Природа и ее сезонные изменения (37 ч)
Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.
Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсияосенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша родина — Россия (6 ч)
Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва.
Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир » к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
-название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
-названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
-государственную символику России;
-первый куплет и припев гимна России;
-виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
-правила поведения в городе во время экскурсии;
-что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
-название органов чувств и их функции;
-названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
-основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
-названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
-название каждого времени года и их последовательность;
-основные признаки времен года;
-правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
-проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
-различать объекты природы и изделия человека;
-различать объекты живой и неживой природы;
-различать части растений, отображать их в рисунке;
-приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
-приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
-приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
-приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
-приводить примеры съедобных грибов своего края;
-приводить примеры ядовитых ягод своего края;
-ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
-называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
-для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
-установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
-писать на конверте свой адрес;
-выполнять правила поведения в природе и участия в ее охране;
-подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).
Программу обеспечивают:
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.