Краткая хроника жизни и творчества И.С. Шмелева

1873 21 сентября В семье купца-подрядчика Сергея Ивановича Шмелева и Евлампии Гавриловны Савиновой в Москве, в доме 13 Калужской улице, родился четвертый ребенок – сын Иван
1880 Смерть отца
1884-1894 Учеба в гимназии
1891 Знакомство с Ольгой Александровной Охтерлани (1875-1936), дочерью генерала А.А. Охтерлани, героя обороны Севастополя
1894-1898 Учеба на юридическом факультете Московского университета (окончил с дипломом первой степени).
1895 Венчание с О.А.Охтерлани. Свадебное путешествие на Валаам. Первая публикация – в журнале «Русское обозрение» (№7) напечатан рассказ «У мельницы».
1896 Рождение сына Сергея
1897 Выход в свет книги «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки»
1899-1907 Служит чиновником сначала в Московской, потом во Владимирской губернии, много ездит по провинции.
1908 Выходит в отставку, чтобы заняться профессиональным литературным трудом. Возвращение в Москву. Знакомство с литературными кругами Москвы, в том числе со «Средой» Н.Д. Телешова. Публикация повести «гражданин Уклейкин» в журнале «Русская мысль» (№5).
1910-1917 Выходит 8-томное собрание сочинений писателя.
1911 Публикация в сборнике «Знание» повести «Человек из ресторана», принесшей Шмелеву известность и переведенной на многие иностранные языки
1914 лето Становится наряду с Ю.А. Буниным (братом И.А. Бунина) и В.В. Вересаевым одним из редакторов Книгоиздательства писателей в Москве
1915 Сын Сергей, студент Московского университета, призван в действующую армию
1917 Сочувственно встречает Февральскую революцию. Летом покупает участок земли в Алуште, куда в ноябре 1920 г. переедет с женой и сыном
1918 Публикация повести «Неупиваемая чаша» в сборнике «Отчизна» (переведена на многие иностранные языки)
1921 январь В Феодосии карательным отрядом, которым командовал Бела Кун, расстрелян сын Сергей
1922 весна ноябрь Возвращение в Москву Отъезд в Берлин
1923 январь Переезд в Париж по приглашению И.А. Бунина
весна Шмелев получает известие, подтверждающее гибель сына. Отказ от возвращения в Россию. Публикация повести «Солнце мертвых» в парижском альманахе «Окно» (переведена на 12 языков)
1928 Публикация первого очерка из цикла «Лето Господне. Праздники» в парижской газете «Возрождение».
1933 В белградском издательстве «Русская библиотека» выходит книга «Лето Господне. Праздники»
1934 Опубликован роман «Няня из Москвы»
1936 июнь Смерть жены Ольги Александровны
Июль-октябрь Поездка в Латвию и Эстонию, посещение Псково-Печерского монастыря.
1937 Выход первого тома романа «Пути небесные»
1938 Переезжает на постоянную квартиру в Париже
1948 Выход романов «Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби» и «Пути небесные».
24 июня 1950 Смерть в православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-от под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Глава V. Русская поэзия «серебряного века»

Основные направления в поэзии (акмеизм, символизм, футуризм).

Поэзия действительности: основные особенности, темы,

Представители этих литературных направлений

Символизм

(от греческого symbolon – символ, знак) – литературно-художественное направление конца XIX - начала XX века. Основы эстетики символизма сложились конце 70-х гг. в творчестве французских поэтов – П. Верлена, Лотриамона, А. Рембо, С. Малларме и др.

Символизм возникает на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа. Апокалипсис в восприятии мира – одна из характерных черт символизма.

Идея Ницше о цикличности развития цивилизации: упадок чередуется с расцветом; упадок наступает тогда, когда дух утрачивает «музыкальную стихию», теряет ощущение силы и могущества, когда культура начинает выражаться в цивилизаци.

Символизм оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

  1. Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.
  2. Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающее прорваться «сквозь покров повседневности к сверхвременной идеальной сущности мира». Таким образом, символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение соответствий и аналогий (напр. формой и цветом, между звуком и запахом и проч.)
  3. Музыкальная стихия объявлялась праосновой жизни и искусства (идея, находящая свое выражение еще у Вагнера и Ницше). Отсюда – господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.
  4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Русский символизм:

Воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере переломив их через учение Вл. Соловьева о «душе мира»). Особенности русского символизма связаны в первую очередь с особенностями исторической эпохи, в которую он развивался. Возникнув и развившись в 10-е гг. XX века, русский символизм отличался еще более катастрофическим мировоззрением (творчество А.А. Блока, В.Я. Брюсова, В. Иванова). Символизм напрямую связан с таким понятием, как «декадентство» (букв. – упадок), это особенно остро ощущается в русском символизме. Другая особенность русского символизма – обостренное внимание к поиску роли личности в истории, к ее связи с «вечностью» и сути вселенского «мирового процесса».

В области жанров символисты были приверженцами строгих форм. Широкое распространение получил такой жанр, как сонет. Однако многие старые жанры претерпевали символистическую «модернизацию» - например символические пьесы А. Блока («Балаганчик», «Роза и крест»), возрождавшие средневековую театральную традицию и театр эпохи Возрождения («комедию масок»), романы А. Белого («Петербург», «Москва»).

Организационные центры русских символистов – издательства «Скорпион», «Гриф» и «Мусагет»; журналы «Весы», «Золотое руно», частично «Мир искусств».

Наши рекомендации