Максимальное количество баллов – 44.
Ответы на задания школьного тура олимпиады по русскому языку в 2012 -2013 у.г.
№2.
Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют существительные м.р., в слове невтерпёж доказательством тому является суффикс –еж, ср. галдёж. Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж.р. Слово наотмашьот существительного отмашь ( приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существительным ж.р., ср. тишь, глушь.
№3.
В первом примере выделенное слово употреблено в значении « потемнеть, померкнуть, потускнеть». Во втором примере слово мерцаютупотреблено в значении « светятся неровным, колеблющимся светом». Этимологически глагол мерцать связан со словами меркнуть, сумерки, морока, морочить.
№4.
Прилагательное главьный – относительное, его первоначальное значение « имеющий отношение к голове» ( главе); следовательно, воину будет отрублена голова, ст.-сл.глава
№5.
а) лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходит к корню лук- со значением изгиба, кривизны;
б) лучевой, лучезарный, лучина, лучистый – восходят к корню луч- со значением испускания света;
в) случай, получка, лучше – восходят к корню луч- со значением метко бросать, попадать, получать;
г) луковица – восходит к корню лук- со значением « растение"
№ 6.
Все выражения, кроме дубина стоеросовая, состоят из существительного и прилагательного, образованного от имени собственного; прил. стоеросовая – переогласовка прил. ставросовая, образованного от греч. ставрос – кол, шест, свая.
№7.
Слово дружище – мужского рода, что определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями, например: Дорогой мой дружище! С исторической точки зрения, это форма звательного падежа. Это существительное в современном русском языке дружище употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. (Нельзя сказать по-русски: «Это мой дружище», «Пойду к своему дружищу», «Я получил письмо от своего дружища».)
№8.
Ошибка заключается в неразличении категории одушевленности. Одушевленные существительные в этом контексте должны употребляться с предлогами от , у.
№9.
1. Правописание приставок на з-/с-.
2. Запрет на употребление утроенных букв на письме: * рас - ссо(р,) –и – ть – ся,
*Одесс – ск(ий). Ср.: сторон–а – сторон-н(ий), но: ванн-а - * ванн-н(ый) – ванн(ый).
ОЛИМПИАДА
РУССКИЙ ЯЗЫК
КЛАСС
Этап
№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка.Что и почему он перепутал?
№2. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):
Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.
______ небесные, вечные странники.
Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.
Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?
№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели.В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?
№5. Как называют по-русски жителя Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима?
№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно …» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?
№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
№8. Расставьте ударение в словах: свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.
Этап
№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
№2. Замените устаревшие слова современными синонимами:
Очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.
Где до сих пор еще используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.
№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях: