Особенности контроля и оценки по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник по чтению. Часть 1 и 2.М., «Просвешение»,2013.
2. Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. Творческая тетрадь по чтению. М., «Просвешение»,2012.
3. М.В. Бойкина. Уроки чтения. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2012.
4. Портреты детских писателей.Картины художников.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ | Тема урока, тип урока | Коли-чество часов | Учебная деятельность учащихся | Планируемые цели и результаты | Вид контроля | Дата проведения | |
по плану | факт | ||||||
Книги – мои друзья Книга – к мудрости ступенька Вводный урок | Знакомство с новой учебной книгой. Диалог Ани и Вани. Работа в парах: обсуждение названия книги, которую прочитал Ваня. Знакомство с названием раздела «Книги — мои друзья». Обсуждение высказывания в паре. Обобщение по теме урока. Книга — великая мудрость для всего народа. | Знать структуру учебной книги и уметь в ней ориентироваться; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги; уметь взаимодействовать в паре и группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, договариваться о совместных действиях). | пересказ | 2.09 | |||
Первопечатник Иван Федоров Урок знакомства с произведением | Знакомство с темой урока. Рассматривание памятника Ивану Фёдорову. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам головоломки. Краткий (сжатый) пересказ. Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре. Обобщение по теме урока. Анализ произведения «Иван Фёдоров и Иван Грозный». | Знать ценности книги, отношения к ней в обществе; формировать собственное отношение к книге. Уметь определять тему и главную мысль высказывания (наставления, поучения), главные (ключевые, опорные) слова; подтверждать свой ответ словами из текста; уметь осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге; ориентироваться в ней. | Чтение, опрос | 5.09 | |||
Жизнь дана на добрые дела. В. Даль - собиратель народной мудрости Урок развития речи | Знакомство с темой раздела учебника «Жизнь дана на добрые дела». Чтение опорных слов. Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок — благородный поступок, красивый поступок, гадкий поступок; честность — правдивость — верность слову; благородство, красота). | Знать пословицы, поговорки русского народа, осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; уметь определять главную мысль в тексте, ориентироваться в учебной и художественной книге; знать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях). | Опрос | 9.09 | |||
Н. Носов «Огурцы» Урок чтения и осмысления текста | Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа в «Творческой тетради». Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело». | Знать нравственную основу рассказа осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; определение главной мысли в тексте, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; -поиск необходимой информации в книге. Уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги;-осмысление правил взаимоотношения в обществе. | пересказ, выразительное чтение | 16.09 | |||
М Зощенко «Не надо врать» Урок чтения и осмысления текста | Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника | Уметь делить текст на части, нравственность в рассказе М. Зощенко осмысление понятий «благородный поступок», «честность», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; -определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; -поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге | пересказ по частям | 19.09 | |||
Л. Каминский «Сочинение» Урок чтения и осмысления текста | Знакомство с произведением Л. Каминского «Сочинение». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Творческая работа. Написание отзыва на книгу | Уметь объяснять свои чувства, расширять словарный запас; уметь определять главную мысль в тексте, определять последовательность событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста | Отзыв на книгу | 23.09 | |||
М. Зощенко «Через тридцать лет» Урок знакомства с произведением | Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа с выставкой книг «Рассказы М. Зощенко». Написание отзыва на книгу | Уметь проводить параллель между прошлым и будущим, осмысление понятий «благородный поступок», «честность»; «любовь» или «жалость», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; формировать умение давать оценку герою произведения, опираясь на текст. | выразительное чтение, Ответы на вопросы | 26.09 | |||
Н.Носов «Трудная задача» Урок знакомства с произведением | Учатся работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге); учить работать в группе; взаимодействовать друг с другом по составленному плану, распределять роли. | Уметь осмысливать понятие «юмористическая литература»; учить осмысливать нравственные понятия; обсуждать их с родителями. | Пересказ, устный опрос | 30.09 | |||
В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» Урок-проект | Подготовка к инсценированию произведения осмысление произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано…»; -формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли); формирование умения принимать участие в драматизации. | Уметь распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; уметь читать по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики, жестов и интонации. | Инсценировка произведения | 3.10 | |||
Раздел «Волшебные сказки» Русская сказка «Иван -царевич и Серый волк». Характеристика героев сказки. Урок чтения и осмысления текста | Познакомить с русской народной сказкой «Иван царевич и Серый Волк»; выявить отличительные черты волшебной сказки; в ходе исследовательской работы учащимся предстоит решить, в чём проявляются особенности волшебной сказки у разных народов. Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки; выявление причинно- следственных связей, составление плана, подготовка подробного пересказа; формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информаций на основе рассказа, пересказа, сочинения. | Уметь устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки; уметь работать с репродукцией картины; выявлять основные объекты, видеть содержательные линии картины, создавать свой собственный текст; уметь работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, знакомить со способами нахождения нужного произведения в книге); уметь работать в паре, группе. | выразительное чтение | 7.10 | |||
Русская сказка «Иван -царевич и Серый волк». Рассказ по картине. | 10.10 | ||||||
Русская народная сказка «Летучий корабль» Урок чтени Русская сказка «Иван -царевич и Серый волк». я и осмысления текста | Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки; поиск необходимой информации; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на основе реального объекта информации); осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Уметь устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки; уметь работать с книгой (давать название выставке книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге). | Отзыв о прочитанном произведении, пересказ | 14.10 | |||
Русская народная сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. | 17.10 | ||||||
Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. Урок знакомства с произведением | Самостоятельное чтение, узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов; поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); уметь работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке; прогнозировать произведение по обложке, уметь находить нужное произведение в книге). | Отзыв о прочитанном произведении | 21.10 | |||
Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. | 24.10 | ||||||
Русская народная сказка «По щучьему веленью» Урок-проект | Подготовка к инсценированию произведения, формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли); формирование умения принимать участие в драматизации. | Уметь распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; уметь читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя; использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию. | инсценировка произведения | 28.10 | |||
17. | Русская народная сказка «По щучьему веленью». Инсценирование. | 31.10 | |||||
Проверочная работа по разделу «Волшебные сказки» Обобщающий урок | Обобщение полученных знаний и умений, знание особенностей сказок; умение характеризовать героя сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев. | Уметь выбирать правильный ответ, ориентироваться в вопросах, знать изученные сказки и их героев, смысл сказок. | Опрос, тест | 11.11 | |||
Раздел «Люби всё живое» Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. Урок знакомства с книгой | Представление книги, написание отзыва, организация работы по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка); формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно познава-тельной книге; самосто-ятельный и целенаправленный выбор книги. | Уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; познакомиться с энциклопедическими справочниками; уметь работать с ними; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в паре, группе. | отзыв | 14.11 | |||
К. Паустовского «Барсучий нос». Особенности художественного текста. | Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа); -формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного и другого текста; -определение в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) | Уметь находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; учить работать с текстом повествовательного характера (определять тему, главную мысль, делить текст на части, озаглавливать части, подробно пересказывать текст); уметь работать в группе. | Таблица сравнительного анализа | 18.11 | |||
К. Паустовского «Барсучий нос». Текст из энцик-лопедии «Барсук». Урок зна-комства с произвед. | 21.11 | ||||||
В. Берестов «Кошкин щенок». Б. Заходер «Вредный кот» Урок чтения и ос-мысления текста | Осмысление понятий «юмор», «юмористическое произведение»; -освоение операции сравнения художественных (поэтических) текстов; определение в художественном тексте средств художественной вырази-тельности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); умение работать в группе. | Уметь находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; уметь работать с текстом поэтического характера (определять тему, настроение, средства выразительности); уметь работать в группе; формировать интерес к чтению и к книге. | Таблица сравнительного анализа | 25.11 | |||
В. Бианки «Приключения муравь-ишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки. Урок чт-ения и ос-мыс-ления | Освоение операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов; определение жанра произ-ведения и его специфических особенностей; определение в художественном тексте средств художественной вырази-тельности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение). | Уметь сравнивать художественный и научно познавательный текст; находить общее и различия; учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; уметь работать с текстом (определять тему, главную мысль, структуру произведения); уметь составлять собственное высказывание; уметь работать в группе. | Таблица сравнительного анализа, пересказ | 28.11 | |||
Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой. | 2.12 | ||||||
О. Полонский «Муравьиное царство», Т.Собакин «Песни бегемотов» Урок чтения и осмысления текста | отзыв | 5.12 | |||||
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Герой художественного текста. Урок знакомства с произведением | Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте; отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; формирование умения находить необходимую информацию в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; формирование умения узнавать книги, журналы по обложке; сравнивать разные книги; классифицировать их; обобщать информацию на основе фактов составление собственного текста по итогам исследования. | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); познакомить учащихся с различными детскими журналами; уметь находить информацию в журнале; сравнивать журналы; учить работать с книгой и журналом (находить нужную книгу, журнал в библиотеке; прогнозировать произведение по обложке, уметь находить нужное произведение в книге, в журнале). | Рассказ о любом периодическом издании | 9.12 | |||
Д.Мамин-Сибиряк«Серая шейка». Пересказ. | 12.12 | ||||||
Н.Носов «Карасик». Смысл поступка. | Устный опрос, чтение | 16.12 | |||||
Н.Носов «Карасик». Характеристика героев сказки. | 19.12 | ||||||
М. Горький «Воробьишко». Инсце-нирование. Урок-проект | Понимание главной мысли произведения; различные способы ее отражения в актерской игре и режиссерской постановке; формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли); формирование умения принимать участие в драматизации. | Уметь создавать мизансцены, используя различные средства; уметь распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; уметь читать по ролям, осознавая характер каждого героя; использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию. | инсценировка произведения | 23.12 | |||
Маленькие и большие секреты страны Литературии | 26.12 | ||||||
Проверочная работа по разделу «Люби всё живое» Урок контроля | Обобщить знания о художественных и научно познавательных текстах (знать особенности их построения, героев, основные отличительные черты их характера); учить готовить монологическое высказывание на тему (устное сочинение); писать отзыв в устной или письменной форме; определять смысл пословиц. | Знать особенностей научно-познавательного и художественного текстов; уметь их сравнивать; уметь осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием; уметь делить текст на смысловые части, составлять план; уметь подробно пересказывать прочитанное; уметь определять главную мысль, соотносить пословицы с изучаемым разделом. | Проверочная работа. | 13.01 | |||
Раздел «Картины русской природы» И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. Урок развития речи | Формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи; формирование умения составлять план урока (определение темы. цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий. | Уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план сочинения по картине И. Шишкина «Зима в лесу», проводить рефлексию на основе данного плана; уметь анализировать произведение живописи, писать сочинение. | Написание сочинения | 16.01 | |||
Н. Некрасов «Славная осень!..» Урок чтения и осмысления текста | 20.01 | ||||||
М. Пришвин «Осинкам холодно», Ф. Тютчев «Листья» Урок чтения и осмысления текста | Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения; поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов; соотнесение литературного текста с художественным образом; осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях). | Уметь анализировать лирический текст (определять настроение, главные (ключевые) слова, определять средства художественной выразительности); уметь анализировать произведение фотографического искусства; знать объекты фотографии, определять настроение; соотносить литературный текст с художественным образом; уметь работать в паре, группе. | Чтение выразительное | 23.01 | |||
А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. | Знакомство с произведением М. Пришвина «Осинкам холодно...». Знакомство с произведением Ф. Тютчева «Листья». Сравнение про- изведений. Листья. Анализ фотографии. Создание текста к фотографии, осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения; формирование умения осуществлять поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов. | Уметь сравнивать разные произведения; знать правила взаимодействия в паре и группе, уметь анализировать лирический текст; определять настроение, главные (ключевые) слова, определять средства художественной выразительности. | выразительное чтение | 27.01 | |||
И. Бунин «Первый снег». К. Бальмонт «Снежинка» Урок чтения и осмысления текста | Выразительное чтение, анализ произведений, формирование основных базовых ценностей (любовь, уважение к близким, старшим, родным, забота, милосердие); осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения; поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов; - осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Учить читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение; уметь рассматривать произведения живописи; соотносить произведения литературы и живописи; определять тему, главную мысль, содержание произведения, создавать свой собственный текст на основе репродукции картины; уметь работать с книгой (находить нужную книгу, прогнозировать произведение по обложке книги); уметь пользоваться тематическим каталогом (с помощью тематического каталога находить нужную книгу). | Чтение текста | 30.01 | |||
К. Паустовский «В саду уже поселилась осень» Урок развития речи | выразительное чтение | 3.02 | |||||
Раздел «Великие русские писатели» А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета…» Урок чтения и осмысления текста | Организация работы по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); -формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. | Уметь осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); уметь наблюдать слово в художественном тексте; осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, уметь договориться о совместных действиях). | выразительное чтение наизусть | 6.02 | |||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство со сказкой. Урок чтения и осмысления текста | Осмысление нравственных ценностей сказки; самостоятельное составление плана урока: определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка; умение ориентиро- ваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги; поиск необходимой информации в произведении живописи | Уметь работать с текстом сказки в поэтической форме; определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности; уметь анализировать произведение живописи; соотносить текст сказки с произведением живописи; определять тему и главную мысль; характеризовать героев картины. | выразительное чтение отрывка наизусть | 10.02 | |||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки. | 13.02 | ||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности языка литературной сказки. | 17.02 | ||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев сказки. | 20.02 | ||||||
Басни И. Крылова «Слон и Моська», «Чиж и голубь» Урок чтения и осмысления текста | Понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает басня; Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях). | Уметь работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеризовать героев басни; понимание нравоучения); уметь осуществлять поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала. | выразительное чтение | 24.02 | |||
Л. Толстого «Лев и собачка». Составление плана.Урок чтения и осмысления текста | Антиципация темы урока. Знакомство с выставкой книг. Классификация книг. Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа «Лев и собачка». Работа по вопросам учебника на с. 53. Подготовка к пересказу. Пересказ. Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника на с. 55. Составление плана рассказа. Анализ рассказа «Акула». Работа по вопросам учебника на с. 58. | Уметь работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; - осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях). | выразительное чтение | 27.02 | |||
Л. Толстой «Лебеди». Составление плана | 2.03 | ||||||
Л. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана. | 5.03 | ||||||
Рассказы Л. Толстого Урок развития речи В.В.Маяковский .Кем быть? | Произведения великих русских писателей и поэтов. «Самостоятельное чтение». Л. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». «Семейное чтение». Заповеди из Евангелия в пересказе Л. Толстого. Формировать систему нравственно этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, которые представлены в текстах; формировать интерес к творчеству Л. Толстого. | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); уметь работать с книгой | Отзыв о прочитанном произведении | 9.03 | |||
И. Крылов «Квартет» Урок-проект | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Работа с вы- ставкой книг. Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов». Выполнение вопросов и заданий учебника. Анализ произведения А. Барто «Квартет». Создание текста-рассуждения «Что означает слово «согласие» | Уметь распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; уметь читать по ролям, осознавая характер каждого героя; использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию. | инсценировка произведения | 12.03 | |||
Маленькие и большие секреты страны Литературии Обобщающий урок | Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения; определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. | Уметь работать с выставкой книг. Классификация книг. Уметь создавать текст «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов». Знать ответы на вопросы и задания учебника. Уметь анализировать произведения А. Барто «Квартет», создавать текст-рассуждения «Что означает слово «согласие» | Опрос | 16.03 | |||
Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» Урок контроля | Проверка полученных знаний и умений | Обобщить знания о великих русских писателях, их произведениях. | Проверочная работа | 19.03 | |||
Раздел «Литературная сказка» В. Даль «Девочка Снегурочка» сравнение с народной сказкой. Урок чтения и осмысления текста | Знакомство с темой раздела. Обобщение имеющихся знаний по теме урока. Работа по выставке книг. Чтение диалога Ани и Вани. Сведения профессора Самоварова. Чтение и анализ сказки В. Даля «Девочка Снегурочка». Подготовка к пересказу сказки. Пересказ сказки. | Уметь давать характеристику героям произведения; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога; уметь договориться о совместных действиях. | Пересказ произведения | 30.03 | |||
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой. | Пересказ по плану | 2.04 | |||||
Урок чтения и осмысления текста | Чтение и анализ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Подготовка к пересказу сказки. Пересказ сказки по составленному плану. Особенности построения волшебной сказки. Сравнение сказок | Уметь работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки; уметь сравнивать литературные сказки на одну тему: находить общее и различия; уметь работать с книгой (давать название выставке книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге) | |||||
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. | 6.04 | ||||||
55 – 56 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича…» Урок чтения и осмысления текста | Чтение и анализ «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа по вопросам учебника. Характеристика героя произведения. Подготовка к пересказу. Пересказ сказки. Работа по группам. Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. | Знать литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки);знать основные особенности текста; понимать главную мысль; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, уметь договориться о совместных действиях. | Пересказ произведения | 9.04 | ||
13.04 | |||||||
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича…» | 16.04 | ||||||
Б. Заходер «Винни – Пух» Урок знакомства с произведением | Знакомство с темой урока. Автор – рассказчик. Автор – преводчик. Переводная литература для детей. Чтение диалога Ани и Вани. Знакомство с выставкой книг «Переводные книги для детей». Знакомство с книгой А. Милна «Винни – Пух и все – все – все». Чтение фрагмента книги. Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с авторской сказкой А. Милна «Винни Пух и все-все-все», преводной литературой Б. Заходера. | Уметь работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героям сказки, уметь сравнивать литературные сказки на одну тему, находить общее и различия, уметь работать с книгой (давать название выставке |