КаковоотношениеавтораповестикЭрасту?
ТипичнымобразцомсентиментализмаврусскойлитературесталаповестьН. М. Карамзина«БеднаяЛиза». Ввосприятиисегодняшнегочитателясюжетееможетпоказатьсяизбитымимелодраматичным. ВцентреповестисудьбабеднойкрестьянскойдевушкиЛизы. ОнаполюбиламолодогочеловекапоимениЭраст, принадлежащегокдворянскомусословию. Сочувствиеавторавсецелонастороненесчастнойдевушки.
ОтношениежекЭрастунеоднозначно. Молодойчеловектакжеизображенавторомснесомненнойсимпатией, какиполагаетсявсентиментальнойповести. Карамзинотмечаетдоброту, вежливостьЭраста, егостремлениепомочьбеднымлюдям. ОнничутьнеподчеркиваетпередЛизойиеематерью, чтостоитнаболеевысокойступениобщественнойлестницы. Наконец, мыверимавторуивтом, чтоЭрастискреннеполюбилЛизу. Новсеэтидобрыекачествапроявляютсяумолодогочеловекалишьдотехпор, покаоннестолкнулсяссерьезнойжизненнойпроблемой, дляразрешениякоторойонпредпочелпожертвоватьлюбовьюисчастьемлюбимойдевушки. Онаженесмоглапережитьизменулюбимогочеловекаипокончилассобой. Такимобразом, ЭрастсталневольнымвиновникомгибелиЛизы. КарамзиносуждаетЭрастазато, чтототнесмогпреодолетьсословныхпредрассудков, несмогстатьвышежитейскихнеурядиц, чтобыспастиисохранитьсвоюлюбовьипринестисчастьелюбимомучеловеку.
ВчемзаключаетсясложностьипротиворечияхарактераСофьи? (Гореотума)
РазвитиесюжетакомедииА. С. Грибоедова“Гореотума»определяетсяижеланиемЧацкоговыяснить, комуотданосердцеСофьи. НогеройпостоянновступаетвконфликтсокружающимиеелюдьмиипреждевсегосееотцомПавломАфанасьевичемФамусовым.
Софья—персонажбытовойдрамы, анесоциальнойкомедии, такжекакиЧацкий, онанатурастрастная, живущаясильныминастоящимчувством. ОнарославместесЧацким, иэтопородилоихдетскуюдружбу, которая (преждевсегосостороныЧацкого) незаметноперерославлюбовь. ЧацкийсчитаетСофьюсвоейединомышленницейипривыкверитьтому, чтоонаразделяетеговзгляды. ВозвратившисьвМоскву, онспешитвстретитьсяслюбимойдевушкойиприпервомжесвиданииобъясняетсяейвлюбви. Но…
НоСофьясильноизменилась. ОнахолоднасЧацким. Еесмущаютего«вопросыбыстрыеилюбопытныйвзгляд», воспоминанияюностионасчитаетребячеством. То, чтораньшепритягивалоизабавляло, теперьужененаходитоткликавеедуше. ВЧацкомСофьявидитчеловека, которыйлюбого«унизитьрад, кольнуть», «завистлив, гордизол», который«светругаетнаповал»соднойлишьцелью, «чтобсветобнемхотьчто-нибудьсказал…». Ипустьпредметеестрастиубогижалок—этонеделаетситуациюсмешной, а, напротив, усугубляетеедраматизм. УСофьиоченьсильночувстволюбви, новтожевремялюбовьеебезрадостнаинесвободна. Онапрекрасноотдаетсебеотчетвтом, чтоееизбранник, Молчалин, никогданебудетпринятотцом: вфамусовскомобществебракисовершаютсяпорасчету.
Софьявыбралаиполюбилачеловекаудобного: мягкого, тихогоибезропотного.
Ейкажется, что, мечтаяобракесМолчалиным, онапоступаеточеньпрактично. Новфиналепьесыдлянееоткрываетсяистиннаясущностьвозлюбленного.
Какжеслучилось, чтоумнаяиглубокаядевушканетолькопредпочлаЧацкомуподлеца, бездушногокарьеристаМолчалина.ноисовершилапредательство, пустивслухобезумиилюбящегоеечеловека?
Вероятно, проблемазаключаласьневсамойСофье, авовсейсистемеженскогообразования, котороеимелоконечнойцельюдатьдевушкенеобходимыезнаниядляудачнойсветскойкарьеры, т. е. дляблагополучногозамужества. Софьянеумеетдумать, неспособнаотвечатьзакаждыйсвойшаг—вотвчемеебеда. Жизньсвоюонастроитпообщепринятымобразцам, нестремясьнайтисобственныйпуть. Благополучнаяжизньсветскойдамы, повторитькоторуюстремитсялюбаябарышня, иСофьятоже: замужество, законодательницавсветскихгостиных, почтениеокружающих. ИдляэтойжизниЧацкийнеподходит, авотМолчалин—простоидеал! Ейнеобходим“муж-мальчик, муж-слуга, изжениныхпажей—высокийидеалмосковскихвсехмужей”. Поэтому, дажеотказавшисьотМолчалина, Софья, скореевсего, неоткажетсяотпоклонника“молчалинскоготипа”.
Софья, безусловно, натуранеординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Благодарясвоемухарактеруонаоказываетсявсовершенноособомположении, занимаявконфликтеЧацкогоифамусовскогообществакакбысрединноеместо. ОтдельнымичертамисвоейнатурыСофьяблизкаЧацкому, новконечномитогеоказываетсяегопротивником. ЭтопротиворечиеделаетеёоднимизсамыхоригинальныхобразовкомедииГрибоедова“Гореотума”.