Знание текстов художественных произведений
Чей это портрет? По описанию назовите имя персонажа, название произведения и его автора.
1) Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
2) Сей молодой человек был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и искренним. Он вел рассеянную жизнь, думал о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.
3) Одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна; он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей… В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло – желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
Знание истории литературы
1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:
а) Ясная Поляна;
б) Архангельская губерния Холмогорский уезд;
в) Спасское – Лутовиново;
г) Нежин;
д) Тарханы;
е) Мелихово;
ж) Карабиха;
з) Михайловское.
Знание теории литературы
1. К какому идейно – эстетическому направлению в литературе 18 – 19 веков принадлежат произведения русских писателей:
а) «Мцыри» М.Ю.Лермонтова;
б) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина;
в) «Горе от ума» А.С.Грибоедова;
г) «Разговор с Анакреоном» М.В.Ломоносова;
д) «Недоросль» Д.И.Фонвизина.
2. Напишите словарную статью «Классицизм» для словаря литературоведческих терминов. Укажите крупнейших представителей литературы классицизма.
Анализ эпического произведения.
Сделайте анализ приведенного ниже эпизода из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- Слушай, - сказал Пугачев с каким – то диким вдохновением.- Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон – птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего – навсего только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон , что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели оре да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Какова калмыцкая сказка?
- Затейлива, - отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления.
Ответы на вопросы олимпиады по литературе
Класс
Знание текстов художественных произведений
1)Пугачева (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»); 2) Эраста (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
3) Вернера (М.Ю.Лермонтов «Г ерой нашего времени»).
Оценка: за автора 0,5 балла, за произведение 0,5 балла, за персонаж 0,5 балла. Всего: 4,5 балла.
Знание истории литературы
а) Л.Н.Толстой; б) М.В.Ломоносов; в) И.С.Тургенев; г) Н.В.Гоголь; д) М.Ю.Лермонтов;
е) А.П.Чехов; ж) Н.А.Некрасов; з) А.С.Пушкин.
Оценка: по 1 баллу. Всего: 8 баллов.
Знание теории литературы
1. романтизм; б) сентиментализм; в) критический реализм; г) классицизм; д) просветительский реализм.
Оценка: по 1 баллу. Всего: 5 баллов.
2. Оценка: 5 баллов, за представителей – 1 балл. Всего: 6 баллов.
Анализ эпического произведения
Оценка: до 30 баллов.
Общая сумма баллов: 53,5 баллов.
Задания школьного тура олимпиады
По русскому языку
Класс 2012 год
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог, христианин,
премировать.
Всего 8 баллов
2. Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь приставок? Свой ответ обоснуйте, указав морфемный состав слов.
Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.
Всего 5 баллов
3. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.
Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы и как(будто) не на улице оказался а вышел в тихую (не)изъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще (не)обсохла от росы хотя блистáния рóсного когда висят на траве крупные седые капли уже (не)было.
С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче и вот впереди сверкнула затуманен..ая река а за ней запереливались красками уходящие (в)(далекую)(даль) луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!
По бережку, по бережку добрался я до мельн..чной плотины которая теперь была прорван..а. Вода обруш..валась на торчащ..й из прорван..ого тела плотины лозняк и падая дробилась о него так что по тихому мельн..чному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Н.. один рыболов н.. мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельн..чные омуты описывают..ся в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристан..ще рыб.
(157 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)
З а д а н и я к тексту:
1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте; оправданы ли они здесь? Мотивируйте свой ответ;
2) определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения;
3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение.
Всего 12 баллов
4. Определите, каким фигурам речи (стилистическим / риторическим фигурам) соответствуют приведенные ниже определения. Приведите по одной иллюстрации к каждому случаю.
1) «фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда с целью выделить их, придать им особую значимость»;
2) «фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов»;
3) «фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления».
Всего 12 баллов
5. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:
1) Ведь я почти для всех здесь пилигрúм угрюмый // Бог весть с какой далёкой стороны (С. Есенин. Русь советская);
2) — Дядя мой, господин Сипягин, брат моей матери, призрéл меня — я у него на хлебáх, он мой благодетель (И. Тургенев. Новь);
3) И Тéрек, прыгая, как львица // С косматой гривой на хребте, // \ревел, — и горный зверь и птица, // Кружась в лазурной высоте, // Глаголу вод его внимали (М. Лермонтов. Демон).
Всего 8 баллов
6. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.
Всего 4 балла
7. Укажите, каким устойчивым словосочетаниям соответствуют следующие определения:
1) Неодобр. Подгонять всех под один уровень;
2) Книжн. 1. Основание, фундамент чего-либо. 2. Основа, главная идея чего-либо;
3) Книжн. Серьёзная помеха, препятствие, затруднение, встречаемые при совершении чего-либо.
Всего 6 баллов