Глава ХII. Анна Андреевна Ахматова.
(1889-1966гг.)
Я никогда не переставала писать стихи.
Для меня в них – связь моя со временем,
с новой жизнью моего народа.
Когда я писала их, я жила теми ритмами,
которые звучали в героической истории моей страны.
А.Ахматова.
Библиографическая справка.
11 июня 1889г. – родилась на Большом Фонтане (близ Одессы) в семье флотского инженера-механика в отставке.
1900г. - переезд в Царское Село: 1-ые стихи.
1905г. - развод родителей, переезд в Евпаторию, потом в Киев; окончание гимназии.
1907г. – Киев: юридический факультет Высших женских курсов.
1909г. – Петербург: Высшие историко-литературные курсы Раева.
1910г., апрель – венчание с Николаем Гумилёвым.
1912г. - I сборник «Вечер»
1914г. - сборник «Чётки»
Вызвали не просто благосклонное внимание читателей; уже эти сборники дали возможность говорить о подлинной новизне лирики даже для того на редкость
богатого в истории русской поэзии времени.
1914, июль – Слепнёво, известие о I Мировой войне. Семейная жизнь не складывается; муж уходит на фронт добровольцем.
Её стихи тогда как молитва о спасении воина: И плакать грешно, и томиться грешно
В милом родном дому…
1917г. – сборник «Белая стая»
1921г. – сборник «Подорожник»; расстрелян муж.
1922г. – сборник «Anno Domini MSM XXI»
Сборники 1918-1923гг. – упрочили за Ахматовой славу одного из 1-ых поэтов России.
30-е годы – Ахматову настигла волна сталинских репрессий: аресты (в 1935 и 1938 году) единственного сына; воевал на фронтах Великой Отечественной войны; в 1949 г. – 3-ий арест; 1956г. – окончательно освобождён. Эту трагедию Ахматова переживала вместе со всеми: страшные очереди в тюрьме «Кресты».
1941- 44г. – блокадный Ленинград: стихи – выступления по радио – болезнь; Ташкент – выступления в госпиталях – возвращение в Ленинград.
1946г. – новая враждебная кампания против Ахматовой: поэзия объявлялась чуждой, враждебной народу; в адрес поэтессы звучали слова чиновников, уничижительные, а порой и оскорбительные. Это была самая тяжёлая пора в её жизни (уничтожен весь тираж книг).
1950г. – с её стихов снят запрет. Много печатается.
1964г. – Италия: Вручение Международной литературной премии «Этна-Таормина».
1965г. – Почётная степень доктора старейшего в Англии Оксфордского университета.
1966, 5 марта – умерла в Москве.
Основные темы творчества.
- Любовная лирика.
«Ранняя поэзия Ахматовой – это русская
психологическая проза XIX века,
переложенная на стихи».(Ю.Тынянов.)
Впервые женщина не просто объект поклонения мужчины, а сама говорит о своих чувствах: «Небывалая осень построила купол высокий…»
«Песня последней встречи»
«Я научилась просто, мудро жить»
Ранние произведения: «Вечером», «Рыбак», «Сегодня мне письма не принесли», «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить…».
2. Тема творчества: «Я голос ваш, жар вашего дыханья…»
Лирика Ахматовой – всегда один миг, но этот миг (горестный он или счастливый) – всегда праздник, торжество над повседневностью. Её муза не прячется в комнатный шёпот, а рвётся на улицу, на площадь:
Не лирою влюблённого
Иду прельщать народ –
Трещотка прокажённого
В моей руке поёт.
Стихотворный цикл «Творчество»
- Тема поэта и поэзии в лирике.
Как и Пушкин, Ахматова показала путь поэта, но поэта-женщины.
«Музе» – муза-сестра.
«Всё отнято: и сила, и любовь» – неприятие мужчиной женщины-поэта.
«Всё расхищено, предано, продано» – муза как воплощение народной скорби («дырявый платок»; звучание «мы» как голоса поколения)
«Молитва» – список потерь после Октябрьской революции бесконечен. В 20-40-е годы жизнь увенчала её музу венком скорби.
Цикл стихов «Венок мёртвым» посвящается памяти тех, кто не выдержал пыток режима, своим друзьям-поэтам: О.Мандельштаму, М. Цветаевой, М.Булгакову, Б.Пастернаку.
Поэма «Реквием» – вершина тех лет:
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был…
Её поэтическое своеобразие: Ахматова особенно остро ощущала боль своей эпохи, как свою собственную:
Ленинградскую беду
Руками не разведу…
Я земным поклоном
В поле зелёном
Помяну… («Причитание»)
В первые дни войны – стихотворение «Мужество»
- Тема Родины.
Анна Ахматова стала голосом своего времени, она мудро и скорбно разделила судьбу народа; остро ощущала принадлежность двум эпохам – той, что ушла, и той, что царствует:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит:
Крапиву, чертополоху
Украсить её предстоит.
1917г. – «Мне голос был. Он звал утешно.»
1922г. – «Не с теми я, кто бросил землю », «Ива»
1961г. – «Родная земля»