Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения
При редактировании черновика следует:
• выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
• обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
• определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их. При переписывании сочинения начисто важно:
• помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
• обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
• определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно:
• внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
• прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок
АНАЛИЗ НАПИСАННОГО СОЧИНЕНИЯ Оценка качества вступления к сочинению: • Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения? • Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.) Оценка качества главной части сочинения: • Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? • Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль? • Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли? • Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли? • Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой? • Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод? • Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению? Оценка качества заключения: • Есть ли в заключении связь со вступлением? • Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения? |
[1] В приложении даны характеристики всех использованных приёмов
[2] Данный элективный курс предполагает выполнение домашнего задания – написания сочинения.
[3] Сайт ПСИХОЛОГОС. Статья Н.И.Козлова «Как должны сочетаться разум и чувства?»
[4] В данной таблице тезис входит в состав вступления. Можно писать иначе: тезисы – в основной части.
[5] Тезис выделен жирным шрифтом. Его можно писать в главной части.
[6] Ученики работают с помощью учителя, который на первом этапе работы направляет деятельность учащихся.
[7] Тезис выделен жирным шрифтом.
[8] В связи с тем, что данный элективный курс готовит учащихся к итоговому сочинению, которое проводится в первую среду декабря 2016 года, домашнее задание предполагается.
[9] Вступления ко всем сочинениям написаны на предыдущем занятии в ходе групповой работы. Учитель помогал работать над домашними упражнениями, которые предложены ученикам для анализа. Ошибки были допущены специально.
[10] Материал взят из презентации Беляевой Натальи Васильевны, доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ, члена Федеральной предметной комиссии по созданию КИМ ЕГЭ по литературе и рабочей группы по разработке тематики и критериев оценивания итогового сочинения. Сайт Сочинение 11 РФ
[11] Ошибки сохранены
[12] Во вступлении жирным шрифтом выделен тезис
[13] За работу ставится «незачёт», потому что не выполнено требование 1. За критерий 2 также ученик получает «незачёт»
[14] Критерий 3: нарушена композиция сочинения
[15] Во вступлении жирным шрифтом выделен тезис
[16] Во вступлении жирным шрифтом выделен тезис
[17] Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года Республика Саха (Якутия)
[18] Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года. Забайкальский край
[19] Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Дальневосточный федеральный округ Амурская область
[20] Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Сибирский федеральный округ Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область
[21] Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года. Северо-Курильский городской округ