Последует за этим верность всем»
(В. Шекспир)
Верность — это морально-этическое понятие, это стойкость и неизменность в чувствах, в выполнении своего долга. Наиболее часто это понятие употребляется, когда речь идет о любви. Однако человек может оставаться верным и своим принципам, чувству долга, велению сердца. И особенно трудно для нас всех сохранить верность самому себе.
Примеров тому немало в художественной литературе. Так, мотив сохранения верности своим нравственным принципам, чувству долга звучит в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Одновременно автор размышляет здесь о сохранении в душе человека милосердия, любви к ближнему.Этические и социальные пласты вступают в романе в сложное взаимодействие.
Герой Пушкина, Петр Гринев, верен себе и в комически сниженных, и в драматически напряженных ситуациях. Вот незнакомый мужичок спасает его во время бурана, показывает дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев дарит ему свой заячий тулупчик. Впоследствии старый знакомый оказывается предводителем бунтовщиков, Пугачевым, человеком, шайки которого бесчинствуют повсюду. Но и перед лицом смертельной опасности герой остается верен чувству долга, своим понятиям о чести.
Так, после захвата Белогорской крепости Пугачев спас Гринева от смертной казни, помиловал его. Однако герой не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.
Однако далее драматизм и напряжение в повествовании возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванцагосударем и вместе с тем он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.
Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему Петр Андреевич: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.
Верность своим принципам сохраняет Гринев и в отношениях с Машей. Полюбив дочь капитана Миронова, он чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям, несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, офицера войск противника. После разгрома пугачевского войска по доносу Швабрина Гринев был арестован, над ним состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутатьв эту историю Машу Миронову «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны.
Таким образом, никогда пушкинский герой не изменяет своим принципам, обретая так подлинную гармонию с миром. И мы видим, что единственное, что может помочь человеку выжить в трудной ситуации, — это внутренний голос совести.
«Главное, не изменять себе, не растрачиваться на то, что на самом деле не нужно, и уметь хранить то, что действительно ценно»(О. Рой)
Главное для человека — это умение быть самим собой, не растрачивать свою душу по мелочам, оставаться верным своей природе, порывам своей души. Только тогда возможно гармоничное существование с окружающими людьми и миром.
Об этом часто размышляли русские классики. К примеру, эта мысль присутствует в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Героем, который обретает эту гармонию с миром, является в этом произведении Пьер Безухов. Путь его — это сложный, тернистый путь исканий, поиска истины. Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.
Мы знакомимся с Пьером уже на первых страницах романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Он неловок и рассеян, не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость,эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей. Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н.К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Безухова в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского[1]1. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.
Однако образ жизни героя здесь обусловлен не только его личностными качествами. Буйные кутежи в компании «золотой молодежи» — это и неосознанный протест его «против низменной скуки окружавшей действительности, трата сил, которые не к чему... приложить»[2].
Следующий этап нравственных исканий Пьера — это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его — «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг
друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением. Однако Толстой подчеркивает ошибочность взглядов Пьера. Ни одно из положений масонского учения не реализуется в жизни героя. Пытаясь исправить несовершенство общественных отношений, Безухов пробует изменить положение своих крестьян. Он строит в своих деревнях больницы, школы, приюты, пытается облегчить положение крепостных. И ему кажется, что он достигает ощутимых результатов: благодарные крестьяне торжественно встречают его хлебом-солью. Однако все это «народное благоденствие» иллюзорно — это не что иное, как спектакль, устроенный главноуправляющим по случаю приезда барина. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки. Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».
Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Онразуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности. Однако 1812 год многое меняет в жизни Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения героя к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия»[3]. Большую роль здесь играет посещение Пьером Безуховым батареи Раевского во время Бородинской битвы и его пребывание во французском плену.
Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей — неосознанный, идущий из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом». Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок[4].
Возвратившись в Москву, Безухов проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо убийства французского императора он спасает на пожаре ребенка изащищает красавицу-армянку от французских солдат. Однако Безухова обвиняют в поджоге, и он попадает в плен к французам. И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни. «В нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога...». Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — принятие жизни такой, как она есть, вера в Провидение, непротивление злу. Символом этого персонажа является круг, фигура, с которой издавна было связано представление о достигнутом совершенстве. Платон Каратаев предстает у Толстого частицей народа, воплощением «роевого начала»: «жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Этот герой проникнут идеей всеобщего любовного единения людей. И Пьер приходит к нравственному удовлетворению именно через философию Каратаева, в котором его привлекает отсутствие личных интересов, склонностей, умение прощать и принимать все происходящие события. «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования», — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой. Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы, — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы.
В конце романа герой обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».
Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его — это вечное постижение истины и утверждение ее в мире. Только так, по мысли писателя, человеку можно оставаться самим собой.
«Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь...»(Мария фон Эбнер-Эшенбах)
Верность — это стойкость и неизменность чувств человека, следование голосу совести, велению своего долга. Умение сохранить верность в любви, дружбе, браке — это несомненное достоинство человека. Познать же верность — это честь, которую оказывают людям. И они должны быть достойны этой чести.
Размышления о верности и чувстве долга часто встречаются в произведениях русской классической литературы. Мотив верности семье звучит в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой Пушкина совершает в романе трагическую ошибку, «о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная, «гениальная натура»... Он не ощутил... сколь глубоким, сильным и трагическим было чувство Татьяны... не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню на край гибели... Главное же — он не угадал,, что любовь Татьяны — это дар судьбы, редкое счастье, ради которого стоило попытаться изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее»[5]. Онегин не смог разгадать натуру Татьяны, увидев в ней лишь мечтательную провинциальную барышню.
Потребовалось время, нравственные испытания (убийство друга) и осознание собственной неправоты для того, чтобы герой смог обрести возможность подлинной, живой жизни, стать ее полноправным участником, а не зрителем. Встретив Татьяну, ставшую равнодушною княгиней, «законодательницей зал», в Петербурге, Онегин поражается своему впечатлению, тому, что шевельнулось в его душе:
Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он:
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон.
Он, быть может, впервые открывает в душе своей истинную любовь — не увлечение, не светский флирт, не пылкую влюбленность юнца, но чувство зрелого мужчины, уже ничего не ждавшего от жизни. Онегин поражен не только силой и очарованием внезапного чувства — он поражен свойствами собственной души, своей жаждой любви и счастья. Это чувство для героя — дважды откровение. Именно поэтому Онегин так упрям, «отстать не хочет», «за нею гонится как тень». Горечь и неподдельная искренность звучат в каждой строчке его письма Татьяне:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Однако в поведении героя не только чувство трагической безысходности, определяющее ценность его любви. Исследователи отмечали, что досада и суетность имели место в этой скоропалительной страсти. Духовное обновление пробудило самоосознание чувств Онегина, не изменив, однако, сущности его натуры. В основе его поступков — все тот же эгоизм. Как точно замечает М. Лазукова, чувства Онегина оборачиваются «эгоцентризмом, неуважением к личности другого, к воле другого, неуважением к “теперь”», «приятие мира Онегиным — приятие для себя»[6]. Однако теперь ситуация изменилась: Татьяна замужем, и узы брака для нее святы. Любовь Онегина, его преследования, письма — все это оскорбляет ее, вызывает в душе ее гнев, недоумение: она не слишком верит в искренность Евгения. В финале романа она преподносит Онегину свой «урок»:
...колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам...
Чистота и цельность натуры Татьяны несовместимы с ложью и обманом. Она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана,
Я буду век ему верна...
В этом выборе героини сказалось очень многое. Это и цельность ее натуры, не допускающая лжи; и четкость нравственных представлений, исключающих саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы своей матери и няни.
Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию»[7]. «Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она /Татьяна/ вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь...» — замечает писатель2.
Таким образом, умение сохранить верность в браке, в семье — это несомненное достоинство человека, во многом определяющее его судьбу, жизнь, возможность обретения счастья.
«Верная любовь помогает переносить все тяготы...»(Ф. Шиллер)
Верность в любви — великое благо для человека. Однако это и испытание, возложенное на нас судьбой, своеобразный экзамен на нравственную прочность, духовную состоятельность. О верной, настоящей любви писали поэты и прозаики. Этот мотив развивается в сюжете романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» — так открывается у Булгакова глава о Маргарите. В романе звучит тема настоящей, глубокой любви на фоне пошлой, мещанской жизни. Значим мотив самопожертвования, разделения участи любимого. Маргарита, полюбив Мастера, прощается со своей прошлой жизнью, жертвует благополучием, своим положением, комфортом. Она поддерживает Мастера в минуты отчаяния. Ради своего любимого идет на сделку с Воландом, соглашаясь быть царицей бала сатаны.
Маргарита предстает в романе уникальной героиней. Имя ее связано с фаустианской традицией, образ ее воплощает собой «абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего: даже выше христианского идеала спасения души (во имя любви к Мастеру героиня заключает договор с дьяволом...)»[8]. С этой героиней связаны демонические мотивы в романе (бал сатаны, колдовской эликсир и др.), истоки которых — в романтизме. Образ Маргариты неразрывно связан в романе с образом Мастера. Она, в отличие от Мастера, берет на себя активную роль и пытается бороться с жизненными обстоятельствами. Но страдания ожесточили ее. Энергия Маргариты становится разрушительной: полученную способность летать и быть невидимой она использует для того, чтобы отомстить. Исследователи отмечали, что большая, всепоглощающая любовь к Мастеру совмещается в ее душе с ожесточением против всего мира. И в этом двойственность, противоречивость характера героини.
Маргарита навсегда остается с Мастером, она посвящает ему жизнь, становится его Музой. В финале эти герои удостоены «покоя», они обретают свой вечный дом.
Тема верной, настоящей любви раскрывается и в поэзии. Так, одним из самых знаменитых стихотворений стало послание К. Симонова «Жди меня», написанное в годы Великой Отечественной войны.
Стихотворение «Жди меня, и я вернусь...» было написано в 1941 году. Оно посвящено лю
1
^ разделi. Верность и измена • '
бимой женщине поэта — актрисе Валентине Серовой. Интересно, что сам автор не собирался печатать это стихотворение: оно казалось ему слишком камерным, интимным, лишенным гражданского содержания. «Я считал, что эти стихи — мое личное дело, — рассказывал затем К. Симонов. — Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, — и заставил меня через полгода напечатать его в газете»[9].
Однако история стихотворения на этом не заканчивается. Оно не было принято в «Красной звезде», и Симонов воспринял это как должное. Редактора «Правды» П.Н. Поспелова поэт счел нужным заранее предупредить о том, что «это стихи не для газеты»[10]. Однако в 1942 году оно было опубликовано вгазете «Правда». Позже стихотворение вошло в лирический цикл «С тобой и без тебя».
Стихотворение было очень популярно в годы Великой Отечественной войны. Как только оно появилось в «Правде», его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали.
Однако многим критикам цикл «С тобой и без тебя» не понравился. В качестве аргументов высказывались мысли о том, что в стихотворениях поэта «идея революции неощутима», «где-то прогладывает культ войны, культ солдата», на ряде строчек «лежит печать явной спешки», слово «жди» «из настойчивого делается назойливым и перестает работать в смысловом отношении»[11]. Более того, ходил слух, что Сталин высказал мысль о том, что надо бы издать эти стихи в двух экземплярах — «один — ей, другой — автору»[12].
По своему жанру произведение представляет собой любовное послание, обращение к любимой «побудительно-заклинательного характера»[13]. Мы можем отнести его к интимной лирике. Также здесь присутствуют элементы, придающие произведению характер исповеди. Однако в стихотворенииприсутствуют также и гражданские мотивы — выполнение героем своего долга, его вера в победу.
Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, бойца, обращенного к любимой женщине. Монолог лирического героя носит здесь разговорный характер. Каждая строфа стихотворения имеет кольцевую композицию. Ключевые слова здесь — «жди меня». Каждая строфа начинается с этих строк (а в первой строфе они проходят рефреном), поэтому они звучат здесь как заклинание. А заканчиваются строфы той же просьбой, обращенной к любимой: «Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет», «Жди. И с ними заодно Выпить не спеши».
Исследователи отмечали характерные черты поэтического стиля К. Симонова. «Если говорить о таких его лучших стихах, как «Жди меня...», «Если дорог тебе твой дом...», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», то они строятся не как простая, обыденно-спокойная беседа с читателем. В каждом из них тема овладевает поэтом, как одно-единственное чувство, страсть, и эта тема-страсть определяет собой строй и звучание стиха. <...> Симоновский поэтический разговор отличает открытая прямота»[14].
Первая строфа — это рассказ о трудной жизни героини, любимой поэта. «Желтые дожди» наводят грусть, время кажется бесконечным, зиму сменяет лето, метель — жара. А между тем «других» уже неждут, писем не приходит. Мы видим, сколько душевных сил, терпения, мужества и веры требует это умение ждать бойца с фронта.
Вторая строфа углубляет и развивает мотивы предыдущей. Она является кульминационной в развитии темы ожидания. Испытание разлукой могут не выдержать «друзья», родные — «сын и мать», выпивающие «на помин души». Но это испытание под силу любимой и любящей женщине. Она не должна верить в смерть любимого, должна выдержать все испытания. И ее любовь, вера способны творить чудеса. Здесь мы видим противопоставление веры, любви героини и безверия, забвения всех окружающих.
В третьей строфе ситуация ожидания заканчивается. Все напряжение, кульминационная точка второй строфы разрешается здесь в светлый аккорд:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Здесь словно подводится итог этому ожиданию, этой способности героини:
Эти строчки — апофеоз русской женщины, ее терпения, любви, ее душевных качеств. Любовь — великая сила, побеждающая смерть. Она способна сберечь воина в смертельном бою. Такова основная мысль этого произведения.
В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстопный хорей, рифмовка — перекрестная. По своим художественным средствам оно крайне скупо, но скупость речи оттеняется в нем глубиной чувств, однообразие ритма усилено проникновенностью одного всеохватывающего душевного состояния. Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору (каждая строфа), эпитет («желтые дожди», «горькое вино»), метафору («Ожиданием своим Ты спасла меня»), фразеологизм («всем смертям назло»).
Таким образом, верная любовь помогает человеку вынести все тяготы жизни, выжить в нечеловеческих условиях, сохранить в своей душе надежду.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии»(Д. Свифт)
Измена — это попрание человеком определенных нравственных понятий, нарушение представлений о чести, долге, семейном, нравственном и т.д. Зарождаясь в человеческом сердце, проникая в мысли, душу, этот процесс постепенно обретает зримые и реальные черты. Мотив измены берет свое начало в библейских сюжетах. Очень остро звучит этот мотив и в произведениях русской классической литературы, к примеру в драме А.Н. Островского «Гроза».
Измена героини мужу подготавливается у драматурга комплексом исходных мотивов. Так, уже в начале пьесы звучат у Островского мотивы соблазна, искушения, греха и своеволия. Катерина понимает, что с ней происходит «что-то недоброе»: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самой себя совестно делается...».
Согласно христианским представлениям, сначала смущается ум человека, его мысли, потом сердце и чувства, а затем воля. Бессознательно Катеринаэто ощущает и говорит об этом Варваре: «Ах, Варя, грех у меня на уме! <...> Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Во втором действии она вновь говорит Варваре: «Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал». Понимая, что мечта о Борисе завладела ее мыслями, героиня все же пытается удержаться от греха, пытается заглушить свою страсть, найти опору в муже: «Я буду мужа любить», «Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!» Однако Тихон стремится вырваться на волю, он не чувствует состояния жены: «Всю-то жизнь вот эдак жить, как ты видишь, так и убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Еще одна попытка сохранить собственную душу — страшная клятва Катерины, ставшая трагическим пророчеством: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я...». И финальным этапом борьбы героини с охватившим ее соблазном становится сцена с ключом. Икусительницей здесь выступает Варвара, приносящая ей ключ от калитки. Катерина мучительно борется с этим искушением, и автор обнажает всю душевную борьбу героини: «Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на погубу мою. (Прислушивается). Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман). <...> Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно,сама судьба того хочет!» На этом заканчивается душевная борьба героини: отдавшись во власть страстей, она тайно встречается с Борисом, пока муж находится в отъезде.
Исследователи отмечали, что Катерина поступает здесь по своей воле, по своему произволу. И образ ее соотносится с образом Кабанихи не только в плане противостояния, но в плане единства, т.к. самодурство Марфы Игнатьевны и своеволие Катерины — понятия, в известном смысле родственные друг другу[15]. В этом плане большое значение для прояснения образа Катерины и самой ситуации приобретает ее высказывание: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Думается, это ключевая фраза, раскрывающая саму суть этой героини. Катерина не находит духовной опоры ни во внешнем мире (в семье), ни в своем внутреннем мире (в вере, в своих моральных принципах).
Впечатлительность, экзальтированность, максимализм усиливают трагическое мироощущение Катерины. Мучась сознанием совершенного греха, она признается во всем мужу и свекрови, однако внутренний конфликт не может разрешиться этой сценой. Признавшись в грехе, героиня не обрела истинного покаяния, смирения, стремления изменить свою жизнь. Она так и не смогла преодолеть свою страсть — все помыслы ее по-прежнему обращены к Борису, она даже готова бежать с ним из дому. Однако ее избранник оказывается робким, заурядным человеком, не способным решиться на бунт. И теперь уже ситуация представляется Катерине совсем безвыходной, ею овладевает тоска: «Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу... Свету-то не рада сделаешься! А вставать не хочется, опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Прежде, говорят, убивали». Она испытывает острое чувство вины, и упреки окружающих поддерживают в ней это чувство — она находит их справедливыми. Однако если бы все простили, пожалели ее — чувство постоянного стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее. Окружающие не могут спасти Катерину, так как она не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, со своими представлениями о добре и зле. И в этом неразрешимость внутреннего конфликта в «Грозе», в этом состоит трагедийность пьесы, финалом которой стала смерть героини.
Таким образом, как отмечали исследователи, Катерина у Островского «пала не жертвой темного царства только, но жертвой распадения собственной веры...»[16]. Жизненные обстоятельства не могли дать ей счастья, любви, душевной гармонии,
а внутренних сил для смирения ей недоставало. Поэтому она оказалась в духовном одиночестве. «Духовное одиночество одолевается верой. Но вера ее разрушена грехом и отчаянием. Страх наказания, олицетворённый жуткими обличениями безумной барыни, завладевает душою героини без остатка. Но это уже не подлинный страх Божий, а языческий трепет при нежелании смиренного приятия скорби душевной. Подлинный страх Божий действует в вере. Но в Катерине происходит полное угасание веры, приведшее ее к самоубийству», — замечает М.М. Дунаев[17].
Таким образом, измена, предательство — это тяжкий грех, зарождающийся сначала в душе человека. Мы видим, что измена разрушает не только человеческую личность, но и саму жизнь.
«Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима...»(Сенека)
Верность человека в любви и дружбе — это определенный нравственный критерий, во многом определяющий его личность. Недаром человек, совершивший предательство, ассоциируется у нас с библейским Иудой. Встречается в нашей жизни предательство дружбы и убеждений, которые были непрочны. Порой мы не можем положиться на своего друга в трудной ситуации, в беде. И примеров тому есть немало в русской литературе.
Один из них — отношения Базарова и Аркадия Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор писал о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего»[18]. Однако это будущее, по мысли писателя, не может принадлежать Базаровым. Отсюда и трагическое одиночество героя, его разобщенность с людьми. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе нет ни одного персонажа, близкого Базарову. В реальности у него нет друзей, единомышленников. Зато в «Отцах и детях» мы встречаем мнимых друзей и последователей Базарова.
И прежде всего, это Аркадий Кирсанов. Это молодой человек из дворянской семьи, который учится вместе с Базаровым в университете. Однако само поведение Аркадия, его манеры, речь — все резко отличается от облика Базарова. Молодой Кирсанов всегда вежлив и любезен, держится вполне по-светски. Так, несколько церемонничая, он сообщает отцу, что его приятель «был так любезен, что согласился погостить» у них. Базаров же держится просто и естественно, «в голосе его что-то грубое, почти дерзкое», разговаривает с Кирсановыми он «отрывисто и неохотно». «Евгений Васильев», — простонародно представляется он Николаю Петровичу, не считая нужным соблюдать правила светского этикета.
Различен и образ жизни героев, их привычки. Так, приехав в имение Кирсановых, Базаров занимается работой, «режет лягушек», ставит опыты. Писатель недаром акцентирует наше внимание на художественной детали — «обнаженная красная рука» Базарова, что свидетельствует о его привычке к труду. Аркадий же — человек праздный: приехав домой, он отдыхает, наслаждается красотой природы и общением с семьей.
Различны и истинные взгляды героев, их убеждения. Так, совершенно по-разному они относятся к природе. Для Базарова природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий же любит природу, хотя и не смеет признаться в этойк «Все кругом золотисто зеленело, все плодородно и мягко волновалось и лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки... Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления...».
Базаров не признает и не понимает живописи — Рафаэль у него «гроша медного не стоит». Герой смеется над Николаем Петровичем, потому что тот «в сорок четыре года в ...м уезде — играет на виолончели». Аркадий же воспитан в семье, где ценят живопись, поэзию, музыку, и в ответ на обидный смех Базарова он, «как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».
Базаров отрицает красоту и любовь, считая, что все это — «романтизм, чепуха, гниль, художество». У Аркадия же в сердце всегда было место для любви. И он находит ее с прелестной молодой девушкой, пусть, при всей властности ее натуры, немного наивной, не озабоченной «серьезными вопросами», но с которой ему действительно хорошо.
При этом молодой Кирсанов считает себя учеником и последователем Базарова. Но в действительности (и Тургенев как бы мимоходом, ненавязчиво открывает это читателям) Аркадий лишь подражает Базарову. Как отмечал Д. Писарев, это «молодой человек неглупый, но совершенно лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в чьей-нибудь интеллектуальной поддержке»[19]. Аркадий принадлежит к разрядулюдей, которые постоянно попадают под чужое влияние, людей, «вечно опекаемых и вечно не замечающих над собою опеки»[20]. Желание его «быть сыном своего века», разделять передовые взгляды и обаяние сильной личности Базарова заставляют этого молодого человека «мыслить с чужого голоса»[21].
В романе есть несколько характерных эпизодов. Вот Аркадий вместе с Базаровым только что приехал к ртду. Он рад встрече, возвращению в родной дом и, забывшись, начинает восхищаться чудной природой: воздухом, небом. Но вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает». Так одной фразой Тургенев дает понять читателям, каково истинное положение вещей. Не препятствуя выбору отца в лице простодушной Фенечки, сын подчеркивает свой демократизм, широту взглядов: «...тебе известен мой образ мыслей». И далее идут комментарии писателя: «Аркадию было очень приятно произнести эти слова». Поддерживая Базарова в споре с Павлом Петровичем, молодой Кирсанов заявляет своему дяде, что необходимо все разрушить — «современное состояние народа этого требует». Но как же далека сама натура Аркадия от агрессивности и разрушения!
Подражая Базарову, молодой Кирсанов зачастую копирует его поведение. Он хочет казаться человеком с большим жизненным опытом, суровым и деловитым, с небольшим налетом цинизма. На самомже деле Аркадий — это добрый, мягкий, интеллигентный юноша, любя