Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.
У М.Ю. Лермонтова есть множество произведений, где есть чудные описания природы. Его знаменитые «Парус», «Утес», «Листок» и конечно же «Мцыри». На примере этого произведения я хочу рассмотреть эту тему подробнее.
Читая поэму, мы видим красоту и могущество природы Кавказа. В эпизоде борьбы Мцыри с барсом чувствуется даже какая-то фантастичность кавказской природы.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Гармония природы и ее свобода противопоставлены в поэме смирению и покорности в монастыре, гнетущие душу Мцыри с детства. Ведь люди, спасшие ему жизнь, на самом деле подарили ему ад. Вырвавшись на волю, дитя природы припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. «Мучительный недуг» угрожал жизни мальчика, именно тогда «могучий дух его отцов» развился в ребенке, сделав его гордым и непокорным в плену.
Одинокость и замкнутость были присуще ему:
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему «три блаженных дня», а монахам – недоумение и непонимание его поступка.
Юноша мечтал о возможности любить и ненавидеть, найти путь в «родную страну», встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда”.
Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит.
Мцыри - одинокий, но мятежный, живущий мечтой и отрекающийся от действительности, ищущий гармоничного слияния с природой.
Поэма «Мцыри» отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и свободных людей - в гордый Кавказ. Именно Кавказ потряс воображение большеглазого и впечатлительного ребенка.
БИЛЕТ 11 вопрос 3 (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному?
РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ… охарактеризуем этих героев…
Чацкий. Отношение к жизни, к миру – максимализм, в отношении к девушке – его речь красивая, богатая, интеллектуальная, он думает, анализирует и мыслит… борясь, идёт к вершинам…
Молчалин – приспособленец, в отношении к девушке – красиво приласкает, хороший актер, отношение к миру – минимализм.
И кого из этих двух может полюбить чудесная девушка, такая как Софья?
От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить.
Как ни странно – её выбор падает на Молчалина. Софья не понимает, что ей нужен другой человек, такой как Чацкий. И если бы она выросла в другой среде, то, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не может представить себе иного героя. («Лучше синица в руках, чем журавль в небе»).
Чацкий же – человек не из их общества, новатор (а общество – консерватор), он всё время идёт вперед, развивается, его можно назвать «революционером». В споре с Фамусовым он произносит: «И точно, начал свет глупеть...».
Так почему же Чацкий отказывается верить очевидному? Да потому, что Софья (как бы это не было грустно) – ячейка фамусовского общества, хоть и чуть-чуть выше его, но всё равно стоящая на месте. А Чацкий – человек нового поколения, идущий вперёд. И поэтому ему трудно понять её выбор. Тем более, любит он не настоящую Софью, а ту, которую придумал себе…
Прозрение его наступает в последнем действии, когда он, скрывшись в лакейской, слышит любовный диалог Молчалина с Лизой, а потом Молчалина с Софьей.
Полное разочарование толкает его уехать из Москвы, и его знаменитое «Карету мне, карету» заканчивает действие комедии.
БИЛЕТ 12 вопрос 1
Истоки характера и духовная эволюция Онегина
в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
1. Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». В романе «Евгений Онегин» эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типичный образ.
2. Прежде всего, Пушкин показал, как воспитывались такие люди, как Онегин. Он получил домашнее воспитание, что было нехарактерно для дворян начала 19 века. Как правило, они получали либо военное, либо светское воспитание в университете. Онегина же воспитывал месье Лабе, «француз убогой», который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Таким же образом воспитывался и Пушкин до поступления в Лицей. Онегин же не получил глубокого образования, и Пушкин сетует по этому поводу:
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь…
3. Он вышел в свет в 17 лет и сразу кинулся во все развлечения, которые ему мог дать неугомонный Петербург. Вот его распорядок дня. Полдень, дом Онегина, он лениво просыпается. Собирается в ресторан, вкушает изысканные блюда. Затем идет в театр. После, заходит домой переодеться и идет на бал. Утром, когда нормальные люди просыпаются и идут на работу, Онегин возвращается домой.
4. Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Это, в конце концов, привело к дуэли.
Онегин стреляет с дальней дистанции, явно не желая попасть в Ленского. Возникает вопрос: почему Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, появляется боязнь стать смешным или сделаться предметом сплетен. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. В итоге Евгений убил Владимира:
Поэт, задумчивый мечтатель
Убит приятельской рукой!
После дуэли Онегин уезжает, так как его преследовала окровавленная тень. Он путешествует по России. Главу «Путешествие Онегина» Пушкин убрал по цензурным причинам.
Встретив Татьяну в Петербурге, он понимает, что он потерял, отказавшись от нее. Он перерождается. Он способен теперь на настоящее чувство.
Финал романа открытый. Мы только можем понять, что, оставив Онегина «в минуту, злую для него», мы оставляем его на распутье.
БИЛЕТ 12 вопрос 2
Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми
и как его это характеризует? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Словарь дает два определения слову "Недоросль".
Первое - "это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу".
Второе - "глуповатый юноша - недоучка". Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля - Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение подрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка - воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан "проявил себя" как мог. Он не разговаривал, он "лаялся". Позволял себе грубо разговаривать не только с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няню Еремеевну он обзывает "старой хрычовкой", хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. Обидеть кого-то для него - раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь "под рукой" всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать он не жалеет и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!". С этими словами любимый сын отказывается от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мне жалко Простакову, но ведь она сама развила и воспитала в Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии «Недоросль» в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь "митрофанами" мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким "митрофанам ""Недоросль" остается популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы.
БИЛЕТ 12 вопрос 3
Почему на протяжении повествования меняется отношение
Эраста к Лизе? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Писатель убежден, что великой силой, руководящей человеком, являются страсти, могущественная любовь, раскрывающая в человеке лучшие стороны его души, делающая его нравственно богатым и прекрасным, неодолимо ведущая к счастью. Но страстям, внушаемым природой, противостоят «законы», которые осуждают эти страсти и лишают человека счастья. В данном случае таким «законом» выступило социальное неравенство влюбленных. Лиза - бедная крестьянская девушка, Эраст – богатый дворянин, с немалым разумом и добрым, но ветреным сердцем. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил. Увидев Лизу, он подумал, что нашел именно то, что всегда искал. Любовь к Лизе позволила Эрасту хоть на мгновение забыть свою скуку и на время оставить большой свет. Между тем Лиза прекрасно осознавала недолговечность своего счастья.
Эраст делает Лизу счастливой, но постепенно его чувства охладевают. Узнав, что он любим чистым и открытым сердцем, в порыве страсти он уверяет Лизу, что закон неравенства не властен над ним.
«Страстная дружба» невинной души какое-то время питала его сердце, но как только отношения вышли на новый виток, непорочность погибла, а вместе с ней погибли и клятвенные обещания не употреблять любовь во зло. Эраст подчинился законам среды, бросив ту, которую любил, женившись на богатой вдове, способной поправить его материальное положение. Эраст был слаб и ветрен и «бедная» Лиза вынуждена была сделать свой жестокий выбор, совершив самоубийство.
Достоинство повести Н. М. Карамзина в том, что он, отказавшись от социального подхода к изображению русской действительности, сосредоточил основное внимание на психологии героев, достигнув в этом значительного мастерства. Как никто из предшествующих ему русских писателей, Карамзин сумел показать все перипетии любви и передать тончайшие оттенки чувства.
БИЛЕТ 13 вопрос 1
Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
В.Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом в стихах по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни поколения: быт и нравы людей, состояние душ, литературные пристрастия, моды и т.д. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство. Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России.
Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в его описаниях. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа, Евгений, конечно же, столичный житель, даже, не смотря на то, что он стоит на ступеньку выше светского общества. Глазами жителя Петербурга показана нам Москва – «ярмарка невест». Если при описании Петербурга поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось.
Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки». Современная поэту Россия – Россия деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит календарь, ибо старик, имея много дел, в иные книги не глядел. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина.
С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.
БИЛЕТ 13 вопрос 2
Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова
Тема одиночества в лирике Лермонтова проявляется особенно ярко. Этому есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов с детства был сиротой. Его мать умерла, когда ему было три года. С отцом он был разлучен бабушкой.
Кроме того, у него не было лицея в жизни, как у Пушкина. По натуре своей Лермонтов был человеком едким, скрытным, часто вызывал по отношении к себе неприязнь и ненависть. В нем не было пушкинской легкости, веселости.
Свою непохожесть на других он ощутил еще с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике.
Вспомним хотя бы стихотворение «Парус» с его строчками: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…» Одинокий… Да, парус не мыслит жизни без борьбы, без поиска, без стремления к неизведанному, но он одинок.
Вот еще одно стихотворение «Утес»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана…
Также стихотворение «Листок» относится к теме одиночества в лирике Лермонтова.
«Листок оторвался от ветки родимой…»
БИЛЕТ №13 вопрос 3