Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?
Пунктуация – это наука, которая изучает постановку знаков препинания. На письме без точек, запятых, кавычек, тире и других знаков не обойтись. Пунктуация достигла такого уровня развития, что стала даже помогать авторам передавать смысл текста.
Особую роль в способности передачи едва уловимые оттенки значений играет многоточие. Например, в предложении №48 многоточие в середине предложения помогает нам догадаться, что герой испытывает за друга тревогу. А в предложении №14 этот знак препинания помогает выразить недоумение героя.
Таким образом, многоточие – очень интересный для изучения знак препинания, который помогает понять подтекст произведения.
Как наречия помогают понять состояние героя произведения?
Наречие- это самостоятельная часть речи, она помогает выразительно и точно описать действие.
Трудно представить текст Ю.Яковлева без наречий. Например, в предложении №9 наречие «неуверенно» передает взволнованное состояние бабы Насти. А в предложении №36 наречия «медленно» и «тяжело» передают душевное состояние героини: боль и печаль.
Таким образом, наречие – это часть речи, которая выполняет важную роль в тексте. Изучать ее полезно и интересно.
Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?
Суффикс- это значимая морфема слова, которая находится после корня или после окончания. В слове он выполняет разную роль.
В тексте А.Приставкина много слов, которые образованы при помощи суффиксов с эмоционально-экспрессивной окраской. Например, слово «Людочка» (№13) образовано при помощи суффикса –очк- , в котором выражается отношение автора к человеку: уважение, искренность. Возьмем другой пример. В слове «синеватые» (№15) при помощи суффикса –еват- автор подчеркивает качество предмета «ладошки».
Таким образом, суффикс – это важная значимая часть слова, которую изучать полезно и интересно.
Роль сложных предложений в текстах разных стилей
Сложные предложения устанавливают различные отношения между понятиями, с их помощью мы выражаем более сложные мысли.
Трудно представить текст Сластенкина В. без сложных предложений. Они выполняют в нем разные функции. Во-первых, в предложении №6 при помощи союза (союзного слова) «какое» прикрепляется придаточное изъяснительное, оно поясняет, о чем размышляет автор. Во-вторых, в этом же предложении при помощи союза «чтобы» присоединяется придаточное цели, оно выражает стремление и желание автора.
Таким образом, роль сложных предложений в текстах разных стилей велика, изучать их полезно и интересно.
Роль просторечных и разговорных слов в текстах
В художественных текстах часто используется сниженная лексика. Это просторечные и разговорные слова. Они служат для реализации творческого замысла писателя.
Трудно представить текст Распутина без просторечных слов. Во-первых, они помогают автору передать особенности речи, говорить о воспитании, образованности изображаемого героя. Например, в предложении №3 употреблено просторечное слово «пошто» в значении «почему», а в предложении №7 слова «чё-то» и «чё к чему» в значении «что-то» и «что к чему». Во-вторых, разговорные слова придают художественному тексту достоверность, употребляются в диалогах для передачи речи героя. Например, в предложении №7 есть разговорное слово «мелешь» в значении «говоришь».
Таким образом, использование разговорной лексики и просторечных слов в художественной речи писателей придает особую выразительность всему произведению.
Уточняющие слова
Часто в текстах разных стилей встречаются уточняющие члены предложения. Они выполняют разные функции.
Трудно представить текст А.Приставкина без уточняющих членов. Во-первых, они помогают автору пояснить смысл выражения. Например, в предложении №26 запятыми выделен уточняющий член «без одежды». Во-вторых, с их помощь читатель более детально может представить изображаемое, они придают выразительность тексту. Например, в предложении №27 уточняющий член «без кровинки» помогает автору создать образ Люсеньки.
Таким образом, уточняющие члены в текстах разных стилей выполняют важные функции. Изучать их полезно и интересно.
«Говорящие» суффиксы и приставки в тексте
Слова образуются главным образом с помощью суффиксов и приставок, которые могут многое «рассказать» о слове.
Например, суффикс –л- в глаголе «умел» (№3) сообщает нам, что действие происходит в прошедшем времени, а в словах «астрочек» и «гвоздичек» (№9) уменьшительно-ласкательные суффиксы говорят о том, что (тексту) фразе придается автором особый смысл. С помощью суффиксов образовываются названия лиц по роду их занятий, профессии, по месту жительства («художник» - №5).
Интересны приставки. Сравним два слова по лексическому значению и по составу: прибежать и убежать. По составу они различаются только приставками. Приставка при- вносит в слово значение приближения, а приставка у- значение удаления.
Таким образом, «говорящие» суффиксы и приставки любопытно изучать, потому что они помогают увидеть структуру слова и в целом верно понять его лексическое значение.
«Коварство» деепричастного оборота.
Деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Вместе с ними оно образует деепричастный оборот, о «коварстве» которого полезно знать всем.
Чтобы избежать ошибок, при построении предложений с деепричастным оборотом следует соблюдать непреложное правило: деепричастие должно относиться к тому же подлежащему, что и глагол – сказуемое. Например, в предложении №23 и у действия «положить», и у действия «разбросать» - один исполнитель. Поэтому синтаксические нормы не нарушены. Трудность заключается еще и в том, что деепричастный оборот может использоваться не только в двусоставном, но и в односоставном безличном предложении, где нет подлежащего. Примером может служить такое предложение: «Обдумав план выступления, необходимо написать тезисы». Надо также знать о том, что нельзя использовать деепричастный оборот в страдательных конструкциях, потому что в них подлежащее не совпадет с производителем действия. Предложение «Пользуясь фразеологическим словарем, сначала читается вступительная статья» построено грамматически неверно.
Если хочешь овладеть синтаксическими нормами современного литературного языка, нужно изучить правила построения предложения с деепричастными оборотами и помнить о его «коварстве».
Дерево из слов.
(Словообразовательное гнездо).
Однокоренные слова можно представить в виде дерева из слов.
Чтобы найти корень слова, надо подобрать родственные слова. Найти корень – значит выделить в слове самое главное, понять его смысл, запомнить целую группу слов, составляющих словообразовательное гнездо.
Так и в тексте Е.Гришковца встречаются однокоренные слова, образованные от одной основы при помощи разных суффиксов («хозяевами» - №6, «хозяйка» - №7, «хозяин» - №15). Возьмем другой пример. Глаголы «прийти»(№4), и «идет» (№7) – тоже «ветви одного дерева».
Люди, внимательные к языку, любят устанавливать родственные связи между словами. Это помогает глубже понять значения слов и тем самым пополнить свой словарный запас.