Краткая хроника жизни и творчества И.С. Шмелева
1873 21 сентября | В семье купца-подрядчика Сергея Ивановича Шмелева и Евлампии Гавриловны Савиновой в Москве, в доме 13 Калужской улице, родился четвертый ребенок – сын Иван |
1880 | Смерть отца |
1884-1894 | Учеба в гимназии |
1891 | Знакомство с Ольгой Александровной Охтерлани (1875-1936), дочерью генерала А.А. Охтерлани, героя обороны Севастополя |
1894-1898 | Учеба на юридическом факультете Московского университета (окончил с дипломом первой степени). |
1895 | Венчание с О.А.Охтерлани. Свадебное путешествие на Валаам. Первая публикация – в журнале «Русское обозрение» (№7) напечатан рассказ «У мельницы». |
1896 | Рождение сына Сергея |
1897 | Выход в свет книги «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» |
1899-1907 | Служит чиновником сначала в Московской, потом во Владимирской губернии, много ездит по провинции. |
1908 | Выходит в отставку, чтобы заняться профессиональным литературным трудом. Возвращение в Москву. Знакомство с литературными кругами Москвы, в том числе со «Средой» Н.Д. Телешова. Публикация повести «гражданин Уклейкин» в журнале «Русская мысль» (№5). |
1910-1917 | Выходит 8-томное собрание сочинений писателя. |
1911 | Публикация в сборнике «Знание» повести «Человек из ресторана», принесшей Шмелеву известность и переведенной на многие иностранные языки |
1914 лето | Становится наряду с Ю.А. Буниным (братом И.А. Бунина) и В.В. Вересаевым одним из редакторов Книгоиздательства писателей в Москве |
1915 | Сын Сергей, студент Московского университета, призван в действующую армию |
1917 | Сочувственно встречает Февральскую революцию. Летом покупает участок земли в Алуште, куда в ноябре 1920 г. переедет с женой и сыном |
1918 | Публикация повести «Неупиваемая чаша» в сборнике «Отчизна» (переведена на многие иностранные языки) |
1921 январь | В Феодосии карательным отрядом, которым командовал Бела Кун, расстрелян сын Сергей |
1922 весна ноябрь | Возвращение в Москву Отъезд в Берлин |
1923 январь | Переезд в Париж по приглашению И.А. Бунина |
весна | Шмелев получает известие, подтверждающее гибель сына. Отказ от возвращения в Россию. Публикация повести «Солнце мертвых» в парижском альманахе «Окно» (переведена на 12 языков) |
1928 | Публикация первого очерка из цикла «Лето Господне. Праздники» в парижской газете «Возрождение». |
1933 | В белградском издательстве «Русская библиотека» выходит книга «Лето Господне. Праздники» |
1934 | Опубликован роман «Няня из Москвы» |
1936 июнь | Смерть жены Ольги Александровны |
Июль-октябрь | Поездка в Латвию и Эстонию, посещение Псково-Печерского монастыря. |
1937 | Выход первого тома романа «Пути небесные» |
1938 | Переезжает на постоянную квартиру в Париже |
1948 | Выход романов «Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби» и «Пути небесные». |
24 июня 1950 | Смерть в православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-от под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. |
Глава V. Русская поэзия «серебряного века»
Основные направления в поэзии (акмеизм, символизм, футуризм).
Поэзия действительности: основные особенности, темы,
Представители этих литературных направлений
Символизм
(от греческого symbolon – символ, знак) – литературно-художественное направление конца XIX - начала XX века. Основы эстетики символизма сложились конце 70-х гг. в творчестве французских поэтов – П. Верлена, Лотриамона, А. Рембо, С. Малларме и др.
Символизм возникает на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа. Апокалипсис в восприятии мира – одна из характерных черт символизма.
Идея Ницше о цикличности развития цивилизации: упадок чередуется с расцветом; упадок наступает тогда, когда дух утрачивает «музыкальную стихию», теряет ощущение силы и могущества, когда культура начинает выражаться в цивилизаци.
Символизм оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.
Основные признаки:
- Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.
- Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающее прорваться «сквозь покров повседневности к сверхвременной идеальной сущности мира». Таким образом, символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение соответствий и аналогий (напр. формой и цветом, между звуком и запахом и проч.)
- Музыкальная стихия объявлялась праосновой жизни и искусства (идея, находящая свое выражение еще у Вагнера и Ницше). Отсюда – господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.
- Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.
Русский символизм:
Воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере переломив их через учение Вл. Соловьева о «душе мира»). Особенности русского символизма связаны в первую очередь с особенностями исторической эпохи, в которую он развивался. Возникнув и развившись в 10-е гг. XX века, русский символизм отличался еще более катастрофическим мировоззрением (творчество А.А. Блока, В.Я. Брюсова, В. Иванова). Символизм напрямую связан с таким понятием, как «декадентство» (букв. – упадок), это особенно остро ощущается в русском символизме. Другая особенность русского символизма – обостренное внимание к поиску роли личности в истории, к ее связи с «вечностью» и сути вселенского «мирового процесса».
В области жанров символисты были приверженцами строгих форм. Широкое распространение получил такой жанр, как сонет. Однако многие старые жанры претерпевали символистическую «модернизацию» - например символические пьесы А. Блока («Балаганчик», «Роза и крест»), возрождавшие средневековую театральную традицию и театр эпохи Возрождения («комедию масок»), романы А. Белого («Петербург», «Москва»).
Организационные центры русских символистов – издательства «Скорпион», «Гриф» и «Мусагет»; журналы «Весы», «Золотое руно», частично «Мир искусств».