Русская романтическая проза.

1. Романтизм как художественно-литературное течение. Социально-исторические условия появления романтизма в европейской и русской литературе. Философские истоки романтизма. Романтический герой. Понятие историзма. Чем объясняется интерес романтиков к фольклору?

2. Каковы отличия русского романтизма от западноевропейского?

3. Охарактеризуйте специфику конфликта, сюжета каждого из предложенных произведений. Каковы образы главных героев (портретные, речевые характеристики)? Обрисуйте роль и назначение пейзажных зарисовок в произведениях. Обратите внимание на цветовую гамму, которой отдают предпочтение поэты.

4. Почему, на Ваш взгляд, современники Пушкина неоднозначно оценивали поэму «Кавказский пленник»? Справедливо ли следующее утверждение: «Кавказский пленник» А.С.Пушкина – поэма, принадлежащая романтизму в полном смысле этого слова»?.

5. Выявите особенности романтической прозы. А.И.Одоевского и А.А.Бестужева-Марлинского. Сравните эти произведения с поэтическими.

Тексты для обязательного чтения:

- А.С.Пушкин «Кавказский пленник»;

- К.Ф.Рылеев «Войнаровский»;

- В.А.Жуковский «Ундина»;

- Е.А.Баратынский «Эда»;

- А.И.Одоевский (1-2 рассказа);

- А.А.Бестужев-Марлинский (1-2 рассказа).

Сообщения:

А.И.Одоевский. Жизнь и творчество.

А.А.Бестужев-Марлинский. Жизнь и творчество.

Литература:

История русской литературы Х1Х века: 1800-1830-е годы [текст]: учеб.для высш.учеб.завед: в 2 ч. / под ред. В.Н.Аношкиной. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1.

Е.Маймин. О русском романтизме [текст] / Е.Маймин. – М.: Просвещение, 1975. – С. 3-74.

Практическое занятие № 2

Движение от романтизма к реализму в творчестве А.С.Пушкина

6. «Повести Белкина»:

- Обозначьте проблематику повестей, входящих в сборник.

- Почему считается, что «Повести Белкина» явились откликом Пушкина на все проблемы современной ему русской прозы?

- Докажите, что повесть «Станционный смотритель» положила конец сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке, ведущей начало от «Бедной Лизы» Карамзина.

- Как в «Выстреле», «Метели» решаются традиционные романтические ситуации, коллизии (см. также повести «Гробовщик», «Барышня-крестьянка»)?

- Сопоставьте проблематику, идеи «Повестей Белкина» с проблемами, идеями других циклов 30-х годов: «Маленькими трагедиями», «Сказками».

7. «Пиковая дама»:

- Как решается тема индивидуализма в «Пиковой даме»?

- Можно ли сопоставить образ Германна с образом Раскольникова?

- Имя «Герман» по-русски и французское «Жермен» значит «родственный». Почему они здесь перекликаются?

- «На его совести по крайней мере три злодейства», - говорит о Германе Томский. Назовите их.

8. Выявите движение от романтизма к реализму в прозе Пушкина, опираясь на тексты произведений (тематика, герои, стиль, описания, ирония).

Тексты для чтения:

- А.С.Пушкин «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Сказки».

Литература:

История русской литературы Х1Х века: 1800-1830-е годы [текст]: учеб.для высш.учеб.завед: в 2 ч. / под ред. В.Н.Аношкиной. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1.

В.С.Непомнящий. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине [текст]. / В.С.Непомнящий. – М.,1983.

Н.Н.Скатов. Русский гений [текст]. / Н.Н.Скатов. – М., 1987.

Практическое занятие № 3

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА И М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

9. Тема предназначения поэта и поэзии. Прочитать стихи:

А.С.Пушкин «К Н.Я.Плюсковой», «Свободы сеятель пустынный», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Из Пиндемонти», «Памятник».

М.Ю.Лермонтов «Кинжал», «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу…», «Безумец я !…»

Мотивы любви к Родине, патриотизма, свободы.

А.С.Пушкин «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд», поэма «Медный всадник», «Вновь я посетил».

М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Дума», «Предсказание», «Родина», «Прощай, немытая Россия».

11. Чувство народности, близость к фольклору.

А.С.Пушкин «»Казак», «Бесы», «Сват Иван…», «Жених», «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине», «Утопленник».

М.Ю.Лермонтов «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Песня про купца Калашникова».

Мотивы любви и дружбы.

А.С.Пушкин «19 октября», «Сожжённое письмо», «Что в имени тебе моём», «Мой первый друг…», «Вакхическая песнь», «Ты и вы», «Ночь», «Я помню чудное мгновенье», «Простишь ли мне», «Мадона» и др.

М.Ю.Лермонтов «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Пусть я кого-нибудь люблю», «Я не унижусь пред тобою», «Есть речи, значенье», «Завещание» и др.

13. Описание Кавказа и горцев, военных действий.

А.С.Пушкин «Кавказский пленник», «Не пой, красавица, при мне», «На холмах Грузии», «Кавказ подо мною».

М.Ю.Лермонтов «»Беглец», «Мцыри», «Казбек», «Кавказ», «Валерик».

Наши рекомендации