Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош
Толпа озвереет, будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
а) метафора
б) аллегория
в) олицетворение
г) образный параллелизм
18. С кем сравнивает поэта В.В.Маяковский в своих стихах?
а) с рабочим
б) с учёным
в) с пророком
г) с революционером
19. В какой пьесе В.В.Маяковского герой оказался замороженным, а затем перенесённым в будущее?
а) «Баня»
б) «Клоп»
в) «Мистерия - буфф»
20. Пьесы «Клоп» и «Баня» - сатирические произведения, направленные против таких пороков как:
а) подлость и трусость
б) мещанство и бюрократизм
в) бессердечие и жестокость
г) раболепие и чинопочитание
Самостоятельная работа:
- иметь представление о жизни и творчестве поэта; основных темах лирики и стихотворениях, соответствующих основным темам творчества , её художественном своеобразии; о новаторстве Маяковского.
Практическая работа:
-подготовить сообщение на тему «Маяковский и революция», «Маяковский- сатирик», «Новаторство Маяковского».
Глава IX. Сергей Александрович Есенин.
(1895 – 1925гг.)
Стихи Есенина светлые,
чистые, голосистые…
А.Блок.
Библиографическая справка
21 сентября (3 октября)1895год – родился в с. Константиново Рязанской области в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда.
Среди первых впечатлений Есенина – духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами и бабушкины сказки.
1909-1912гг – продолжает (с отличием закончив Константиновское четырехклассное училище) обучается в Спас-Клепиковской учительной школе, из которой вышел «учителем школы грамоты»
Лето 1912г – Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И.Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.
1913-1915гг – Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского.
С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого становится в 1912 г. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах. Дебют – стихотворение «Береза».
Весна 1915 – Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городецким, А.М. Ремизовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
1916г – первый сборник стихов Есенина – «Радуница»– восторженно приветствуется критикой, обнаружившей свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.
1918г – выходят сборники «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов».
Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет небольшие поэмы: «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик».
Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе у Никитинских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу – стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству – духовной первооснове художественного образа – трактат «ключи Марии»(1919).
Имажинизм
(название восходит к английскому (имажизм», image – образ) – литературное течение в России 1920-х гг. В1919 г. с изложением его принципов выступили С.А. Есенин, Р. Ивнев,
А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич и др. Они организовали издательство «имажинисты», выпускающее одноименные сборники, журнал «Гостиница для путешественников в прекрасном» (1922-1924; вышло 4 номера)
Основные признаки:
- Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступали против его политической ориентации в послеоктябрьский период, в частности, допускали резкие выпады в адрес В.В. Маяковского.
- Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова-образа 9поэзия – «ритмика образа»
- Утверждали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства.
Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.
1921г – уже тогда Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»- имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).
Начало 1920-х годов – уже тогда в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З.Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд»
Сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая»( 1924).
Осень 1921г – встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан, через полгода ставшей его женой.
Май1922-август1923 – совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке. Однако по возвращении в Россию они расстались.
На Родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР». В этот период, до 1925г., создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая…» «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и др.
Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме Родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» - «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового получает развитие в стихах последних лет.
Фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна».
Сборники «Русь Советская», «Страна Советская» (1925). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе» (1924), «Капитан земли» (1925).
Воспевая новую действительность и ее героев, Есенин пытался соответствовать времени. Эмоциональной основой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
1923-1925гг – последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествие на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз – в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л.Н. Толстого) не был счастливым.
Конец ноября 1925г – измученный скитальчеством, поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек», в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара.
«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен…»
Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой.
Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993 году не подтвердила.
Лирика, необходимая для прочтения: «Письмо матери», «Русь святая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Спит ковыль…» Тема Родины в творчестве Есенина, любовная, философская лирика. Сложность мироощущения. Народно-песенная основа лирики Есенина.
Публицистика Есенина. «Железный Миргород».