые уроки бережливости, и годы службы в казенной палате и на таможне, до той минуты, когда Чичикову пришла мысль о приобретении мертвых душ.
Характер Чичикова дан в развитии. От события к событию растет в нем жажда наживы.
Чичиков чем-то похож на каждого из них. В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а соврать способен не хуже Ноздрева. Таким образом, Чичиков является “собирателем” отрицательных черт всех помещиков.
Чичиков обладает энергией и волей. Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями.
Но, в отличие от помещиков, Чичиков размышляет, пытается проанализировать свои поступки. Он наделен волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице. Это «рыцарь копейки».
Ему присущи практичность, изобретательность, целеустремленность. Он умеет вести “дела” (из разряда нечистых).
С каждым из помещиков он находит общий язык. Он знает человеческую психологию. Чичиков легко перевоплощается и легко переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чем ни себе, ни своим целям.
Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Деньги – единственная цель его жизни. Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши.
Так какая душа у нашего героя? Живая или мертвая?
Если сравнивать его с остальными персонажами, то в нем есть жизнь, энергия и мысли. А, значит, и душа, правда запятнанная.
А если смотреть на гуманность его поступков, то можно сказать – у этого человека нет души или она мертва.
Благодаря проницательному, испытывающему взгляду автора главный герой предстал в ином, истинном свете. Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой она подается, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.
Есть ли надежда на возрождение героя?
Замысел Н.В.Гоголя был провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению.
БИЛЕТ 20 вопрос 2
Прославление воинского подвига в поэме
А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»)
Александр Трифонович Твардовский писал поэму "Василий Теркин" во время Великой Отечественной войны, будучи фронтовым корреспондентом. Поэт сам был частью народа, поднявшегося на борьбу против захватчиков.
В жанровом отношении это свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы говорят сами за себя: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре» и др.
Главный герой поэмы — рядовой Василий Теркин. Реального прототипа у него нет, это собирательный образ, его отличала простота, которая вовсе не мешала ему в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости и озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжелый труд — бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат.
В главе «поединок» два персонажа: немец и солдат Тёркин. Автор описывает рукопашный бой.
Идёт схватка между двумя: один – «Немец был силен и ловок…» и второй – «Теркин знал, что в этой схватке Он слабей: не те харчи».
Автор описал это так правдиво, будто был третьим на этом поле битвы.
Со старухой сладить в силе?
Подавай! Нет, кто ты есть,
Что должны тебе в России
Подавать мы пить и есть?
Тёркин бьётся за свою Родину, за матерей и сестёр, у немца таких стремлений нет, на нашей земле – он вор и убийца.
Об исходе поединка мы знаем, русский солдат победил и остался жив, но… как сам Тёркин говорит:
Бей, не милуй. Зубы стисну,
А убьешь, так и потом
На тебе, как клещ, повисну,
Мертвый буду на живом…
В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»).
закончить я бы хотела бы отрывком из главы о награде…