Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
БИЛЕТ №2 вопрос 2
Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Этот эпизод показывает, насколько ничтожен Башмачкин в сравнении со "значительным лицом". Робость, а затем страх показывают, что Башмачкин - маленький человек, он не может в своей жизни сделать почти ничего "сверхъестественного" - то есть заступиться за себя, например. От пережитого ужаса в приемной "значительного лица" он не замечал, как шел, и после слег в постель, заболел и умер.
Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича.
Я не раз замечала, что часто в произведениях Гоголя присутствует мистика. Например, в повести «Нос» по улицам Петербурга разгуливал сбежавший нос, также в «Вие» вспомним летающие пельмени. Да и в самой «Шинели» есть мистика, как уже вспомнила – мертвец, в котором кто-то узнает Акакия Акакиевича.
Все же вернемся к нашей повести…
“Значительное лицо”, к которому чиновники советовали обратиться за помощью, “распекало” Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгнало из своего дома. И вот исчезло с лица земли “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание...” Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.
БИЛЕТ 2 Вопрос 3
В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Ранней весной 1946г., Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, и вот в 1956 году был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека".
Автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым. Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он "сгорбился", положил на колени большие, темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не не пасть духом.
Перед нами проходит вся жизнь героя… Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе черты русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Соколова перевернулась. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы войны, и ценой громадных жертв и трагических потрясений он отстоял свою родину. В этом и заключается смысл рассказа “Судьба человека”.
Закончилась война, но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Остается одна надежда на встречу с сыном. А встреча эта состоялась у гроба сына. Казалось бы, все кончено. Но жизнь, "исказив" человека, не смогла сломить и убить в нем живую душу.
Андрей Соколов после всего того, что пережил, не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия произведения в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!
И еще на одну интересную черту обращает внимание писатель. Его герой, прежде всего, думает о собственных обязанностях перед близкими, перед родиной, народом, человечеством. Вот почему судьба Соколова — судьба человеческая, судьба народная.
БИЛЕТ 3 Вопрос 1
Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
«Маленький человек» - обозначение героя, занимающего одно из низших мест в социальной иерархии. Основные черты «маленького человека»: приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвленная гордость.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века. Главным героем повести является повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Карамзин первый, кто начал традицию русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям и бедам. Защита слабых и угнетенных – главная задача художников слова. Это произведение сразу стало популярным, и тогда главным объектом внимания стал внутренний мир отдельной личности.
БИЛЕТ 3 вопрос 2
«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Письмо – один из двух открытых монологов героини. Письмо Татьяны пронизано громадным чувством любви. (чтение письма)
Дальнейший ход романа разрушит надежды Татьяны, но не в малейшей степени не затронет цельности и ясности ее души.
В романе затрагивается проблема неразделенной любви. Отвергнутая Татьяна выходит замуж и спустя несколько лет, будучи знатной дамой, встречает Онегина, но остается верна своему мужу, в то время, как Онегин влюбляется в нее и просит остаться с ним, уйдя от мужа.
БИЛЕТ 3 вопрос 2
Диалог Андрея Соколова и Мюллера как один из кульминационных эпизодов рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
Герою рассказа «Судьба человека» пришлось испытать все тяготы войны. Он был 2 раза ранен, в 3-ий, тяжело контуженный, попал в плен. Его чудом не расстреляли, отправили трудиться на рейх. Задержан за попытку побега и его сильно избили. За 2 года плена объехал половину Германии. Везде от него требовали работу, морили голодом. Его хочет расстрелять Мюллер за недовольные слова Андрея. С хладнокровием и достоинством, голодный, отказывается выпивать за победу немцев, потом разыгрывает целый спектакль, показывая, как умеют пить русские. Таким образом, он продемонстрировал силу своего характера. И Мюллер, уважая достойного соперника, отпускает Соколова с буханкой хлеба и куском сала, разделенных поровну между товарищами.
Таким образом, Андрей Соколов очередной раз спасается от смерти. Можно подумать: на этой земле его держит обещание своей жене, что он вернется с войны живым.
БИЛЕТ 4 вопрос 1
Тематика и образы романтической поэзии В. А. Жуковского
Василий Андреевич Жуковский стоял у самых истоков русского романтизма. Предметом своего творчества он избирает мир человеческой души. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве.
Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни и судьбе человека. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием которой является верность "до гроба" и "за гробом". Воображение поэта интересует все таинственное и потустороннее, ставящее человека перед выбором между добром и злом.
Его романтический мир лирики заполнен стихами о народной жизни, фольклор становится для Жуковского источником высокой поэзии:
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…
В балладе “Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив и здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая не ропщет на Бога и не теряет веры и любви.
Какие же черты определяют поэзию Жуковского именно как романтическую? Прежде всего, это попытка открыть тайну мира - в жизни природы и в жизни людей. Он часто прибегает к олицетворению природы.
В элегии «Море» романтическая идея двух миров отражается противопоставлением море-небо. Поэт рисует стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека. Море представляется этому человеку трепетным и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире. Земное существование непостоянно, жизнь полна утрат и разочарований. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него».
Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.
БИЛЕТ 4 вопрос 2
Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель?
(По повести А.С. Пушкина «Выстрел»)
У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.
Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию.
Повесть состоит из двух частей. В основе каждой из них стоят поединки, что обозначены выстрелами. Моральная сторона незаконченного поединка описывается двумя повествователями. Только что стоявший на грани смерти, человек рассказывает о двух выстрелах. Все это демонстрирует нам драму этой дуэли, когда боясь потерять уважение к себе, люди готовы пожертвовать жизнью. Каждый из персонажей борется, в первую очередь с собственными внутренними качествами. Граф позабыл о нравственных ценностях, давление окружающего мира оказалось сильнее его. Сильвио преодолел все, не очернив, прежде всего самого себя. К Сильвио у нас противоречивые чувства, мы его жалеем из-за его внутренних конфликтов, но в то же время мы его осуждаем за неблагородное поведение.
Сильвио всегда и во всем был лучшим. Сам себя он характеризует так: «Характер мой вам известен: я привык первенствовать». И естественно, появление графа в качестве его соперника не давало ему покоя, именно из-за этого он чувствовал к нему ненависть. Не смотря на то, что граф был ничуть не хуже его, он каждый раз хотел навредить своему сопернику. Потом Сильвио вспоминал: «Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние».
Изменения происходят не только с характерами персонажей, но и с их речью. Сильвио и граф рассказывают с большим азартом, в отличие от автора. Более того, Сильвио рассказывает намного интереснее и богаче, чем автор, он не просто описывает события, но и позволяет нам представить их в полной мере. В повести «Выстрел» остается что-то незавершенное, но вера главных персонажей в то, что они сами создают свое благополучие, дает нам надежду.
А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже намека на оскорбление себя или своих близких, часто дрался на дуэли, демонстрируя полное презрение к смертельной опасности, словно нарочно испытывал судьбу. Часто эти дуэли заканчивались примирением.
Повесть Пушкина «Выстрел» первоначально состояла из одной 1 -и главы. В таком виде она носила автобиографический характер: она содержит описание собственной дуэли Пушкина в Кишиневе с офицером Зубовым. Об этой дуэли рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал». Пушкин ушел, не стреляя, но и не помирившись с Зубовым.
Через два дня поэт приписал к 1-й главе вторую.
В жизни выстрел остался за Пушкиным, а в повести за соперником. В жизни Пушкин отказался от выстрела, хотя не простил Зубова, а в повести - Сильвио оставляет выстрел за собой, чтобы отомстить.
Поэт отказывается от выстрела по известным только ему причинам. Зубова наверняка злил «беспечный» вид Пушкина, завтракающего черешней, он хотел бы отомстить. И поэт дал ему такую возможность в своей повести. Но гений Пушкина создал совсем иного героя, героя необычного.
БИЛЕТ 4 Вопрос 3
Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
ПРИМИТИВНО: Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба.
При скрытности характера, личном достоинстве Печорина, чем объяснить его безразличие к собственным дневникам, которые хранит Максим Максимыч? Ведь он писал, что "дневник будет драгоценным воспоминанием". А может, ужасным? Разве что для мерзавца. А он считает себя таковым.
Отказ от дневника — последнее движение его доброй натуры и знак духовной смерти. Некогда "необъятные" нравственные силы растрачены по пустякам.
Дневник – это безмолвный собеседник Печорина в определенное время его жизни.
Борьба в себе… мысли… должны найти выход… но т.к. друзей у него нет, он доверяет сокровенное дневнику: свои планы, анализ, характеристики.
Но время идет, а Печорин не постоянен, теперь его интересуют другие проблемы, а прошлые кажутся ерундой…
+ чтение дневников спустя время – это возвращение в прошлое, а Печорин не удовлетворен настоящим, что уж говорить о прошлой жизни…
БИЛЕТ 5 вопрос 1
Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
Госпожа Простакова управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых. Ее власти ничто не противопоставлено. Она говорит: «Разве я не властна в своих людях?» Эта невежественная и корыстолюбивая фурия по-своему чадолюбива, но в конце пьесы любимый сын предает ее. Она становится жалкой и униженной.
Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный». Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет».
Билет 5 вопрос 3
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противоположных частей:
бал у предводителя и расправа с солдатом.
Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она, дала название рассказу – «После бала».
На первый взгляд, мы видим двуличие полковника: его неестественность на балу и истинное лицо после бала.
Но значение рассказа гораздо глубже…
Но вернёмся к сюжету. Рассказчик Иван Васильевич повествует о том, что с ним произошло, когда он был ещё молодым человеком. Он любит Вареньку и ещё больше влюбляется, когда видит, как она танцует со своим отцом на балу. Её отец – полковник,
в сцене бала он не только кажется красивым, милым и добрым – но он действительно такой: внимательный и заботливый отец, отказывает себе во многом, чтобы одевать и вывозить в свет любимую дочь.
После бала он видит отца девушки, командующим экзекуцией.
Полковник искренен не только на балу, но и после. Он верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой?
Любовь проходит, а также жизнь героя резко меняется.
Юноша из богатой семьи, впечатлительный, восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры…
Митрофанушка – баловень матери, невежа и бездельник. К домочадцам и слугам он обращается грубо. Няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой». Фонвизин высмеивает воспитание дворянских детей в 18 веке. По-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику – семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».
Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».
Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе – «зоологизация». Говорящие фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям.
Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Речь Скотинина переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты).
Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль и семейные отношения.
Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно.
О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.
Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым должен жить честолюбивый человек.
Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
Фонвизин — талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени.
БИЛЕТ 5 вопрос 2
Билет№6 вопрос 1
БИЛЕТ 11 вопрос 2
БИЛЕТ №13 вопрос 3
БИЛЕТ №18 вопрос 1
БИЛЕТ №2 вопрос 2
Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Этот эпизод показывает, насколько ничтожен Башмачкин в сравнении со "значительным лицом". Робость, а затем страх показывают, что Башмачкин - маленький человек, он не может в своей жизни сделать почти ничего "сверхъестественного" - то есть заступиться за себя, например. От пережитого ужаса в приемной "значительного лица" он не замечал, как шел, и после слег в постель, заболел и умер.
Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича.
Я не раз замечала, что часто в произведениях Гоголя присутствует мистика. Например, в повести «Нос» по улицам Петербурга разгуливал сбежавший нос, также в «Вие» вспомним летающие пельмени. Да и в самой «Шинели» есть мистика, как уже вспомнила – мертвец, в котором кто-то узнает Акакия Акакиевича.
Все же вернемся к нашей повести…
“Значительное лицо”, к которому чиновники советовали обратиться за помощью, “распекало” Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгнало из своего дома. И вот исчезло с лица земли “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание...” Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.
БИЛЕТ 2 Вопрос 3
В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Ранней весной 1946г., Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, и вот в 1956 году был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека".
Автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым. Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он "сгорбился", положил на колени большие, темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не не пасть духом.
Перед нами проходит вся жизнь героя… Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе черты русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Соколова перевернулась. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы войны, и ценой громадных жертв и трагических потрясений он отстоял свою родину. В этом и заключается смысл рассказа “Судьба человека”.
Закончилась война, но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Остается одна надежда на встречу с сыном. А встреча эта состоялась у гроба сына. Казалось бы, все кончено. Но жизнь, "исказив" человека, не смогла сломить и убить в нем живую душу.
Андрей Соколов после всего того, что пережил, не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия произведения в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!
И еще на одну интересную черту обращает внимание писатель. Его герой, прежде всего, думает о собственных обязанностях перед близкими, перед родиной, народом, человечеством. Вот почему судьба Соколова — судьба человеческая, судьба народная.
БИЛЕТ 3 Вопрос 1
Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
«Маленький человек» - обозначение героя, занимающего одно из низших мест в социальной иерархии. Основные черты «маленького человека»: приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвленная гордость.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века. Главным героем повести является повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Карамзин первый, кто начал традицию русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям и бедам. Защита слабых и угнетенных – главная задача художников слова. Это произведение сразу стало популярным, и тогда главным объектом внимания стал внутренний мир отдельной личности.
БИЛЕТ 3 вопрос 2
«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Письмо – один из двух открытых монологов героини. Письмо Татьяны пронизано громадным чувством любви. (чтение письма)
Дальнейший ход романа разрушит надежды Татьяны, но не в малейшей степени не затронет цельности и ясности ее души.
В романе затрагивается проблема неразделенной любви. Отвергнутая Татьяна выходит замуж и спустя несколько лет, будучи знатной дамой, встречает Онегина, но остается верна своему мужу, в то время, как Онегин влюбляется в нее и просит остаться с ним, уйдя от мужа.
БИЛЕТ 3 вопрос 2
Диалог Андрея Соколова и Мюллера как один из кульминационных эпизодов рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
Герою рассказа «Судьба человека» пришлось испытать все тяготы войны. Он был 2 раза ранен, в 3-ий, тяжело контуженный, попал в плен. Его чудом не расстреляли, отправили трудиться на рейх. Задержан за попытку побега и его сильно избили. За 2 года плена объехал половину Германии. Везде от него требовали работу, морили голодом. Его хочет расстрелять Мюллер за недовольные слова Андрея. С хладнокровием и достоинством, голодный, отказывается выпивать за победу немцев, потом разыгрывает целый спектакль, показывая, как умеют пить русские. Таким образом, он продемонстрировал силу своего характера. И Мюллер, уважая достойного соперника, отпускает Соколова с буханкой хлеба и куском сала, разделенных поровну между товарищами.
Таким образом, Андрей Соколов очередной раз спасается от смерти. Можно подумать: на этой земле его держит обещание своей жене, что он вернется с войны живым.
БИЛЕТ 4 вопрос 1
Тематика и образы романтической поэзии В. А. Жуковского
Василий Андреевич Жуковский стоял у самых истоков русского романтизма. Предметом своего творчества он избирает мир человеческой души. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве.
Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни и судьбе человека. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием которой является верность "до гроба" и "за гробом". Воображение поэта интересует все таинственное и потустороннее, ставящее человека перед выбором между добром и злом.
Его романтический мир лирики заполнен стихами о народной жизни, фольклор становится для Жуковского источником высокой поэзии:
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…
В балладе “Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив и здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая не ропщет на Бога и не теряет веры и любви.
Какие же черты определяют поэзию Жуковского именно как романтическую? Прежде всего, это попытка открыть тайну мира - в жизни природы и в жизни людей. Он часто прибегает к олицетворению природы.
В элегии «Море» романтическая идея двух миров отражается противопоставлением море-небо. Поэт рисует стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека. Море представляется этому человеку трепетным и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире. Земное существование непостоянно, жизнь полна утрат и разочарований. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него».
Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.
БИЛЕТ 4 вопрос 2
Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель?
(По повести А.С. Пушкина «Выстрел»)
У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.
Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию.
Повесть состоит из двух частей. В основе каждой из них стоят поединки, что обозначены выстрелами. Моральная сторона незаконченного поединка описывается двумя повествователями. Только что стоявший на грани смерти, человек рассказывает о двух выстрелах. Все это демонстрирует нам драму этой дуэли, когда боясь потерять уважение к себе, люди готовы пожертвовать жизнью. Каждый из персонажей борется, в первую очередь с собственными внутренними качествами. Граф позабыл о нравственных ценностях, давление окружающего мира оказалось сильнее его. Сильвио преодолел все, не очернив, прежде всего самого себя. К Сильвио у нас противоречивые чувства, мы его жалеем из-за его внутренних конфликтов, но в то же время мы его осуждаем за неблагородное поведение.
Сильвио всегда и во всем был лучшим. Сам себя он характеризует так: «Характер мой вам известен: я привык первенствовать». И естественно, появление графа в качестве его соперника не давало ему покоя, именно из-за этого он чувствовал к нему ненависть. Не смотря на то, что граф был ничуть не хуже его, он каждый раз хотел навредить своему сопернику. Потом Сильвио вспоминал: «Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние».
Изменения происходят не только с характерами персонажей, но и с их речью. Сильвио и граф рассказывают с большим азартом, в отличие от автора. Более того, Сильвио рассказывает намного интереснее и богаче, чем автор, он не просто описывает события, но и позволяет нам представить их в полной мере. В повести «Выстрел» остается что-то незавершенное, но вера главных персонажей в то, что они сами создают свое благополучие, дает нам надежду.
А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже намека на оскорбление себя или своих близких, часто дрался на дуэли, демонстрируя полное презрение к смертельной опасности, словно нарочно испытывал судьбу. Часто эти дуэли заканчивались примирением.
Повесть Пушкина «Выстрел» первоначально состояла из одной 1 -и главы. В таком виде она носила автобиографический характер: она содержит описание собственной дуэли Пушкина в Кишиневе с офицером Зубовым. Об этой дуэли рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал». Пушкин ушел, не стреляя, но и не помирившись с Зубовым.
Через два дня поэт приписал к 1-й главе вторую.
В жизни выстрел остался за Пушкиным, а в повести за соперником. В жизни Пушкин отказался от выстрела, хотя не простил Зубова, а в повести - Сильвио оставляет выстрел за собой, чтобы отомстить.
Поэт отказывается от выстрела по известным только ему причинам. Зубова наверняка злил «беспечный» вид Пушкина, завтракающего черешней, он хотел бы отомстить. И поэт дал ему такую возможность в своей повести. Но гений Пушкина создал совсем иного героя, героя необычного.
БИЛЕТ 4 Вопрос 3
Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
ПРИМИТИВНО: Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба.
При скрытности характера, личном достоинстве Печорина, чем объяснить его безразличие к собственным дневникам, которые хранит Максим Максимыч? Ведь он писал, что "дневник будет драгоценным воспоминанием". А может, ужасным? Разве что для мерзавца. А он считает себя таковым.
Отказ от дневника — последнее движение его доброй натуры и знак духовной смерти. Некогда "необъятные" нравственные силы растрачены по пустякам.
Дневник – это безмолвный собеседник Печорина в определенное время его жизни.
Борьба в себе… мысли… должны найти выход… но т.к. друзей у него нет, он доверяет сокровенное дневнику: свои планы, анализ, характеристики.
Но время идет, а Печорин не постоянен, теперь его интересуют другие проблемы, а прошлые кажутся ерундой…
+ чтение дневников спустя время – это возвращение в прошлое, а Печорин не удовлетворен настоящим, что уж говорить о прошлой жизни…
БИЛЕТ 5 вопрос 1
Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
Госпожа Простакова управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых. Ее власти ничто не противопоставлено. Она говорит: «Разве я не властна в своих людях?» Эта невежественная и корыстолюбивая фурия по-своему чадолюбива, но в конце пьесы любимый сын предает ее. Она становится жалкой и униженной.
Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный». Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет».
Билет 5 вопрос 3
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противоположных частей:
бал у предводителя и расправа с солдатом.
Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она, дала название рассказу – «После бала».
На первый взгляд, мы видим двуличие полковника: его неестественность на балу и истинное лицо после бала.
Но значение рассказа гораздо глубже…
Но вернёмся к сюжету. Рассказчик Иван Васильевич повествует о том, что с ним произошло, когда он был ещё молодым человеком. Он любит Вареньку и ещё больше влюбляется, когда видит, как она танцует со своим отцом на балу. Её отец – полковник,
в сцене бала он не только кажется красивым, милым и добрым – но он действительно такой: внимательный и заботливый отец, отказывает себе во многом, чтобы одевать и вывозить в свет любимую дочь.
После бала он видит отца девушки, командующим экзекуцией.
Полковник искренен не только на балу, но и после. Он верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой?
Любовь проходит, а также жизнь героя резко меняется.
Юноша из богатой семьи, впечатлительный, восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры…
Митрофанушка – баловень матери, невежа и бездельник. К домочадцам и слугам он обращается грубо. Няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой». Фонвизин высмеивает воспитание дворянских детей в 18 веке. По-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику – семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».
Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».
Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе – «зоологизация». Говорящие фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям.
Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Речь Скотинина переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты).
Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль и семейные отношения.
Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически